- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Турции: сентябрь 2018 г.

Проблематика сирийского урегулирования и вопросы предотвращения дальнейшего обесценивания турецкой лиры были в этот период основными заботами турецкого руководства. Примечательно, что одним из основных инструментов для решения этих острейших для Анкары проблем внутри страны и на внешнеполитическом треке руководство страны выбрало многоформатное партнерство с Москвой.

17 сентября в Сочи состоялся российско-турецкий саммит, в ходе которого был обсужден целый комплекс вопросов динамично развивающихся двусторонних отношений и регионального взаимодействия двух стран.   Стержнем сочинских переговоров стала сирийская проблематика, прежде всего, ситуация вокруг сирийской провинции Идлиб. Это единственный крупный регион Сирии, который остается в руках незаконных вооружённых формирований. В 2017 году там была создана северная зона деэскалации, куда могли переместиться боевики с семьями, отказавшиеся примириться и добровольно сложить оружие.

Лидеры двух стран договорились создать к 15 октября в этом районе вдоль линии соприкосновения правительственных войск Сирии и вооружённой оппозиции демилитаризованную зону глубиной 15-20 км с выводом оттуда радикально настроенных боевиков, в том числе «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России). Озабоченность российской стороны в этом вопросе заключается также в том, что «создаются угрозы со стороны боевиков, которые там сосредоточены, и городу Алеппо, и нашим военным объектам на территории Сирии — в Тартусе и Хмеймиме».

Кроме того, к 10 октября, по предложению президента Турции, планируется «осуществить вывод из этой зоны тяжёлого вооружения, танков, реактивных систем залпового огня, орудий и миномётов всех оппозиционных группировок». Контроль в демилитаризованной зоне будет организован подвижными патрульными группами турецких и российских подразделений военной полиции. Будет также, по предложению турецкой стороны, восстановлено транзитное сообщение по трассам Алеппо — Латакия и Алеппо — Хама не позднее конца 2018 года. Турция укрепит свои наблюдательные пункты в зоне деэскалации. Это позволит предотвратить гуманитарную трагедию, которая могла бы возникнуть в результате боевых действий, — полагают участники переговоров.

Российский президент В.Путин сообщил о подготовке консультаций по этому вопросу с руководством Сирии. «В целом данный подход поддерживается руководством Сирийской Арабской Республики, — отметил российский лидер, говоря о подготовке к созданию демилитаризованной зоны. — В ближайшее время мы проведём с сирийским руководством дополнительные консультации».

«Россия и Турция подтвердили свою решимость бороться с терроризмом в Сирии во всех его формах и проявлениях. По нашему общему мнению, практическая реализация запланированных шагов даст дополнительный импульс процессу политического урегулирования сирийского конфликта, позволит активизировать работу на женевской платформе и будет способствовать возвращению мира на сирийскую землю», — подчеркнул российский президент. Москва призвала также активизировать работу конституционного комитета по Сирии из числа представителей сирийского руководства, оппозиционных сил и гражданского общества с целью обеспечить запуск его работы в самое ближайшее время.

После переговоров лидеров двух стран министры обороны России и Турции подписали меморандум о стабилизации обстановки в зоне деэскалации в Идлибе. Отвечая на вопросы журналистов, глава российского военного ведомства С.Шойгу сказал, что с учетом достигнутых договорённостей новой военной операции в этой сирийской провинции удастся избежать.

«В ближайшие часы мы согласуем с ними все позиции, которые изложены в этом документе», — добавил министр, говоря о том, согласна ли на это сирийская сторона. Ранее турки выступали против новой антитеррористической операции в Идлибе и нанесения воздушных ударов, несмотря на факт присутствия боевиков в регионе. Министр национальной обороны Турции Хулуси Акар 13 сентября заявил, что «любые военные действия в Идлибе приведут к катастрофе в регионе, который и так испытывает проблемы».

В международном сообществе позитивно восприняли российско-турецкие договоренности в Сочи. Директор Разведывательного управления министерства обороны США генерал Роберт Эшли сообщил о том, что Вашингтон считает обнадёживающими дискуссии по поводу урегулирования ситуации в Идлибе, в том числе прошедшие переговоры президентов России и Турции. А в американском внешнеполитическом ведомстве заявили, что приветствуют усилия России и Турции по Сирии.

Официальный представитель иранского внешнеполитического ведомства Бахрам Касеми отметил, что сочинская договоренность является важным шагом в продвижении политического решения сирийского кризиса. «Встреча глав России и Турции и объявление достигнутой договорённости относительно направлений решения вопроса Идлиба в Сирии является важным и принципиальным шагом в очистке от остатков террористов в Сирии», — говорится в официальном заявлении иранского МИД.

Региональный координатор ООН по сирийскому кризису Панос Мумцис назвал договоренность о создании демилитаризованной зоны в Идлибе чрезвычайно важным шагом в правильном направлении. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр заявил, что договорённости России и Турции по сирийскому Идлибу являются «превосходными». Он охарактеризовал текущий ход событий «позитивным» и выразил надежду на то, что конфликт в регионе может быть решен путем переговоров.

Политологи многих стран детально проанализировали российско-турецкие договоренности, отметив их значимость с точки зрения предотвращения крупномасштабного регионального военного конфликта и, как следствие, гуманитарной катастрофы. Не умаляя их важности, следует, на наш взгляд, обратить особое внимание на тот факт, что эти договоренности являются лишь промежуточным шагом на пути к сирийскому урегулированию. Стоят острые вопросы о том, как и, не менее важно, куда вывести из Идлиба террористические элементы или принудить их к миру и сдаче оружия, кто будет принимать и фиксировать вооружение, в т.ч. тяжелое, выводимое из зоны конфликта. Есть вопросы связанные и с открытием трасс М4 и М5, которые пересекают насквозь зону деэскалации в Идлибе. Обеспечить реальную безопасность передвижения по ним будет делом очень трудоёмким.

Судя по заявлениям высокопоставленных представителей участников сочинских переговоров, в Москве и Анкаре понимают это, говоря о необходимости продолжения и далее кропотливой, настойчивой и скоординированной работы на сирийском направлении. Не хотелось бы, чтобы сочинские договоренности постигла та же участь, что и дорожную карту по Манбиджу, которая была ранее многообещающе подписана Турцией и США, но сегодня оказалась в подвешенном состоянии и ее реализации под сомнением.

Турция после Сочи получила широкие возможности по Идлибу и их успешная реализация во многом поможет ей продвинуться в решении важнейшего для себя курдского вопроса. Напомним, что провинция Идлиб, согласно достигнутому в рамках астанинского процесса 1,5 года назад соглашению, это зона ответственности Турции, и на турецкой стороне лежит ответственность за отделение умеренной оппозиции от экстремистов.  Кстати, такое обещание в свое время давали США и Россия, которое так и не было реализовано американцами.

На российском направлении внешней политики Турции значимое место по-прежнему занимает позиция США по закупке турками российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400. Вашингтон продолжал в этот период тщательно отслеживать тему запланированных поставок систем в Турцию. Американский телеканал CNBC 6 сентября сообщил о том, что Турция ведет строительство объекта, пригодного для размещения российских систем. Телеканал ссылается на опубликованный доклад, но не раскрывает, чьи спецслужбы подготовили этот документ. CNBC также излагает мнение своего источника о докладе, в котором есть снимки, сделанные со спутников. На них фигурируют пусковая площадка и бункеры из бетона. Объект по параметрам подходит для размещения С-400. Телеканал не уточняет, где именно происходит его строительство.

Напомним, что в ноябре 2016 года стало известно о переговорах Турции и РФ по вопросу закупки ЗРС С-400. В сентябре 2017 года в РФ подтвердили факт заключения контракта, тогда же президент Р. Эрдоган сообщил, что аванс по контракту уже внесен. В середине июня с.г. стало известно, что предприятия оборонно-промышленного комплекса РФ получили задачу в мае 2019 года завершить производство зенитных ракетных систем С-400 для поставок в Турцию. В Вашингтоне предупредили Анкару, что в случае приобретения у России С-400 США могут отказать Турции в продаже истребителей F-35, хотя, по словам президента Р.Т.Эрдогана, турецкая сторона уже за них заплатила.

Турецкая сторона активизирует свою деятельность на российском строительном рынке. Турция готова увеличить объем подрядных работ в строительной отрасли России. Об этом заявил министр окружающей среды и урбанизации Турции Курум Мурат в ходе встречи с министром строительства и ЖКХ России Владимиром Якушевым. «20% строительного портфолио турецких компаний за рубежом выполнено в России. Мы готовы в этом смысле увеличить товарооборот между нашими странами, а также объем такого строительства», — сказал турецкий министр. По словам российского министра, он видит необходимость в создании с этой целью отдельной российско-турецкой рабочей группы по строительству. «У нас сегодня в рамках межправкомиссии нет рабочей группы, которая занималась бы вопросом строительства и урбанизации. Я выношу предложение, чтобы в рамках межправкомиссии создать такую рабочую группу», — сказал глава Минстроя России. «Наше министерство готово подписать все необходимые соглашения», — заверил его турецкий коллега.

В рамках сентябрьской двусторонней встречи в Сочи президентов В.Путина и Р.Эрдогана был отмечен значительный рост туристического потока из России в Турцию. По итогам 2018 года он может превысить 5 млн человек. Напомним, что в 2016 году число российских туристов в связи с действовавшими в отношении Турции запретами на продажу туров и осуществление чартерных рейсов составило всего 866 тыс. человек. Со снятием соответствующих ограничений вновь отмечен значительный рост потока российских туристов в Турцию: по итогам 2017 года эта цифра составила рекордные 4,7 млн человек, что позволило России занять первое место по числу посещающих страну иностранных граждан, опередив Германию.

Стали известны новые подробности убийства российского посла в Турции Андрея Карлова. Согласно материалам уголовного дела, убийца Мевлют Мерт Алтынташ за 10 часов до покушения оформил официальный больничный во избежание возможных подозрений со стороны начальства. Следователи получили записи с камер наружного наблюдения установленных в медицинском учреждении. На них запечатлён Алтынташ, направляющийся в больницу и ожидающий внутри медучреждения приема у врача. Известно, что он записался к доктору с жалобой на диарею и просьбой выписать ему больничный на сутки. При этом мужчина не сказал, что является сотрудником полиции, а объяснил, что ему нужно будет весь день работать на улице, что проблематично.

Прием у врача продлился около 10 минут, после чего он быстро покинул больницу. Доктор, осмотревший его, рассказал следователям, что у пациента действительно были признаки расстройства желудка. При этом следствие установило, что до посещения больницы убийца искал в интернете на своем компьютере информацию о диарее. Бланк с больничным он передал руководству на работе и вернулся домой. Таким образом, у начальства Алтынташа не было обоснованных подозрений в действиях подчиненного. В тот же день он заселился в заранее снятый номер в гостинице недалеко от галереи, где должен был выступать А.Карлов. Он отдал в химчистку при гостинице черный костюм, в котором и прошёл под видом полицейского в галерею.

Из событий в российско-турецких отношениях следует отметить также, что Министерство иностранных дел Турции назначило нового посла в России. Нынешний посол Хюсейн Дириоз занимает пост посла Турции в России с 2016 года. В сентябре он принял участие в круглом столе в Госдуме «Россия и Турция: направления стратегического партнерства». «Москва и Анкара стремятся довести двусторонний торговый оборот до 100 миллиардов долларов, однако развитие отношений между странами не должно сводиться только к экономике, важно развивать гуманитарные связи», — заявил посол Турции в России.

«История наших дипломатических отношений насчитывает более 500 лет. С 2000-х годов, благодаря усилиям наших лидеров, отношения получили новый импульс и стали стремительно развиваться. Сегодня Турция стремится к тому, чтобы развивать не только политические, экономические отношения, но и связи между людьми», — заявил Х.Дириоз, которого готовится сменить   глава консульского департамента МИД Турции Мехмет Самсар.

Мехмет Самсар (Mehmet Samsar) родился в 1966 году. В 1987 году закончил отделение политических наук факультета экономики и управления Средневосточного технического университета в Анкаре. Защитил кандидатскую диссертацию и поступил на работу в МИД. Занимал различные должности, в т.ч. генерального консула Турции в США, руководителя личной канцелярии министра (2003  – 2006 гг., возглавлял тогда внешнеполитическое ведомство будущий президент Турции Абдуллах Гюль), а также с 2011 по 2013 год   посла на Украине.

Как мы уже отмечали выше, наиболее острый вопрос, требующий оперативного решения правительства, касался предотвращения дальнейшего обесценивания турецкой лиры. Одним из инструментов его решения назывался кредит МВФ. Дискуссия о кредите от МВФ активизировалась в связи с резким падением турецкой лиры в августе из-за напряженности в отношениях Анкары и Вашингтона, который повысил пошлины на импорт алюминия и стали из Турции до 20% и 50% соответственно. Напомним, что еще в 2013 году Турция выплатила МВФ последний долг по ранее взятым у фонда кредитам, и данное событие преподносилось как серьёзный успех правящей ПСР, ее лидера и нынешнего президента Р.Эрдогана в руководстве национальной экономикой.

В дополнение с 1 сентября энергетический регулятор Турции повысил цены на электроэнергию на 14% для промышленного использования и на 9% для жилищного использования. Цены на природный газ также выросли. Аналогичным образом, рост составил 9% для жилого сектора и 14% для промышленности. Это стало дополнительным толчком для роста инфляции. В целом за этот год турецкая лира упала примерно на 42%, сильно ударив по производителям энергии, поскольку Турция почти полностью зависит от импорта для своих энергетических потребностей. Отметим, что ранее с 1 августа цены на электроэнергию также повышались на 14% для промышленного использования и на 9% для бытового потребления.

В результате лира не смогла существенно укрепиться и торговалась в районе 6,6 за доллар США, тогда как ещё в начале августа курс плавал в районе отметки в 5 лир за доллар. Институт статистики Турции обнародовал  данные о темпах инфляции в стране за август. Рост индекса потребительских цен в августе составил 17,90%, в августе 2017 года он был 10,68%. Это рекордный рост за последние 13 лет.

Тем не менее, министр финансов и казначейства Турции Берат Албайрак заявил, что республика не намерена обращаться в Международный валютный фонд (МВФ) за кредитом для нормализации ситуации с отечественной экономикой. «У нас нет в планах обращаться к МВФ. Мы нацелились на привлечение прямых иностранных инвестиций. У Турции нет проблем с доступом к мировым капиталам, так что никаких новых вопросов в нашей повестке нет», — заявил министр. Он также отметил, что Анкара занимается диверсификацией финансовых источников, однако основными рынками для займов, по его словам, остаются Европа и США.

Б.Албайрак указал также, что в рамках задач по диверсификации финансовых источников были сделаны шаги по покупке у РФ облигаций в рублях, свопов, золотых облигаций. «Мы также работаем над тем, чтобы в этом году начать операции на китайском рынке облигаций. Планируем сделать это в течение 2018 года при наличии удобных рыночных условий», — подчеркнул министр.

Важным решением, направленным на стабилизацию финансового рынка, стало повышение Центральным банком Турции ставки по кредитам на 625 базисных пунктов с предыдущих 17,75% до 24%. Банк объявил о своём решении в заявлении после заседания Комитета по денежно-кредитной политике 13 сентября. «Центральный банк продолжит использовать все доступные инструменты для достижения цели ценовой стабильности. Жёсткая позиция в денежно-кредитной политике будет решительно поддерживаться до тех пор, пока прогноз инфляции не покажет значительного улучшения. Инфляционные ожидания, поведение цен, запаздывающее влияние недавних денежно-кредитных решений, вклад фискальной политики в процесс ребалансировки и другие факторы, влияющие на инфляцию, будут тщательно отслеживаться и, при необходимости, будет осуществляться дальнейшее ужесточение монетарной политики», — сказано в сообщении банка. Турецкая лира резко выросла по отношению к доллару США после озвученного решения, достигнув самого низкого уровня за две недели – 6,01.

Это дало возможность уже спустя неделю министру финансов и казначейства Турции Б.Албайраку, который является зятем президента Турции Р.Эрдогана, написать в статье в немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, что валютный кризис в стране миновал, и он теперь хочет извлечь из этого выгоду. «Правительство Турции успешно справилось с колебаниями валютных курсов. Мы рассматриваем ситуацию как возможность применить в экономике нашей страны новые стратегии. В то же время мы хотим воспользоваться возможностью и предпринять совместные действия с Германией против протекционизма (США – авт.), наносящего ущерб мировой торговле», — констатировал в своей статье Б.Албайрак. Отметим, что Анкара пытается восстановить связи с европейскими странами после того, как Соединённые Штаты ввели санкции в отношении двух турецких министров и удвоили тарифы на импорт стали и алюминия в связи с задержаниями американских граждан в Турции.

«Чтобы полностью реализовать наш потенциал, мы предлагаем расширить таможенный союз между Турцией и Европейским союзом, выйти за рамки торговли, подключив сектор услуг, государственные закупки и сельскохозяйственную продукцию. Обновление таможенного союза на взаимовыгодных условиях принесёт пользу обеим сторонам», – подчеркнул турецкий министр. По его словам, Турция разработала трёхлетний план, основанный на анализе текущих экономических событий в стране и оценках рейтинговых агентств.

Своего министра поддержал президент Р.Эрдоган, заявив, что в Турции нет никакого экономического кризиса. По его мнению, «просто внутри страны имеются силы, которые заинтересованы в экономическом кризисе. «Отныне в Турции все финансовые операции будут проводиться в национальной валюте. Здесь не США, чтобы использовали американские доллары», — сказал Р.Эрдоган. В качестве подтверждения выводов президента Институт статистики Турции, в свою очередь, сообщил в сентябре, что во втором квартале этого года экономика Турции выросла на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Такой разброс в оценках состояния экономики страны говорит о том, что ее лихорадит. Об этом свидетельствует и тот факт, что, некоторые из флагманских строительных проектов, запланированных правящей ПСР, остановились, поскольку подрядчики чувствуют напряжение экономики Турции. Амбициозные, масштабные общественные проекты были краеугольным камнем бренда ПСР накануне череды парламентских и муниципальных выборов, помогли закрепить популярность президента Р. Эрдогана со времён его пребывания на посту мэра Стамбула в 1990-х годах. Партия также поддержала столь же амбициозные частные проекты, которые изменили облик городов по всей стране. Однако строительный бум подпитывался дешевыми кредитами от иностранных инвесторов, а слабые показатели турецкой лиры в этом году завели многие проекты в тупик.

У крупных компаний, реализующих уникальные инфраструктурные проекты нет денег. Среди так называемых мегапроектов правительства под угрозой находится проект «Канал Стамбул», который призван соединить Чёрное море с Мраморным и обеспечить, таким образом, альтернативный Босфору судоходный маршрут. Строительство канала практически невозможно, потому что сейчас никто не хочет кредитовать Турцию, полагают некоторое экономисты.

Строительство нового оперного театра и большой мечети на Таксиме в центре Стамбула также замедлилось, и градостроители города заявили, что работа над шестью из восьми новых линий метро была отложена. Также был приостановлен проект строительства новой штаб-квартиры Национальной разведывательной организации Турции. Кроме того, считают они, частные жилищные проекты были отложены, а риэлторы говорят, что от 1,4 до 2 млн единиц жилья не имеют покупателей.

Рейтинговое агентство Fitch в конце сентября прогнозирует снижение экономического роста для Турции и увеличение темпом инфляции после значительного снижения стоимости турецкой лиры по отношению к доллару США. Fitch сократило рост ВВП Турции в 2019 году с 3,6% до 1,2%. Эксперты агентства пересмотрели также свой прогноз инфляции на 2019 год с 10,8% до 15%. При этом в Fitch констатируют, что недавнее повышение ставок на 625 базисных пунктов должно ослабить краткосрочное валютное давление, но ставки должны оставаться высокими в течение длительного периода, чтобы снизить инфляцию на устойчивой основе, а это проблематично.

Двузначная инфляция и снижение реальной заработной платы привели к сокращению числа граждан, одобряющих действия президента Р.Эрдогана до 44,5%. Напомним, что сразу же после президентских и парламентских выборов, прошедших в Турции 24 июня, этот показатель составлял 53,1%. Наряду с этим, 46,7% респондентов заявили, что не одобряют работу Р.Эрдогана в качестве президента. Это существенно больше по сравнению с аналогичным показателем конца июня, который составил 38,2%. Примечательно, что одобрение сторонников Партии националистического движения (ПНД), которая сформировала союз с правящей Партией справедливости и развития (ПСР) на выборах, значительно увеличилось с 30% в мае до 68,8% на сегодняшний день. Следует отметить, что сразу после неудавшейся попытки государственного переворота, предпринятой в стране 15 июля 2016 года, работу Р.Эрдогана одобряли около 68% граждан.

Более 90% избирателей основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), прокурдской Партии демократии народов (ПДН) и националистической «Хорошей партии» выразили недовольство действиями Р.Эрдогана на посту президента. По мнению экспертов, снижение одобрения деятельности президента является побочным эффектом валютного кризиса, который серьёзно повлиял на рынки и ситуацию в социальной сфере.

Свою роль в падении рейтинга правящей ПСР и ее лидера сыграли чрезмерно жесткие, по мнению некоторых политологов, меры властей в отношении несогласных с политикой правительства в самых различных сферах.   Согласно последним данным, опубликованным Министерством юстиции Турции, заполняемость тюрем страны достигла 117%. В республике в 449 тюрьмах, имеющих вместимость 211 тыс. 274, сейчас содержатся 246 тыс. 426 заключённых. В общей сложности 48 тыс. 924 заключенных либо осуждены, либо находятся в предварительном заключении по обвинению в терроризме, а 34 тыс. 241 из них обвиняются в связях с движением Ф. Гюлена. Темпы процесса заполнения тюрем не снижаются. Министерство внутренних дел Турции объявило, что 153 человека были задержаны за первую неделю сентября в рамках расследования этого религиозного движения. Таким образом, общее число людей, задержанных только за первые восемь месяцев года, составило 18 тыс. 128 человек.

«Разгрузить» турецкие тюрьмы может Закон, предложенный союзником ведущей в стране ПСР Партией националистического движения (ПНД). Он позволит помиловать 162 тыс. 989 осуждённых. Однако его статьи исключают амнистию для заключённых, осуждённых по обвинению в членстве в таких организациях, как Рабочая партия Курдистана (РПК) и движении Фетхуллаха Гюлена. Вместе с тем, помилование коснется тех, кого под разными предлогами незаконно обвинили сторонниками Ф. Гюлена. Законопроект ПНД также исключает амнистию для осуждённых по обвинению в преступлениях против основателя Турецкой Республики Кемаля Ататюрка, а также за жестокое обращение с детьми и убийство женщин.

Заместитель генерального председателя ПНД Мустафа Калайджи заявил, что одним из первых законопроектов, которые будут предложены в парламенте после летних каникул (начнет работу 1 октября – авт.), будет общая амнистия. «Я думаю, что мы обсудим и договоримся с ПСР по предложению об общей амнистии. Мы всё подготовили. Это социальная потребность. Мы не можем отступить от этого», — отметил М.Калайджи. Предлагаемая амнистия стала предметом пристального внимания общественности из-за предполагаемых связей лидера ПНД Девлета Бахчели с осужденным несколько лет тому назад Алааттином Чакыджи, которого считают лидером организованной преступной группировки.

Турция продолжает активно работать в сфере космических технологий. Министр промышленности и технологий Мустафа Варанк заявил, что в этом году будет создано Космическое агентство Турции, задача которого заниматься координацией космических проектов, подготовкой кадров для работы над этими проектами, работой по подготовке турецких космонавтов. По словам министра, в этом году будут завершены все организационные работы по созданию агентства, которое обеспечит координацию деятельности в области космических технологий на национальном уровне и наладит международные связи.

Турция уже основала центр интеграции и испытаний спутниковых систем. Здесь создается первый телекоммуникационный национальный спутник Турции «Тюрксат 6», который будет запущен на орбиту в 2020 году. Необходимо отметить, что Турция благодаря спутникам обрела опыт в сфере космических разработок. В 2011 году в космос был запущен разработанный турецкими инженерами и изготовленный в Турции спутник наблюдения RASAT, в 2012 году — спутник «Гёктюрк-2», в 2016 году — спутник наблюдения «Гёктюрк-1». Эти спутники и полученные с их помощью снимки успешно используются в антитеррористических операциях турецкими вооруженными силами.

Напомним, что спутник «Гёктюрк-1» должен был быть запущен раньше, но по причине давления Израиля на французскую компанию запуск состоялся спустя 4 года после запуска «Гёктюрк-2». Дело в том, что камера и некоторые критически важные электронные части спутника «Гёктюрк-1», главной задачей которого было получение без каких-либо ограничений изображений с высоким разрешением для военной разведки, поставлял Израиль, который не хотел, чтобы Турция обладала таким технологическим потенциалом и  препятствовал запуску. Израиль также требовал, чтобы спутник «Гёктюрк-1» не давал изображения, находясь над Израилем. Турция же не соглашалась на такие условия. После многочисленных задержек, вызванных политическими и экономическими спорами, спутник был запущен с космодрома Гвианского космического центра Куру.

Успехи в космической отрасли способствуют росту суммарных доходов ведущих оборонных компаний Турции, партнеров Фонда поддержки турецких Вооруженных сил (TSKGV). В 2017 году они составили 10,5 млрд турецких лир. Фонд повышает боеспособность ВС Турции путем укрепления партнерства с компаниями оборонной промышленности. При этом особое значение придается разработке местных аналогов стратегически важных систем и компонентов, производимых в Турции по лицензии. По результатам таких разработок создается новая отечественная оборонная продукция, а с ростом ее экспорта увеличиваются доходы турецкой промышленности. Партнеры фонда — ASELSAN, Türk Havacılık ve Uzay Sanayii (TUSAŞ) и ROKETSAN — входят в TOP-100 крупнейших оборонных компаний мира. В прошлом году в рейтинге Defense News ASELSAN находилась на 55, TUSAŞ – на 64, а ROKETSAN – на 96 месте. Экспорт компаний-партнеров фонда в прошлом году вырос на 24 процента — до трех миллиардов турецких лир.

Вот еще один пример освоения Турцией новых технологий. Генеральный директор Секретариата оборонной промышленности (SSM) Турции Исмаил Демир сообщил в соцсети Twitter, что ведомство протестировало отечественный вертолет T625, который полностью разработан на основе отечественной технологии. По его словам, в дальнейшем начнётся серийное производство этого вертолёта. Доля отечественного производства в турецкой оборонной промышленности составляет 60%. Цель Турции – довести к 2023 году этот показатель как минимум до 80%.

Из событий на внешнеполитическом треке деятельности турецкого руководства следует отметить визит в Германию президента Турции. Его целью было положить начало процессу нормализации двусторонних отношений с немецкой стороной. И в целом она была Анкарой достигнута, хотя и не обошлось от стандартных взаимных обвинений Турции в несоблюдении прав человека, Германии в недостаточно жесткой и принципиальной реакции властей по отношению к проживающим на немецкой территории представителям Рабочей партии Курдистана (официально в ФРГ она запрещена), а также сторонникам Ф.Гюлена.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель после встречи с турецким президентом Р.Эрдоганом заявила, что Германия не имеет достаточно информации для того, чтобы запретить на своей территории деятельность движения проповедника Ф.Гюлена, которое в Турции запрещено. «Нам нужно получить больше информации для того, чтобы в один ряд с РПК можно было поставить и сторонников Гюлена. Пока что предпосылок для этого нет», — отметила Меркель.

Стержневой же договоренностью в Германии можно считать решение о возобновлении работы механизмов двустороннего сотрудничества (прежде всего, экономического – авт.), которые некоторое время не действовали. Об этом сказал президент Турции Р.Эрдоган на совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ А.Меркель в Берлине.  Министр экономики и энергетики Германии П.Альтмайер в октябре посетит Турцию во главе с многочисленной делегацией представителей немецких деловых кругов.  Визит турецкого президента продемонстрировал, что обе страны, несмотря на имеющиеся разногласия, готовы перед лицом американских санкций  к компромиссам и возобновлению диалога.

«Мы выступаем за то, чтобы сохранить и укрепить подвижки, достигнутые в развитии отношений между двумя странами благодаря взаимным визитам на высоком уровне. Анкара планирует в кратчайшие сроки выполнить оставшиеся шесть критериев для либерализации визового режима с ЕС. Либерализация визового режима, обновление Таможенного союза, активизация переговоров о евроинтеграции Турции в интересах Анкары и Брюсселя», — сказал Р.Эрдоган.

Президент сообщил, что Анкара также высоко оценивает стремление Германии, одной из ведущих стран Европы, предотвратить негативное влияние на этот критический процесс евроинтеграции Турции капризов определенных политических кругов. В рамках переговоров обсуждалась и сирийская проблематика.  Канцлер ФРГ А.Меркель, отметила, что по причине хрупкости ситуации в Идлибе, ведется работа по подготовке четырехстороннего саммита по сирийскому урегулированию с участием канцлера ФРГ и президентов Турции, России и Франции, который пройдет в октябре.

Турецкие эксперты обратили особое внимание на тот факт, что многочасовые переговоры Р.Эрдогана с В.Путиным и А.Меркель по злободневным вопросам двусторонних отношений и региональной безопасности были обстоятельными и насыщенными, а вот встреча с Д.Трампом в рамках Генассамблеи ООН носила характер сиюминутного случайного разговора с обещанием американского президента «как-нибудь   встретиться». И дело не в том, что обстоятельная встреча президентов США и Турции не готовилась, а в уверенности сторон в отсутствии на нынешнем этапе предпосылок для сближения своих позиций по спорным вопросам, о которых мы неоднократно упоминали в предыдущих статьях.

На фоне торговых войн и санкционной политики Вашингтона и его некоторых союзников особое значение приобретает региональное сотрудничество, в том числе, между тюркоязычными странами, которому Турция придает особое внимание. Шестой саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет) в киргизском городе Чолпон-Ата был воспринят, полагают турецкие эксперты, в качестве одной из альтернатив сотрудничества на глобальном уровне. По их мнению, после определения статуса Каспийского моря наметились пути для активной реализации крупных проектов в сферах энергетики и транспорта. Таким образом, появился шанс для выведения регионального сотрудничества на качественно новый уровень.

Статус наблюдателя при Тюркском совете, который получила Венгрия — страна-участница Европейского союза,  повысило значение организации как структуры, связующей Восток и Запад. Совет сотрудничества тюркоязычных государств как международная структура был создан в 2009 году с целью сближения стран региона. Организация была основана по инициативе Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Турции. Особое внимание обращает на себя экономический потенциал тюркоязычных стран. По итогам прошлого года этот показатель составил 536 миллиардов долларов.

Согласно обнародованным в сентябре данным Турецкого статистического института, средняя продолжительность жизни для граждан Турции достигла нового уровня. В 2015-2017 годах уровень продолжительности жизни турок достиг в среднем 78 лет. При этом женщины живут дольше мужчин на 5,5 лет. При этом продолжительность жизни мужчин составляет 75,3, женщин — 80,8 года. Это позволяет, с учетом самого высокого в Европе процента молодежи в Турции в возрасте до 20 лет, прогнозировать в среднесрочной перспективе значительное увеличение населения в республике.