- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за конфликтом между израильскими министрами Нафтали Беннетом и Авигдором Либерманом

Как религиозно-сионистская партия «Еврейский дом», возглавляемая министром просвещения Нафтали Беннетом, так и «израильская партия с русским акцентом» «Наш дом – Израиль» (НДИ), возглавляемая министром обороны Авигдором Либерманом, являются членами правящей коалиции, во главе которой стоит лидер крупнейшей правой израильской партии Ликуд, премьер-министр Биньямин Нетаньяху. У «Еврейского дома» в Кнессете нынешнего созыва – 8 депутатов (всего в Кнессете – 120 депутатов) и 3 министерских портфеля (просвещения, юстиции и сельского хозяйства), а у НДИ – 5 депутатов (1 мандат она потеряла в результаты выхода из состава ее фракции депутата Орли Леви-Абукасис) и 2 министерских портфеля (обороны и абсорбции репатриантов). Ни одна из этих партий не является второй по величине после Ликуда фракцией правящей коалиции. Это место занимает возглавляемая министром финансов Моше Кахлоном правоцентристская партия «Кулану».

Между «Еврейским домом» и НДИ есть много точек соприкосновения, и до сравнительно недавнего времени они в целом бесконфликтно сотрудничали между собой. Вполне возможно, что напряженность в отношениях между лидерами двух этих партий существовала уже давно, однако она была практически незаметна рядовому израильтянину. В последние дни же дни Нафтали Беннет и Авигдор Либерман обрушились друг на друга с весьма резкой критикой, грозящей перерасти в серьезный конфликт. Они уже неоднократно выступали со взаимными упреками, переходящими в личные нападки в СМИ.

Следует отметить, что в качестве инициатора конфликта выступил министр Нафтали Беннет.  В минувшее воскресенье он подверг министра Авигдора Либермана крайне резкой критикой в связи с ситуацией, сложившейся за последние месяцы вокруг контролируемого ХАМАСом сектора Газа. «В последние дни мы являемся свидетелями опасных результатов политики сдержанности и слабости, проводимой министром обороны в отношении сектора Газа, — заявил он, — Чем больше сдержанности, тем больше террора. Воздушные змеи с зажигательными устройствами и воздушные шары со взрывными устройствами продолжают угрожать жителям районов, прилегающих к сектору Газа. Массовые беспорядки на пограничном заборе сопровождаются все большим насилием, а на позиции ЦАХАЛа безо всякого страха проникают палестинцы. Так не проводят политику в сфере безопасности, так выглядит политика, являющаяся провалом».

В ответ министр Авигдор Либерман подверг не менее резкой критике министра Нафтали Беннета. «Беннета не волнуют ни просвещение, ни безопасность, — сказал во вторник утром лидер НДИ в интервью Второму каналу Израильского радио, — Для меня этот человек стерт. С завтрашнего дня его просто нет».

В ответ на утверждения министра Нафтали Беннета о том, что «соглашения между Либерманом и ХАМАСом провалились» и что министр обороны «низкопоклонствует перед ХАМАСом», министр Авигдор Либерман сказал: «Беннет нагло врет. Я говорил, что я не верю ни в какое урегулирование с ХАМАСом. О каком низкопоклонстве идет речь? В последний вторник были убиты семеро участников беспорядков (имеются в виду сопровождающиеся попытками прорыва пограничного забора, отделяющего сектор Газа от суверенной территории Государства Израиль, которые ХАМАС регулярно организует с середины мая – В.Ч.), а свыше 500 получили ранения в то время, как ни единый израильтянин не пострадал. (…) Министр просвещения не говорит ни единого слова о просвещении и поэтому ясно, что его не волнует ни просвещение, ни безопасность».

После этого министр Авигдор Либерман попытался провести четкую разграничительную линию между собой и лидером «Еврейского дома»: «Имеет место настоящая полемика, которая будет сопровождать нас во время избирательной кампании (если не будут назначены досрочные выбора, выборы в Кнессет должны состояться осенью будущего года – В.Ч.), полемика между мессианскими, неуравновешенными, нелепыми правыми и правыми ответственными. Вопрос в том, хотим ли мы еврейское государство или же государство двунациональное. Беннет и Смотрич (депутат от «Еврейского дома» Бецалель Смотрич не без оснований считается «самым правым» депутатом Кнессета нынешнего созыва – В.Ч.) уже на протяжении нескольких лет призывают к созданию двунационального государство».

В свою очередь министр Нафтали Беннет заявили в интервью армейской радиостанции «Галей ЦАХАЛ»: «Политика министра обороны – это очень-очень слабая политика. Обратная той политике, которая ожидается от правого правительства, и дающая ХАМАСу понять, что он может вести себя смелее. С самого начала (массовых беспорядков на границах сектора Газа – В.Ч.) я требовал проведения другой политики: стрелять в каждого, кто запускает воздушный шар с зажигательным устройством. (…) Ответственность за безопасность несет министр обороны (…). Уже полгода я ясно говорю, что политика, проводимая Либерманом, это слабая политика. Премьер-министр – Биньямин Нетаньяху, и он же будет следующим премьер-министром. Вопрос в том, у кого будет политическая сила для того, чтобы потянуть за собой премьер-министра. Политика в отношении Газы – это левая политика. В итоге это приведет к глобальной вспышке насилия. Положение становится невыносимым. Министр обороны сдвигает политику правительства влево».

В ЦК НДИ отреагировали на нападки со стороны министра Нафтали Беннета официальным заявлением, в котором было в частности сказано: «Повторяющиеся нападки министра просвещения на министра обороны указывают, судя по всему, на истерику и на зависть, от которой он страдает. Лучше бы он сосредоточился на провалах системы просвещения и не мешал бы в делах, которые требуют опыта, ответственности и взвешенности. Министр Беннет — полноправный участник принятия решения кабинетом (имеется в виду узкий кабинет министров по иностранным делам и вопросам безопасности – В.Ч.), и в тех случаях, когда он брал на себя труд появиться на обсуждениях, посвященных данной проблеме, нельзя вспомнить ни одного случая, когда он выражал несогласие с политикой правительства».

Во вторник министр обороны посетил еврейское поселение городского типа Карней-Шомрон в Самарии (на севере Западного берега, пользуясь арабской терминологией), где осмотрел новые строительные проекты. В ходе этой поездки он отреагировал на обвинения со стороны министра Нафтали Беннета, что он «тянет правительство влево». «Ясно, — сказал с насмешкой сказал министр Авигдор Либерман, — именно поэтому он и живет в Раанане, в Гуш-Дане (то есть в пригороде Тель-Авива – В.Ч.), а я живу в (поселении – В.Ч.) Нокдим, в Иудейской пустыне. Министр Беннет, видимо, решил развалить правое правительство и начал избирательную кампанию. Это, безусловно, человек, стреляющий внутри бронетранспортера (данная израильская поговорка примерно соответствует русской «пилит сук, на котором сидит» — В.Ч.). Я думаю, что у нас есть хорошо функционирующее правое правительство, и развалить его будет просто неправильно. На фоне всех вызовов в сфере безопасности на Юге и на Севере, и со стороны Палестинской национальной администраций (то есть в Иудее и Самарии – В.Ч.) мы должны сконцентрироваться на вопросах безопасности. Я призываю министра Беннета сосредоточиться на вопросах образования, однако, поскольку ни образование, ни безопасность его, видимо, не интересуют, он решил сосредоточиться на мелкой политике. Я же стараюсь сконцентрироваться на вопросах безопасности».

Список подобных цитат из полемики между двумя израильскими министрами может быть продолжен. Возникает вопрос: что стоит за этой полемикой, чем она вызвана? Представляется возможным назвать следующие существенные пункты:

  1. Оба названных политика рассматривают себя в качестве претендентов на пост премьер-министра по окончанию «эпохи Биньямина Нетаньяху» (нынешний премьер-министр родился в 1949 году, Авигдор Либерман – в 1958 году, Нафтали Беннет – в 1972 году).
  2. Оба они возглавляют секторальные партии, которые не в состоянии полностью использовать электоральный потенциал своего сектора: если бы все религиозные сионисты голосовали бы за «Еврейский дом», а все русскоязычные израильтяне за НДИ, каждая из этих партий могла бы получить порядка 20 мандатов.
  3. Для того, чтобы со временем претендовать на пост премьер-министра, в современном Израиля нельзя оставаться лидером секторальной партии. В обозримом будущем премьер-министром Израиля (во всяком случае — от правого лагеря) может стать только лидер Ликуда. Как Авигдор Либерман, так и Нафтали Беннет начали свою политическую карьер в рядах Ликуда и лишь после это обратились к секторальной политике. Можно не сомневаться в том, что оба они могут при определенных обстоятельствах вернуться в Ликуд.
  4. В качестве «трамплина», позволяющего в дальнейшем претендовать на пост премьер-министра, в Израиле рассматриваются наиболее престижные министерские портфели: иностранных дел, обороны и финансов. Авигдору Либерману удалось получить один из этих портфелей, а Нафтали Беннету не удалось, несмотря на то, что его партия имеет больше мандатов в Кнессете, чем НДИ.
  5. В создавшихся условия в преддверии выборов в Кнессет, которые должны состояться в будущем году, Нафтали Беннет пытается, насколько это возможно, преуменьшить достижения Авигдора Либермана на посту министра обороны, обвиняя его в недостаточно жесткой реакции на постоянные провокации со стороны ХАМАСа, действительно сделавшие крайне тяжелой жизнь израильтян в прилегающих к сектору Газа районах.
  6. Вместе с тем, в условиях серьезнейшей военной угрозы, исходящей с севера, с территории Сирии и Ливана, израильские военные специалисты считают нерациональным начинать сейчас широкомасштабную военную операцию в секторе Газа. Об этом прекрасно известно Нафтали Беннету, который является членом узкого кабинета по иностранным делам и безопасности.

Представляется, что на данном этапе чрезмерно эмоциональные нападки со стороны лидера «Еврейского дома» в целом играют на руку лидеру НДИ, поскольку они помогают ему поддерживать имидж серьезного и ответственного правого политика общенационального, а не секторального масштаба, который заботится о безопасности Израиля, учитывая все реальные вызовы, и одновременно с этим реально (в отличие от Нафтали Беннета) способствует росту еврейского поселенчества в Иудее и Самарии, на роль аутентичного представителя которого претендует лидер «Еврейского дома», который, в отличие от проживающего долгие годы в одном из поселений Иудеи Авигдора Либермана, никогда не был поселенцем.