- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К итогам визита президента Турции Р.Т.Эрдогана в Германию. Часть 1

В период с 27 по 30 сентября с.г. состоялся государственный визит президента Турции Р.Т.Эрдогана в Германию.

Надо сказать, что прошёл он на фоне заметного изменения тональности турецкой риторики в адрес Европейского союза, в т.ч. в сторону Германии. Сильно, то есть совсем, поутихли «исламофобия» и «притеснения мусульман». Более того, в официальную повестку дня Турции вновь попал тезис о необходимости ревизии существующего между Турцией и ЕС соглашения о Таможенном союзе и даже об активизации переговоров о полноправном турецком членстве в ЕС.

Причина этого – проста, экономический кризис в Турции, вызванный давлением США, при общем негативном фоне отношений с Западом. Помимо чисто экономических последствий, есть и политические резоны – исключение из турецкой колоды западных карт снижает Турции возможности для маневра в отношениях с другими партнёрами, в частности, с Россией. И, напротив, как показала та же ситуация с Идлибом, грамотное разыгрывание своих козырей даёт Турции дополнительную свободу маневра.

Можно по разному оценивать итоги сочинского саммита и подписание оборонными ведомствами России и Турции меморандума по Идлибу. Анкарой итог был оценен однозначно: дипломатическая победа и возникновение серьезного повода для сотрудничества с Западом. С сопутствующим ростом турецких акций, поскольку Турция пытается себя позиционировать в Астанинском формате в качестве голоса разума со стороны международного сообщества.

В общем курс на «обострение» с Западом, как выяснилось в 2018 году, оказался неподъемным для Турции. Пожалуй, впервые за 16-летний период нахождения Партии справедливости и развития (ПСР) у власти, Турция так сильно «сдает назад». Осталось только дождаться окончательного решения президента Р.Т.Эрдогана (не будем обманываться по поводу турецкой Фемиды – В.К.) по поводу судьбы находящегося под домашним арестом в Измире американского священника Э.Брансона, обвиненного в пособничестве терроризму и сотрудничестве с так называемой террористической организацией Фетхуллаха Гюлена (в турецком обиходе —  FETO – В.К.). Вопрос стал настолько «токсичным», что в интересах Турции отправить его уже домой в США. Причем, решаться вопрос будет уже в ближайшие две-три недели, до ноябрьских выборов в американский Конгресс.

В отношениях же с Германией в сентябре 2018 года также наблюдается заметный разворот, после многочисленных скандалов, включая недопуск немецких парламентариев на военную авиабазу Инжирлик, запрет предвыборной агитации среди турецкой диаспоры Германии и т.д.

По итогам только что завершившегося государственного (заметим именно это обстоятельство, что визит – даже не официальный, а уровнем — выше – В.К.) визита Р.Т.Эрдогана в Германию администрацией президента Турции был опубликован официальный пресс-релиз. Обратимся к содержанию этого документа.

Заметим сразу, что пресс-релиз этот (впервые, пожалуй, на памяти автора) напоминает скорее программный документ, чем обычную фиксацию факта поездки, обмена «мнениями» и встречи «с удовлетворенностью» итогами переговоров. Опубликован он на «гербовом фоне» и скреплен факсимиле лично президента Эрдогана, что также – беспрецедентный случай.

Первый заголовок в пресс-релизе звучит, как «Болезненный период в отношениях с Германией теперь остается позади».

Процитируем документ:

«Переживая период нового оживления отношений с Германией, мы нашли возможности для повышения интенсивности диалога в целом ряде сфер в ходе осуществленного нами государственного визита в Берлин.

В ходе нашего визита, мы достигли единства мнений с уважаемой канцлером Меркель по поводу приведения вновь в движение, на протяжении определенного времени, неработавшего механизма сотрудничества.

Болезненный период в отношениях с Германией, пережитый нами в недавнем прошлом, оставляется нами позади».

Заметим очень серьезный тон этой декларации. Даже в отношениях с Россией, в ходе нормализации «самолетного кризиса», таких документов администрация президента Турции не выпускала. Представляется, что причина этого кроется в том, что такой пресс-релиз нужен не столько непосредственно самой Турции и, тем более, не самой Германии, для выстраивания двусторонних отношений, а в качестве турецкого послания внешнему миру, в первую очередь США, о том, что теперь в отношениях между Турцией и Германией (читай, Европейским союзом) «все будет как прежде и даже лучше».

Дальше – больше. Следующий раздел пресс-релиза озаглавлен, как «Турция продолжит свои реформы».

Опять же, не преминем процитировать документ:

«Режим чрезвычайного положения, предусмотренный Конституцией и введенный нами после попытки предательского переворота 15 июля, для борьбы с ФЕТО и его элементами, после выборов 24 июня Турцией был отменен. После перехода к президентской форме правления мы вновь поставили страну на путь реформ и развития.

В последующее время наши реформы, в рамках процесса вступления в Европейский Союз, по отношению к которому мы настроены решительно, будут продолжены. 6 оставшихся критериев по вопросу упрощения визового режима будут выполнены в кратчайший промежуток времени.

Процесс членства Турции в Европейском Союзе не должен быть оставлен заложником капризов и политических препятствий со стороны определенных кругов. Мы придаем большое значение той поддержке, которую оказывает Германия Турции по этому вопросу».

Итак, здесь мы видим уже послание в адрес зарубежного делового сообщества – главным тезисом является продолжение реформ и вынужденный в прошлом, временный отход Турции от критериев ЕС, к которым Турция, после победы над ФЕТО, теперь возвращается, как на столбовую дорогу развития. Это должно вселить уверенность, прежде всего, в инвесторов в том, что Турция является предсказуемым, проевропейски настроенным партнёром, в которого можно инвестировать. Тем более, если процесс реформ идет под непосредственным патронажем экономического и политического лидера ЕС – Германии.