- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об избрании президента Ирака на фоне итогов парламентских выборов в курдской автономии

Депутаты Совета представителей (парламент) Ирака избрали Бархама Салиха от Патриотического союза Курдистана (ПСК) новым президентом республики. Согласно опубликованным данным голосования в парламенте, за него проголосовали 165 депутатов. Трансляцию подсчета голосов вел телеканал «Ас-Сумария». В заседании приняли участие 301 из 329 депутатов заксобрания, таким образом спикеру Мухаммеду аль-Халбуси с третьей попытки удалось собрать необходимый для голосования кворум. Первый раунд голосования не выявил победителя, так как ни один из кандидатов не получил две трети голосов. По итогам второго раунда претенденту на пост главы государства нужно было заручиться поддержкой большинства. По поступающей из Багдада информации, в ближайшее время новоизбранный лидер принесет присягу перед главой Высшего федерального суда страны и парламентариями. Первостепенной задачей Салиха станет назначение премьер-министра и выдача мандата на формирование правительства парламентской коалиции большинства. Бархам Салих родился в Сулеймании в 1960 году, получил образование в Великобритании. В 1970-х вступил в Патриотический союз Курдистана (ПСК), где отвечал за связи с западными странами. В период с 2001 по 2004 гг. руководил кабинетом министров Иракского Курдистана, в 2005 году занял пост министра планирования во временном правительстве Ирака. С 2006 по 2009 гг. был заместителем премьер-министра в кабинете Нури аль-Малики. По данным курдских СМИ, входил в ближайшее окружение экс-президента Ирака и основателя ПСК Джаляля Талабани. В 2014 году Салих выдвигал свою кандидатуру на пост президента, но не получил поддержки курдских политических сил и уступил Фуаду Маасуму. В 2016 году политик разорвал связи с ПСК и основал свою коалицию «Альянс за демократию и справедливость», с которой участвовал в выборах в федеральный парламент в мае этого года. Однако накануне избрания президента в парламенте в августе вернулся в ряды ПСК и стал единственным кандидатом от партии.

Эти выборы прошли на фоне прошедших парламентских выборов  в Иракском Курдистане (ИК).  Если подвести общий итог всей этой активности, то очевидно, что ДПК одержала победу на парламентских выборах в Эрбиле, но уступила свои позиции в самом Багдаде, если мы имеем ввиду нового президента Ирака. По крайней мере, так полагают западные эксперты. Мы же полагаем, что речь в данном случае идет об осознанном компромиссе между двумя основными курдскими партиями.   Если брать общие итоги избирательной кампании в самой курдской автономии, то американские эксперты отмечают следующий момент. Многие курдские избиратели выразили разочарование результатами недавних парламентских выборов, которые, по их оценке, дает совершенно недостаточный импульс для решения назревших экономических проблем региона. В общем-то совершенно непонятно, на основе чего делается такой вывод.  Результат последнего по времени голосования был в принципе традиционным для курдского региона, если иметь ввиду основные полюсы силы там: основные партии  получили наибольшее количество мест — 43 мандата правящая Демократическая партия Курдистана (ДПК) и 20 мандатов —  Патриотический союз Курдистана (ПСК). Оппозиция при этом серьезно потеряла в политической поддержке.  Движение «Горран» потеряла половину своих мест и теперь имеет только 13 мандатов, что одновременно означает только то, что оно теряет место спикера и не в состоянии более блокировать работу парламента. Напомним, что ровно этим «Горран» в предыдущий цикл деятельности парламента ИК и занималось, сделав исключение только для того, чтобы законодательно утвердить проведение совершенно провального с политической точки зрения референдума о независимости. Еще одна новая политическая партия в лице «Движение нового поколения» получила  всего 9 мест.

Основная интрига в данном случае заключалась в выборе главы регионального правительства ИК, в котором в последнее время в общем доминировали представители клана Барзани и партии ДПК. И избрание в качестве президента Ирака кандидата ПСК  Бархама Салиха в принципе явилось компромиссом, поскольку именно Б.Салих был основным кандидатом на должность главы премьера регионального правительства ИК. При этом выдвижение именно Б.Салиха на президентскую должность было поддержано практически всеми  шиитскими лидерами Ирака, поскольку он, в отличие от второго кандидата от ДПК на эту должность  Фуада Хусейна, не поддержал  идею о проведении референдума о независимости в Иракском Курдистане в прошлом году. В этой связи вся шумная риторика по вопросу выбора президента Ирака, которую устроил в последнее время глава ДПК Масуд Барзани, была направлена именно на то, чтобы выдвинуть в конечном счете на этот пост именно Б.Салиха и тем самым сохранить для своего клана пост премьера регионального правительства ИК.   Причем гневная риторика М.Барзани произвела впечатление на впечатлительных американских экспертов, которые всерьез рассматривали вероятность резкого обострения отношений между ДПК и ПСК по вопросу кандидатуры будущего иракского президента, в том числе и чуть ли не вооруженного противостояния. Одновременно они предполагали, что М.Барзани будет шантажировать и основные иракские партии, угрожая сорвать утверждение нового премьер-министра Ирака через своих депутатов в иракском высшем законодательном органе. Между тем этого не случилось и не случится, поскольку курды четко знают свое место в политической архитектуре Ирака, что стало особенно очевидным после того, как вся эта курдская «вольница» была жестко усмирена Багдадом при поддержке основных международных игроков.  И нынешний расклад сил: ДПК — курирует региональное правительство ИК; представитель ПСК — президент Ирака плюс его сторонники занимают ряд постов в региональном правительстве ИК практически полностью повторяет предыдущую схему разделения власти среди основных курдских кланов.