- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Сомали: август 2018 г.

В августе никуда не делось противостояние между сомалийскими войсками и боевиками движения «Аш-Шабаб». 15 августа правительственным силам при поддержке африканских миротворцев удалось выбить противника из населенного пункта Басра в регионе Шабелле к северу от Могадишо, превращенного по сути в базовый лагерь боевиков. Атаке сухопутных подразделений предшествовала авиационная подготовка. Ряд источников утверждал, что в операции приняли участие американцы. Боевики движения «Аш-Шабаб» овладели этим населенным пунктом в ноябре 2017 г.

По данным одной из британских неправительственных организаций, в течение 2017 – 2018 гг. боевики движения «Аш-Шабаб» осуществили в общей сложности 870 нападений в Сомали и Кении.

16 августа президент Сомали Мохаммед Абдуллахи Мохаммед побывал в Джибути, где встретился с президентом этой страны Исмаилом Омаром Гелле. Целью визита было попытаться нормализовать двусторонние отношения, испортившиеся после того, как Сомали потребовало отмены международных санкций против Эритреи. В Джибути расценили это требование как недружественное, поскольку у этой страны имеется пограничный конфликт с Эритреей.

Хорошая новость из Сомали пришла 28 августа. В тот день солдаты Миссии Африканского союза в Сомали (Amisom) покинули главную спортивную арену страны в Могадишо, служившую им одной из баз с 2011 г. Предполагается, что стадион после реконструкции и обновления вновь начнет работать по прямому предназначению и принимать спортивные соревнования.

«Мы благодарим миротворцев за то, что они передают стадион правительству Сомали, так как сомалийцы уже давно требовали возобновления спортивных соревнований»», — заявил на церемонии вывода подразделений Amisom со спортивной арены министр обороны Сомали Хасан Али.

Накануне этого дня на стадионе побывал президент Сомали Мохаммед Абдуллахи Мохаммед. Там он заявил, что «правительство намерено обновить стадион с тем, чтобы вернуть ему его былую красоту».

Согласно Спортивному комитету Могадишо, в последний раз футбольный матч на столичном стадионе вместимостью 6 тысяч человек прошел в 2003 г. Затем этот объект использовали в качестве базы несколько вооруженных групп, и в частности, в период с 2008 по 2011 гг. –движение «Аш-Шабаб». В период, когда радикалы контролировали часть столицы страны, они запретили проведение каких-либо спортивных состязаний.

В 2011 г. африканские миротворцы изгнали боевиков движения «Аш-Шабаб» из столицы и превратили стадион в одну из четырех самых крупных военных баз в стране.

Стадион в Могадишо был построен в 1978 г. при помощи КНР. Долгое время он являлся одним из символов Сомали. Сейчас его стены хранят следы от пуль и снарядов как свидетельства многочисленных боев, которые развертывались рядом со спортивной ареной за последние почти 30 лет.

28 августа большую победу одержало гражданское общество в провозгласившем независимость Сомалиленде. В тот день президент этого непризнанного никем образования Мюз Бихи Абди ввел в действие закон, предусматривающий уголовное наказание за сексуальное насилие.

За то, чтобы такой закон появился, долгие годы боролись правозащитники. Законом также предусмотрены наказания за сексуальную агрессию, насильственные браки, сексуальное рабство. До этого подобные случаи разрешались на основании обычаев, требовавших переговоров между родственниками сторон, которые как правило приводили к насильственным бракам.

Сейчас насильник рискует получить до 30 лет тюрьмы или пожизненное заключение, если он к тому же заразит потерпевшую СПИДом.

В августе эхо событий в Сомали зазвучало в одноименном регионе на востоке Эфиопии, большинство жителей которого отождествляют себя как сомалийцы. 5 – 6 августа там вспыхнул бунт, приведший к погромам банков и официальных учреждений, а также к массовой гибели людей из числа гражданского населения. Спасаясь от погромов, устроенных сомалийцами по этническому признаку, тысячи людей – не сомалийцев — были вынуждены покинуть свои жилища.

Формальным поводом для бунта сомалийцев стал ввод в Джиджигу – административный центр региона, второй по величине город Эфиопии – федеральных войск. Как сообщило американское посольство в Аддис-Абебе, эфиопские военные в Джиджиге «установили контроль над основными городскими артериями, зданиями официальных учреждений и ведомств, а также над городским аэропортом». Как сообщил патриарх эфиопской ортодоксальной церкви Абуна Матиас, сомалийцы подожгли 7 христианских церквей и убили служивших в них священников. Погибли также многие не сомалийцы.

Эфиопия разделена на 9 административных регионов по принципу «этнического федерализма», давшего определенную автономию населяющим их этносам. Регион сомали – второй по площади после региона оромо. В 2017 году столкновения между сомали и оромо привели к тому, что более 1 млн человек были вынуждены стать внутренне перемещенными лицами.

По данным местных аналитиков, столкновения между выходцами из сомали и оромо отражают быстро растущую вражду между главой региона сомали Абди Илеем и новым премьер-министром федерального правительства Абием Ахмедом, выходцем из оромо.

Правозащитные организации неоднократно обвиняли местные власти региона сомали в нарушениях прав человека, и в частности, в пытках оппозиционеров.

Что касается Аддис-Абебы, то она достаточно долго терпела главу региона сомали, который благодаря многочисленной региональной полиции не допускал какого-либо проникновения боевиков сомалийского движения «Аш-Шабаб» в Эфиопию.

В Кении, также имеющей непосредственное отношение к событиям в Сомали из-за участия ее солдат в составе Amisom, в августе также было очень неспокойно. 8 августа в графстве Ламу на востоке страны близ границы с Сомали в результате подрыва на самодельном взрывном устройстве армейской автомашины погибли 5 кенийских солдат, 6 получили ранения. Ответственность за теракт взяло на себя сомалийское движение «Аш-Шабаб». В его сообщении утверждалось о 11 убитых солдатах.

Сомалийские джихадисты достаточно часто минируют автодороги в кенийском приграничье. Жертвами их нападений стали уже десятки кенийских солдат и полицейских.

Аффилированное с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) движение «Аш-Шабаб» уже более 10 лет ведет вооруженную борьбу против федеральных сомалийских властей, которые поддерживает 20-тысячный контингент Amisom. Благодаря усилиям последнего в 2011 году боевики движения «Аш-Шабаб» были изгнаны из Могадишо, затем – из других крупных городов страны. Тем не менее джихадисты продолжают контролировать обширные сельские районы, из которых они то и дело совершают вылазки в города.

Атака в Кении была совершена на следующий день после 20-й годовщины терактов против американских посольств в Найроби и Дар-эс-Саламе в 1998 году, в результате которых погибли 224 человека. Именно этими терактами впервые заявила о себе «Аль-Каида».

Аналогичный инцидент в графстве Ламу повторился уже 29 августа, когда в результате подрыва на мине армейской автомашины погибли 5 кенийских солдат, 10 получили ранения. Военные выполняли гуманитарную миссию по доставке местному населению питьевой воды. Инцидент имел место в нескольких километрах от границы с Сомали между прибрежными деревнями Киунга и Санкури.

В целом очевидно, что движение «Аш-Шабаб» уже давно вышло за границы Сомали. При этом вопрос только один – как с ним бороться? Очевидно, что одним только укреплением армий Сомали и соседних с ним стран умы людей, и прежде всего – молодежи, не изменишь. Но как повлиять на молодых сомалийцев? Ведь очевидно, что движение «Аш-Шабаб» не имеет проблем с рекрутированием новых бойцов. Может стоит присмотреться к опыту достаточно стабильного Сомалиленда? Ведь там эти проблемы фактически решены.