- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу об энергетической политике Турецкой Республики на новом этапе

Энергетическая политика для любой страны имеет важнейшее значение, что вдвойне это актуально для Турции, как страны нетто-импортера энергоресурсов, чье отрицательное сальдо внешней торговли имеет отчетливую «энергетическую природу». Не менее 50% турецкого минуса формируются закупками за рубежом нефти и нефтепродуктов, природного газа и каменного угля. Разумеется, энергоносители и есть та самая непременная валютная составляющая в стоимости турецких продукции и услуг, которая неумолимо ползет вверх в лировом эквиваленте, поднимая за собой любой ценник, в периоды экономических потрясений.

А то, что экономика Турции таковое пережила или только переживает (мнения разнятся) – сомнений вызывать не должно. Так что, турецкое руководство энергетике уделяет самое пристальное внимание. В этой связи, обратило на себя интервью данное новым министром энергетики и природных ресурсов страны Фатихом Дёнмезом влиятельному турецкому изданию Milliyet.

Пройдемся по основным пунктам его выступления.

  1. Геологоразведка

По словам Ф.Дёнмеза, единственным шансом на «изменение игры», для Турции является запасы нефти и/или газа на своей собственной территории или на море – в исключительной экономической зоне. В частности, из-за проблем с безопасностью нельзя было проводить геологоразведку в некоторых участках юго-восточных провинций страны. Однако, как можно понять министра, ситуация изменилась в лучшую сторону и теперь ведутся работы как в провинции Хаккари, так и в Сиирте, «дающие надежду». Также продолжаются интенсивные изыскания как в Черном, так и в Средиземном морях. Турецкий министр выразил надежду на то, что в течение ближайших месяцев в Средиземном море будут начаты первые зондажные работы. Тут Ф.Дёнмез сослался на покупку одного судна прошлом году. Также, по его словам, продолжаются переговоры по закупке второго, в частности, по финансовому обеспечению сделки.

  1. Санкции в отношении Ирана

Ф.Дёнмез напомнил, что в санкциях 2013 года в отношении ИРИ природный газ не упоминается – речь идёт только о нефти. Процитируем турецкого министра: «Сейчас новое руководство (администрация Д.Трампа – И.С. спорит, есть там природный газ или нет. Мы покупаем (у Ирана ежегодно – И.С.) приблизительно 10 млрд куб. м. С точки зрения безопасности предложения, нам это нужно. Во-вторых, с юридической точки зрения есть контракт. Согласно этому контракту предусмотрена ответственность, как для продавца, так и для покупателя… Кроме того, там есть статья «бери или плати»… Если посмотреть на эти два обстоятельства, то перед нами стоит необходимость (покупки иранского газа – И.С.)».

  1. Строительство АЭС «Синоп»

Как отметил министр, турецко-японское сотрудничество по проекту продолжается. В частности, в июле месяце с.г. японская сторона подготовила технико-экономическое обоснование по проекту. В настоящее время ведется изучение переданного документа. Площадкой для третьей атомной электростанции, с большой вероятностью, станет Тракья, однако, конкретный выбор места пока не сделан (делается исходя из 25-30 критериев). По ней Турцией ведутся переговоры с Китаем.

  1. Альтернативная энергетика

Ежегодно страна планирует вводить в строй 1 ГВт мощностей ветроэнергетических установок (суммарная установленная мощность страны превышает 87 ГВт). Продолжится строительство электростанций на солнечной энергии в трех регионах страны (Нигде, Урфа и Хатай). Также на эти станции планируется установка аккумуляторов мощностью 90-100 МВт, которые будут покрывать вечерние пики потребления. Таким образом, Турция планирует создать одно из самых больших в мире хранилищ электроэнергии. Для его эксплуатации будет использоваться специальное программное обеспечение.

  1. Добыча золота

Как подчеркнул министр, требуется сертификация турецких месторождений авторитетными международными ведомствами, в противном случае, не получится обеспечить финансирование (разведки и добычи – И.С.). В настоящее время объем производства Турцией золота составляет около 25-30 тонн. Эту цифру планируется увеличить. С другой стороны, Турция, по словам министра, — «страна, интересующаяся золотом». Золотой импорт страны составляет более 100 тонн.

Также ведутся серьезные работы по бору – как известно, на долю Турции приходится около 75% мировых запасов. Доля Турции на мировом рынке, в настоящее время, составляет около 57%.

Итак, подведем черту. Начнем с главного: Турции руками частного сектора страны удалось практически вдвое нарастить потенциал своей электроэнергетики, на глазах всех за 10 лет создав новую индустрию в стране – строительства электростанций, в том числе на возобновляемых источниках энергии. Слабыми точками в ней пока являются старые электростанции, находящиеся на балансе государства, нуждающиеся в ремонте и модернизации, а также работа единого центра поддержания баланса спроса и предложения э/э на рынке. Несомненным успехом для Турции следует считать строительство на её территории атомных электростанций зарубежными инвесторами.

Если же смотреть на турецкий ТЭК шире, то его главной задачей, неизменно, является поиск собственной ресурсной базы. Быть «нетто-импортером» энергии, в принципе, для страны — не приговор. Однако, с учётом особенностей турецкой экономики, закрывать энергетический импорт, высокотехнологичным, с высокой добавленной стоимостью экспортом, у Турции пока не получается. Отсюда и растущие инвестиции в геологоразведку и неуклонное внимание к этому вопросу турецкого руководства.