- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об израильском оборонном экспорте

В 2017 году экспорт израильской оборонной промышленности достиг рекордных показателей и составил 9,2 млрд долларов, продемонстрировав рост на 40% по сравнению с предыдущим периодом. Резкое увеличение экспорта оборонки может быть связано с заключением в прошлом году израильским концерном IAI (Israel Aerospace Industries) серии крупных сделок с Индией, в основном на поставки зенитно-ракетного комплекса корабельного базирования «Барак 8» на сумму 2,5 млрд долларов. ЗРК «Барак» является совместной разработкой  IAI  и Rafael Advanced Defense Systems Ltd («Рафаэль»). Помимо того, что комплекс состоит на вооружении военно-морских сил Израиля, он принят на вооружение ВМС Венесуэлы, Тайваня, Сингапура и Индии.

В Министерстве обороны Израиля заявили, что помимо этого были заключены и другие значимые соглашения в сфере безопасности, которые привели к резкому увеличению экспорта израильской оборонной продукции в 2017 году, и предполагается, что эта тенденция сохранится в 2018 году. Так, генеральный директор IAI Йоси Вайс в СМИ заявлял, что его концерн работает над реализацией ряда сделок, некоторые из которых масштабные и могут быть завершены в 2018 году. Вообще, прогноз на 2018 год, по его мнению, довольно радужный. Он сказал, что «успешная сделка по продаже ракет «Барак 8» Индии отразиться на показателях прибыли компании».

Согласно данным Министерства обороны Израиля, большая часть экспорта оборонной продукции связана с ракетными системами и системами противовоздушной обороны, на которые приходится более 30% израильского экспорта. За ними следуют сделки по продаже РЛС и систем радиоэлектронной борьбы, а также по модернизации орудийных платформ и авиационных систем.

По видам продукции ВПК израильский экспорт выглядит следующим образом:

Большинство крупных соглашений были заключены четырьмя основными израильскими оборонными компаниями: IAI, «Рафаэль», IMI Systems и Elbit Systems. В целом, в оборонной промышленности Израиля занято более 150 000 человек[ii] [2].

Начальник отдела оборонного экспорта в Министерстве обороны Израиля генерал-майор Мишель Бен Барух объяснил увеличение экспорта предприятий израильского ВПК ростом расходов на нужды обороны стран-членов НАТО. Частично это обусловлено волной иммигрантов в Европу в течение последних лет и тем фактом, что европейские службы безопасности столкнулись с ростом террористических угроз. В прошлом году более 20% израильского оборонного экспорта пришлось на страны ЕС. Большая часть израильской оборонной продукции направлялась в азиатские страны, которые являются основным целевым рынком для предприятий израильского ВПК. Несмотря на жесткую конкуренцию между мировыми производителями оружия на азиатском континенте, Израиль пользуется большим авторитетом благодаря качеству своей продукции.

Помимо крупномасштабной ракетной сделки IAI с Индией, в 2018 году между Израилем и Хорватией было заключено соглашение в сфере безопасности, по которому Министерство обороны Израиля совместно с Elbit Systems и IAI продадут Хорватии 12 истребителей F-16.

Правительство Хорватии объявило конкурс на поставку истребителей в 2017 году. Помимо Израиля, предложения подали Греция и США. В качестве главного конкурента Израиля рассматривался шведский Saab с истребителями Gripen JAS-39. Однако без вооружений и госгарантий цена этих самолетов составила 900 млн евро. В результате за 420 млн евро Хорватия получит 12  подержанных F-16, но модернизированных IAI и Elbit Systems, с вооружением, два авиасимулятора и обучение боевых пилотов и авиатехников. F-16 должны заменить устаревшие МиГ-21. В Хорватии рассчитывают на то, что истребители прослужат не менее 30 лет. Начало поставок запланировано на лето 2020 года[iii] [3].

В Израиле продажа F-16 запланирована в рамках внутренних мер, направленных на повышение эффективности в армии и обусловлена их устареванием и высокими затратами на техническое обслуживание. По словам Бен Баруха, «это важная сделка, потому что она открывает путь для будущих инвестиций и сотрудничества между двумя странами, даже в тех областях, которые не относятся к сфере безопасности».

Данные Министерства обороны показывают, что в прошлом году только около 2% экспорта предприятий израильского ВПК составили беспилотные летательные аппараты (БПЛА), хотя на протяжении многих лет именно их производством и экспортом были заняты крупные оборонные компании, такие как IAI и Elbit Systems. В последние годы рынок БПЛА пополнился игроками со всего мира, в том числе и китайскими компаниями, которые предлагают значительно более дешевые аппараты, чем Израиль, и в основном работают со странами третьего мира.

К тому же усилилась конкуренция, особенно в прошлом году, между израильскими и американскими компаниями в сфере производства стратегических БПЛА, что проявилось в тендере на БПЛА в Германии, в аналогичном тендере в Австралии и относительно недавно в Бельгии. На протяжении многих лет Израиль был лидером в этой области, но ситуация меняется, развивается и в этой отрасли появляется конкуренция, с которой, по словам Бен Баруха, Израиль справляется неплохо.

В последние несколько месяцев компании, специализирующиеся на БПЛА, увеличивают сбыт своих аппаратов на рынках, где израильские компании уже пользовались явным преимуществом. Отчасти это стало следствием снятия Дональдом Трампом ограничений на экспорт определенных БПЛА, которые ввел предыдущий президент США Барак Обама. Как говорят источники в Министерстве обороны, «нет сомнений в том, что Израиль находится в условиях очень жесткой конкуренции, и с каждым годом она становится все более ожесточенной».

Генеральный директор IAI Йоси Вайс по поводу конкуренции на мировом рынке БПЛА говорит, что его концерн 30 лет назад первый в мире произвел БПЛА. С тех пор началась сильная конкурентная борьба, как внутри страны, так и за рубежом.

Генеральный директор IAI оценивает, что масштабные сделки в сфере безопасности будут завершены в следующем году, так что 2018 год закончится с экспортными показателями, аналогичными тем, которые зафиксированы в 2017 году.

Процесс заключения соглашений в сфере военно-промышленного комплекса по своей природе является длительным процессом, который зачастую затягивается на годы. Одно из таких соглашений – поставка Индии ракет «Рафаэля» из серии Spike примерно на полмиллиарда долларов. Сделка была трудной и заняла долгое время, а ее реализация откладывалась в связи с внутренними разногласиями на субконтиненте, главным образом между разработчиками и индийской армией.

В дополнение к пробуксовывающей сделке «Рафаэля» сообщалось также о том, что откладывается крупномасштабное соглашение с Elta Systems, дочерней компанией IAI, по которому компания должна поставить чешской армии усовершенствованные радиолокационные системы. Причиной задержки является сложность подключения израильских радаров к системам НАТО.

Несмотря на впечатляющий рост экспорта продукции израильского ВПК в 2017 году, оборонное ведомство предвидит, что в последующие годы израильские компании могут столкнуться с трудностями по ряду причин: большого количества конкурентов на рынках вооружений; требования клиентов поддерживать производство конкретной продукции с передачей технологии и ноу-хау; Меморандума о взаимопонимании (соглашения об оказании американской помощи Израилю в сфере обороны, рассчитанное на 10 лет). В МОВ предусмотрены ограничения (не более четверти от выделенной суммы в год) на конвертацию части долларовой помощи в шекели для закупок продукции собственного производства, которое, к тому же, постепенно сведется к нулю к концу десятилетнего срока. Так, часть американской военной помощи, которую Израиль может использовать на закупки продукции местных производителей путем конвертации долларов в шекели, постепенно сократится с 815 млн долларов в 2019 году до 450 млн долларов в 2025 году и сведется к нулю в 2028 году. В результате ЦАХАЛ, как ожидается, приобретет больше продукции американских военно-промышленных предприятий и разработок израильских производителей в США, но ​​меньше у заводов, расположенных в Израиле. Это означает значительное увеличение стоимости поставок, так как закупки ЦАХАЛа у местной промышленности считаются более дешевыми, по сравнению с приобретениями аналогичных образцов в США. Для израильского оборонного бюджетного планирования эти положения договора значительно усложняют условия использования американской помощи[iv] [4].

В ожидании новой реальности, формируемой американским соглашением о помощи, все больше израильских компаний начинают вести свой бизнес в США, заключать соглашения о сотрудничестве с местными компаниями или создавать филиалы израильских компаний за рубежом. Так, весной этого года IAI занялся поиском вице-президента для ведения деятельности в Соединенных Штатах. В  концерне надеются на то, что будущие закупки в области безопасности Израиля на средства из американской помощи будут сделаны, в частности, в дочерних компаниях IAI, зарегистрированных в США.

По словам Бен Баруха, учитывая растущую тенденцию переноса производства в другие страны, передачу знаний и технологий, а также продажу систем оружия третьим странам, оборонное ведомство Израиля разработало механизмы контроля для обеспечения того, чтобы продукция, произведенная на базе израильского ноу-хау, не попадала в руки вражеских государств. Это достигается путем настаивания на подписании строгого набора соглашений о конфиденциальности и ограничениях на использование. Однако, несмотря на все эти ограничения, которые призваны обеспечить интересы государства в сфере безопасности и израильских компаний, которые расширяют свои продажи во всем мире, экономика страны, вероятно, потеряет рабочие места, которые не будут созданы в Израиле. В израильском оборонном ведомстве понимают, что ввиду тенденции, которая по инициативе премьер-министра Нарендра Моди началась в Индии в 2014 году с кампании под названием «Делай в Индии» и набирает обороты во всем мире, у компаний, которые желают развивать свое производство, не остается иного выбора, кроме как идти в ногу со временем.

В израильском Министерстве обороны подчеркивают, что они стараются удержать качественное и технологическое преимущество ЦАХАЛа, сохраняя при этом уникальные знания и продвинутые версии своих систем оружия. По словам Бена Баруха Израиль «ничего не продает, если по каждой значимой сделке не проходят тщательные обсуждения на серьезных форумах оборонного ведомства, где определяются уровни классификации каждого продукта, а также проверяется вероятность утечки знаний в другие страны».

Что касается появляющихся обвинений в том, что израильское оружие попадает в страны, в которых происходят массовые нарушения прав человека, то Бен Барух сказал, что Израиль «тщательно следит за соблюдением прав человека, работает в полной координации с министерством иностранных дел и взвешивает все аспекты сделок, используя системы надзора и системы контроля за соблюдением требований».

Несмотря на имеющиеся трудности, министр обороны Израиля Авигдор Либерман заявляет, что страна в течение двух лет увеличила экспорт военной продукции на десятки процентов, а это является исключительным достижением, которое стало возможным «благодаря напряженной работе оборонного ведомства и его отдела оборонной промышленности». Это стало реальностью также в связи с заключением ряда соглашений со странами, которые доверились возможностям и технической мысли израильского министерства обороны. Все это позволит Израилю увеличивать бюджеты исследований и разработок, создавать новые рабочие места и обеспечивать превосходство ЦАХАЛа в последующие годы.

[i] [5]                      Оборонный экспорт Израиля подскочил на 40% до рекордных 9,2 млрд долларов // Haaretz. 02.05.2018. URL: https://www.haaretz.co.il/news/politics/.premium-1.6052028 [6] (на иврите)

[ii] [7]                     Оборонный экспорт в 2017 году вырос до рекордных 9,2 млрд долларов США // Globes. 02.05.2018. URL: https://www.globes.co.il/news/article.aspx?did=1001234173 [8] (на иврите)

[iii] [9]                   Хорватия закупит у Израиля 12 самолетов F-16 стоимостью 500 миллионов долларов // Ynet. 29.03.2018. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5208486,00.html [10]

[iv] [11]                    Израильские эксперты о финансовом и стратегическом значении американской помощи Израилю // Институт Ближнего Востока. 07.07.2018. URL: http://www.iimes.ru/?p=45817