- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О встрече иорданского короля с фактическим лидером израильской оппозиции Ави Габаем

В понедельник на этой неделе в королевском дворце в Аммане состоялась встреча между королем Иордании Абдаллой II и председателем левой израильской партии Авода (является ядром оппозиционного парламентского блока «Сионистский лагерь») Ави Габаем. Представляется уместным упомянуть о том, что, поскольку Ави Габай не является депутатом Кнессета, он не занимает и поста лидера парламентской оппозиции. Этот пост принадлежит сейчас депутату Кнессета Ципи Ливни, председательнице мелкой левой партии «Тнуа», которая является второй составляющей блока «Сионистский лагерь». Однако сказанное не отменяет того обстоятельства, что фактически именно Ави Габай, председатель крупнейшей левой израильской партии, является лидером израильской левой оппозиции.

После встречи короля с Ави Габаем иорданские власти обнародовали официальное коммюнике, согласно которому в ходе упомянутой встречи обсуждался мирный процесс между Израилем и палестинцами. При этом было особо подчеркнуто, что король Абдалла II настаивал на необходимости возобновления зашедшего в последние годы в тупик мирного процесса на основе принципа «два государства для двух народов». То, есть иными словами, речь шла о уже ставшей неактуальной для подавляющего большинства израильтян идее создания на основе контролируемой движением ФАТХ Палестинской национальной администрации независимого палестинского арабского государства к западу от реки Иордан.

«Разрешение (арабо-израильского конфликта – В.Ч.) на основе принципа двух государств и реализации арабской (мирной – В.Ч.) инициативы приведет к созданию палестинского государства в границах 4 июня 1967 года (поскольку никакого палестинского арабского государства в 1967 году не существовало, следует понимать, что имеются в виду территории бывшей британской подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль, которые находились со времен Войны Израиля за Независимость в 1948-1949 гг. и до Шестидневной войны 1967 года под оккупацией Иордании и Египта – В.Ч.) со столицей в Восточном Иерусалиме. Палестинское государство будет жить в мире рядом с Государством Израиль», — было в частности сказано в коммюнике иорданского королевского двора.

Помимо этого, как было сообщено, король Абдалла II подчеркнул в ходе встречи с председателем партии Авода, что окончательный статус Иерусалима должен быть определен в рамках постоянного урегулирования на основе того же принципа «двух государств для двух народов». То есть, он в очередной раз предложил израильтянам согласиться на новый раздел Иерусалима, прекрасно осознавая, что они на это не согласятся, и даже не будут вести по этому поводу никаких переговоров. Значительно более реалистичным выглядит высказанное королем пожелание, чтобы за Хашимитским королевством была сохранена особая роль в столице Израиля в качестве покровительницы святых для ислама мест в Иерусалиме (следует напомнить, что именно Иордания выплачивает зарплаты работника иерусалимского вакфа, включая самого муфтия). Безусловно, в первую очередь речь идет о мечетях, расположенных на Храмовой горе в иерусалимском Старом городе.

Председатель партии Авода Ави Габай со своей стороны тоже выразил приверженность идее мирного урегулирования между Израилем и арабскими государствами на основе утратившего по сути какую либо актуальность принципа «двух государств для двух народов». Он подчеркнул, что, по его мнению, это «самый лучший путь для того, чтобы гарантировать долгосрочный мир и безопасность для Израиля». Лидер «Сионистского лагеря» также с похвалой отозвался о мирных двусторонних отношениях между Израилем и Иорданией (мирный договор между Израиле и Иорданией был подписан в 1994 году, тогда же между ними были установлены дипломатические отношения на уровне послов) и поблагодарил лично короля Абдаллу II за его «постоянные усилия, направленные на укрепление стабильности в регионе».

Иорданцы сочли необходимым особо подчеркнуть, что встреча с короля с Ави Габаем была назначена уже давно и ни в коей мере не представляла собой попытку вмешательства во внутренние дела еврейского государства или попытки повлиять на исход выборов в Кнессет, которые должны состояться в будущем году. Они напомнили, что король Абдалла II поддерживает постоянные контакты с лидером крупнейшей правой израильской партии Ликуд, премьер-министром Биньямином Нетаньяху и встречался с ним всего два месяца назад. Судя по всему, иорданцы опасались обвинений такого рода со стороны израильских правых и прекрасно отдавали себе отчет в том, что именно правые и останутся в Израиле у власти в обозримом будущем. Вероятно, именно этим обстоятельством было вызвано решение королевского дома запретить публикацию каких-либо фотографий со встречи короля Абдаллы II с лидером «Сионистского лагеря» Ави Габаем. Нет сомнения, что такие фотографии могли бы быть использованы лидером израильских левых в ходе избирательной кампании для повышения своего престижа. Тем не менее, сам по себе факт встречи Ави Габая с королем Иордании определенным образом способствует повышению его политических акций.

Однако король Абдалла II может не опасаться ухудшения чрезвычайно важных для него отношений с премьер-министром Биньямином Нетаньяху из-за этой встречи. Ави Габай и возглавляемый им левый парламентский блок «Сионистский лагерь» ни в коей степени не представляют угрозы сохранению власти в еврейском государстве за Биньямином Нетаньяху и возглавляемой им партией Ликуд (достаточно упомянуть о том, что опросы общественного мнения предсказывают, что Ликуд получит на будущих выборах от 32 до 40 мандатов вместо нынешних 30 в то время, как  фракция «Сионистского лагеря», насчитывающая сейчас 24 депутат, сократится вдвое). Соответственно канцелярии премьер-министра Израиля, с которой иорданский королевский двор поддерживает теснейшие связи, не на что обижаться. С другой стороны король Иордании может не опасаться в связи с этой встречей и протестов со стороны антиизраильских политических сил в своей стране. Ведь Ави Габай представляет израильскую левую оппозицию, позиция которой по путям урегулирования арабо-израильского конфликта в значительной степени совпадает с арабской позицией.

В заключение следует отметить, что встреча между королем Аблаллой II и председателем партии Авода Ави Габаем состоялась буквально накануне прибытия в Израиль нового иорданского посла Расана аль-Маджали. Король воспользовался встречей с лидером израильской левой оппозиции для того, чтобы через него обратиться к израильскому обществу и обозначить свою позицию.