- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О некоторых итогах первого российско-израильского правительственного совещания после инцидента с Ил-20

9 октября в Иерусалиме состоялось 15-е заседание российско-израильской межправительственной комиссии по развитию экономических отношений между государствами. Данному мероприятию с израильской стороны уделялось повышенное внимание. Как утверждается на сайте внешнеполитического ведомства ближневосточной страны, важность такого типа встреч заключается в том, что они уже привели к существенным достижениям на различных направлениях, позволив увеличить взаимный товарооборот, израильский экспорт в Россию, а также наладить прямой диалог с отраслевыми российскими правительственными структурами, среди которых особо отмечено Министерство строительства. Как сообщила заместитель генерального директора МИД Израиля по экономическим вопросам Я.Равия-Цадок, в 2017 г. объем взаимной торговли составил порядка 2 млрд долларов, что на 30 % больше в сравнении с показателями 2016 г. Израильский экспорт, в свою очередь, увеличился на 22 %, превысив сумму в 340 млн долларов.

На этот раз круг поставленных перед участниками заседания задач был максимально широк. Так, стороны обсудили торговые контакты, выполнение соглашения о социальном обеспечении выходцев из РФ, проживающих в Израиле, где ранее было названо несколько недоработок в сфере его исполнения, а также взаимодействие в области инноваций, образования и здравоохранения. Акцентом заседания стала именно последняя отрасль, отдельным элементом обсуждения работы на данном направлении стало совещание по цифровой медицине, на котором помимо представителей правительств присутствовали врачи и бизнесмены. Кроме этого в рамках заседания был проведен новый раунд переговоров между Израилем и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

Впрочем, несомненно, главным, что волновало СМИ в свете двустороннего саммита, стало то, что он был первым раундом очных консультаций на правительственном уровне после инцидента с Ил-20. Официальным представителем российской стороны на встрече был вице-премьер М.Акимов, в то время как с израильской формально обсуждение упомянутых выше вопросов было поручено министру по защите окружающей среды и министру по делам Иерусалима и наследия З.Элькину. Однако премьер-министр Б.Нетаньяху также провел делегацией из Москвы переговоры. По данным канцелярии премьер-министра, стороны обсудили продвижение двустороннего сотрудничества, а Б.Нетаньяху подчеркнул важность контактов в свете общих вызовов и угроз на Ближнем Востоке. Никакая иная информация по поводу названной беседы в СМИ не просочилась. Помимо этого по-прежнему не была внесена ясность в то, состоятся ли в ближайшее время российско-израильские переговоры на высшем уровне. В минувшее воскресенье Б.Нетаньяху сообщил, что обсудил такую возможность с президентом РФ В.В.Путиным, однако, затем со стороны Кремля последовал комментарий, в котором утверждалось, что точная дата встречи не определена. Ранее в прессе фигурировали сообщения, что российская сторона отказала Израилю в визите Б.Нетаньяху и главы оборонного ведомства А.Либермана в страну.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что аналогичный «несимметричный» обмен мнениями по проблеме на политическом уровне уже был. По сообщениям Кнессета, еще 21 сентября вице-спикер парламента Израиля Т.Плосков («Кулану»), участвовавшая в форуме в Санкт-Петербурге, на площадке мероприятия встретилась с президентом РФ В.В.Путиным. По её словам, процитированным сайтом Кнессета, тогда российский лидер признал, что «в ходе инцидента было допущено много ошибок», не отмечая конкретно, чьих именно, в чем видится отголосок более раннего комментария президента, в котором случившееся было названо «цепью трагических обстоятельств».

Надо сказать, что оценки визита в Израиле оказались неоднозначными. Если З.Элькин сообщил об успехе на торгово-экономическом треке, особо подчеркнув, что отношения государств основаны на «принципах здравого смыла», то газета Jerusalem Post отметила, что прогресс в экономике не так уж очевиден. По статистике, приведенной изданием, как торгового партнера Израиля в мире Россию обходят не только США или Китай, но даже Турция, несмотря на всю проблематичность диалога Анкары и Иерусалима.

Любопытно в этой связи, что в русле рассуждений о невыполнении обещаний и предательстве с российской стороны строится недавно опубликованное мнение руководителя Института по исследованию средств массовой информации Ближнего Востока (MEMRI), бывшего полковника израильской военной разведки АМАН И.Кармона. На его взгляд, Россия сейчас сняла с себя «маску отсутствия неприязни к Израилю», которая была ей выгодна в свете ситуации в Сирии. Помимо этого эксперт  обвиняет страну в возвращении к старой советской практике. Надо сказать, последнее утверждение сейчас встречается во многих израильских СМИ, не исключается даже новая «гонка вооружений», когда на пространстве Ближнего Востока будет вестись активное сравнение поставленных туда российских ЗРК С-300 и систем РЭБ с одной стороны и американо-израильских технологий их обхода с другой.

В целом можно предположить, что истина находится, как всегда, где-то посередине. Москва не вступила в войну с Иерусалимом, хотя действительно предприняла попытку ограничения его интересов в САР. Насколько успешной она оказалась покажет время, в течение которого Израиль так или иначе должен будет продемонстрировать, что на самом деле означают комментарии правительств о том, что борьбу с иранским присутствием в САР государство не остановит. В этой связи можно согласиться с теми, кто прогнозирует некие новые договоренности между сторонами, однако, в значительной степени они будут находиться в зависимости от способности РФ ограничить влияние Ирана, а также от возможности Израиля проводить правильную политику в отношениях с США. В том, что касается двустороннего трека, действительно нельзя не отметить, даже учитывая ряд позитивных достижений, что отношения по-прежнему не соответствуют имеющемуся у них потенциалу. Происходит это потому, что данная сфера традиционно приносится в жертву политическим интересам, причем далеко не всегда собственным, а ожидать позитивной трансформации этой практики российско-израильских контактов пока не приходится.