- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ассоциация промышленников и предпринимателей о ситуации в турецкой экономике

На фоне предпринимаемых турецким руководством активных мер по стабилизации ситуации в турецкой экономике, уместно прислушаться к мнению турецкого делового сообщества. В конце сентября месяца развернутое интервью самой тиражной газете Турции Hürriyet дал глава влиятельной турецкой Ассоциации промышленников и предпринимателей TÜSİAD Эрол Биледжик.

По его словам, главными элементами решения проблем, возникших в турецкой экономике, должны быть, как минимум три шага: избавление банковской системы от нездоровых кредитов, поиск решения проблемы в рамках рыночной экономики и обновление Таможенного соглашения, действующего между Турцией и Европейским союзом.

На вопрос о том, что же, все-таки, сейчас происходит в турецкой экономике, Э. Биледжик отметил, что уже на протяжении нескольких лет страна переживает курсовые шоки (колебания курса национальной валюты – И.С.). При этом, компании Турции, разумеется, делают долгосрочные крупные инвестиции в зарубежной валюте или с привязкой к ней. Просто потому, что обеспечить финансирование в турецких лирах под крупные сделки – невозможно. В последнее время, существенно сузилось пространство возможностей при поиске источников зарубежного финансирования и, вместе с курсовыми шоками, страна переживает другую проблему – кредитный шок. Доступ к ликвидности настолько усложнился, что цена вопроса отступила на второй план.

Говоря о распространившейся в последнее время среди турецких компаний, в том числе крупных, юридической практике по объявлению ситуации «конкордато», которая многими ошибочно считается эквивалентной объявлению себя банкротом, Э.Биледжик подчеркнул, что «конкордато» — инструмент реструктуризации своей задолженности путем достижения компанией договоренности с банком и кредиторами. Впрочем, подобная ситуация для Турции этих дней, по его словам, «к сожалению, является нормальной». И здесь принципиальным является срочно разблокировать каналы получения кредитов, а для этого банковская система, по его словам, должна быть очищена от нездоровой кредитной задолженности.

При этом решения, предлагаемые в настоящее время турецким руководством, распространяются на задолженности крупного бизнеса, объемом свыше 100 млн тур. лир. Принятие решение на основе размера бизнеса, с одной стороны, позволяет охватить важную часть экономики, однако, с другой стороны, важным является найти «терапевтические» средства и для всех прочих участников рынка.

Отдельно в своем выступлении Э.Биледжик коснулся новшества, касательно полной, если так можно выразиться, «девалютизации» соглашений турецкого бизнеса. Иными словами, исключение из соглашений не только расчетов в зарубежной валюте, но и привязки суммы контракта, исчисляемой в турецких лирах к текущему курсу. Здесь Биледжик только лишь посетовал на то, что решение было принято без согласования с его Ассоциацией и оказалось, в противовес ожиданиям, на редкость жестким и не учитывающим особенностей конкретных сделок. Поскольку в целом ряде отраслей характер заключаемых сделок таков, что без соотнесения с мировыми резервными валютами их либо просто нельзя в принципе заключать, либо подписываемые сделки становятся неприемлемо рискованными – а, следовательно, появление в них, в том или ином виде, доллара США или евро, является необходимостью.

В частности, такие особенности характерны для покупки из-за рубежа различных сырьевых товаров, или же для лизинга, финансирование операций по которому происходит в зарубежной валюте.

И, разумеется, перевести все соглашения в течение 30 дней полностью на лировую основу, как предусматривается принятыми турецким руководством решениями, совершенно невозможно. Это приведет к большим расхождениям между сторонами контрактов и приведет к валу судебных исков (простой пример: соглашения Турции с РФ на покупку сырьевой продукции, включая энергоносители, — целиком и полностью валютные и составляют порядка 90% российского экспорта в страну – И.С.).

Так что, здесь, по словам Э.Биледжика, требуется срочно составлять список исключений из принятого турецким руководством правила.

Что же до новой экономической программы Турции, то глава Ассоциации отозвался о ней, в целом, положительно, назвав заявленные в ней Министерством казначейства и финансов цели, в первую очередь, по темпам экономического роста и инфляции «реалистичными». Понятно, что турецкая экономика нуждается в «охлаждении» и уходе со средних в последние годы 5,5% на более здоровые темпы роста в 2,3%. Но ключевым фактором, Э.Биледжик назвал, всё же, заявленную министром Б.Албайраком экономию в 60 млрд лир, которая, как отметил глава Ассоциации, должна соблюдаться неукоснительно и безо всяких исключений. Невзирая на то, что в марте следующего года пройдут выборы в местные органы власти, что сулит стране в ближайшие месяцы «предвыборную атмосферу» (со всеми вытекающими для турецкого бюджета последствиями – И.С.).

В целом, как заключил Э.Биледжик, многие страны прошли через ситуацию, похожую той, что сейчас наблюдается в Турции и вышли из нее успешно. Это делалось как с помощью МВФ, так и собственными силами. Тут в пользу Турции им названо, как минимум, два обстоятельства: 1) низкая задолженность государственного сектора, 2) наличие в мире свободных средств, ищущих выгодные условия для вложения. Так что, как отметил Э.Биледжик, при решении своих проблем Турция вполне может обойтись и без МВФ.

В заключение, не можем не согласиться с мнением Э.Биледжика о наличии, в целом, у турецкой экономики запаса прочности для того, чтобы выдержать переживаемые сейчас страной потрясения. Что, впрочем, не означает того, что турецкий бизнес не ждут трудные дни. Особенно тяжело придется однопрофильным, недиверсифицированным компаниям, а также представителям малого и среднего бизнеса. Как можно понять турецкое руководство, в первую очередь, его меры направлены на спасение именно крупных игроков экономики.