- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об иранской деятельности в секторе Газа

Ситуация в секторе Газа вряд ли сможет измениться в лучшую сторону. Даже если отстранить «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС) от власти в анклаве, которым он правит с 2007 года, то жители Сектора все равно будут продолжать страдать от других радикальных группировок, таких как «Палестинский исламский джихад» (PIJ). Об этом пишет Халед Абу Тоамех, палестинец, «ветеран журналистики, который получил награды за свои публикации, в т.ч. в израильских изданиях», и 30 лет занимается анализом палестинского политического процесса, а в настоящее время работает на международные СМИ и американский Институт Гейтстона[i] [1].

Даже если представить, что ХАМАС завтра заключит подлинное перемирие с Израилем, то всегда найдутся другие террористические группы, которые будут готовы в любое время нарушить соглашение. Этот наиважнейший фактор должны учитывать все, кто вовлечен в решение «катастрофы под названием Газа». По словам Х.Тоамеха, любые рассуждения относительно того, что ситуация в секторе Газа изменилась бы к лучшему, если бы Израиль ослабил блокаду этого палестинского анклава, является иллюзий и не имеет ничего общего с реальностью.

Причина такой ситуации заключается в том, что помимо ХАМАСа в Секторе действует ряд других палестинских террористических группировок. Вторая по величине группа после ХАМАСа – «Палестинский исламский джихад», который  насчитывает тысячи сторонников и вооруженных активистов. В случае, если «Исламское движение сопротивления» тем или иным образом будет отстранено от власти в Газе, то у PIJ  самые большие шансы вмешаться в борьбу за власть и заполнить образовавшийся вакуум власти.

Таким образом, устранение ХАМАСа от власти обернется тем, что придется иметь дело с PIJ – не менее экстремистской организацией. В ситуации, когда ХАМАС вряд ли можно считать «хорошим вариантом», получается, что альтернативы ему нет, т.к. любая сила, пришедшая на его место, не будет лучше, более того, она может быть проиранской. Причиной тому является не только Иран, но и тот факт, что «исламистский фундаментализм закреплен в сердцах и умах десятков тысяч палестинцев в секторе Газа»[ii] [2].

«Две исламистские группировки – ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» – похожи на два гороха в одном стручке». Они оба не признают права Израиля на существование и продолжают призывать к вооруженной борьбе за «освобождение всей Палестины» от Средиземного моря до реки Иордан.

«Палестинский исламский джихад» финансируется Ираном и, как и ХАМАС, имеет вооруженное крыло «Сарайя аль-Кудс» – «Иерусалимские бригады». Этак структура была создана в секторе Газа в 1981 году лидерами PIJ Фатхи Шкаки и Абдель Азизом Авдой. С тех пор «бригады» несут ответственность за сотни террористических нападений на Израиль, в том числе подрывы смертников. В последние годы группировка также занимается запуском ракет и минометным обстрелом территории Израиля.

Несмотря на то, что «Палестинский исламский джихад» считает себя независимой организацией, ее руководство зачастую согласовывает свои действия с ХАМАСом. Эти две группировки создали «оперативную команду» для координации своих нападений на Израиль. Иногда они проводят совместные атаки.

По словам Х.Тоамеха, «Иерусалимским бригадам» нравится выходить на улицы сектора Газа для того, чтобы продемонстрировать свою силу, как перед другими палестинскими террористическими группировками, так и в целом перед палестинской общественностью. Как правило, ХАМАС не терпит конкуренции со стороны других вооруженных групп в секторе Газа, но когда дело доходит до «Палестинского исламского джихада» и его военного крыла, то это уже совсем другая история. Когда PIJ показывает свою мощь и оружие на улицах Газы, ХАМАС тихо стоит в стороне.

Руководство «Исламского движения сопротивления», очевидно, понимает, что PIJ является большой и влиятельной организацией, с которой опасно идти на конфронтацию. «ХАМАС, похоже, осознает, что ему лучше не связываться с «джихадистами», чтобы не огрести неприятностей от их казначея», т.е.  Ирана. ХАМАС, правда, также, как и PIJ, зависит от политической, финансовой и военной поддержки Тегерана. Однако своим главным союзником и марионеткой в ​​секторе Газа Иран считает «Палестинский исламский джихад», «через который иранцы запускают свои щупальца во внутренние дела палестинцев, к большому разочарованию президента Махмуда Аббаса и возглавляемой им Палестинской национальной администрации, которую поддерживает Запад».

В последние годы отношения между Ираном и ХАМАСом (суннитского движения и филиала «Братьев-мусульман») не отличались стабильностью, и связано это было в основном с отказом организации  выступить на стороне поддерживаемого Ираном режима «сирийского диктатора Башара Асада».

Однако финансовая составляющая также влияет на политические предпочтения руководства ХАМАСа. В то время, когда руководители организации в секторе Газа высказывались в пользу связи с Ираном, то главы политбюро старались мыслить стратегически. Предыдущий глава политбюро Халед Машаль, который проживал в Катаре, опасался того, что с поддержкой Ирана завершится помощь от суннитских государств Персидского залива. Нынешний глава политбюро – Исмаил Хания – предпочел остаться в секторе Газа, чтобы своим пребыванием в Дохе не оттолкнуть Египет, а фактом проживания в Газе увеличить шанс на сближение с Ираном. В последнее время в некоторых арабских СМИ появились сообщения о том, что Иран и ХАМАС согласились свои разногласия отложить в сторону.

За последние несколько лет Тегеран посетил ряд делегаций ХАМАСа, что свидетельствует об усилиях организации наладить отношения с Ираном. До этого последний визит состоялся в октябре 2007 года, когда делегация ХАМАСа приехала в Тегеран, чтобы проинформировать иранское руководство о последних событиях, связанных с усилиями по прекращению кризиса между организацией и ФАТХом во главе с Махмудом Аббасом. В состав делегации вошли: Иззат аль-Ришек (член политбюро), Сами Абу Зухри (пресс-секретарь организации), Халед Каддуми (представитель ХАМАСа в Иране), Мохаммед Наср (выходец из Иордании и подданный ИХК) и Загер Джабарин (координатор террористических ячеек на Западном берегу р. Иордан)[iii] [3].

Несмотря на очевидное сближение, Иран с подозрением относится к ХАМАСу из-за опасения, что организация готова заключить соглашение о примирении с ФАТХом и соглашение о прекращении огня с Израилем. Такой союз, в глазах Ирана, станет предательством со стороны ХАМАСа. Любое соглашение с Рамаллой будет означать готовность ХАМАСа объединить свои силы с Махмудом Аббасом и, что еще хуже, участвовать в будущих мирных переговорах с Израилем. Любое соглашение о перемирии с Израилем будет означать, что «Исламское движение сопротивления» готово сложить свое оружие и отказаться от вооруженной борьбы против «сионистского врага». «Такого рода «капитуляция» стала бы проклятием для мулл в Тегеране, которые объявили своей целью уничтожение Израиля».

Для Ирана «Палестинский исламский джихад» является реальным союзником на палестинской арене. С позиции Тегерана «джихадисты» всегда будут рассматриваться в качестве естественной замены ХАМАСу в секторе Газа, если тот когда-либо вздумает заключить сделку с ФАТХом или Израилем.

Тем временем «Палестинский исламский джихад» делает все возможное, чтобы доказать надежность и лояльность своим хозяевам в Тегеране. На прошлой неделе «Иерусалимские бригады» снова вывели своих вооруженных бойцов на улицы сектора Газа для демонстрации силы ХАМАСу, Ирану и всему остальному миру.

Абу Хамза, представитель «Иерусалимских бригад», с гордостью заявил во время военного марша, что его группа «никогда не уступит и не начнет торговаться ни по одной пяди палестинской земли…» Он добавил: «Наше оружие является символом нашей гордости и силы нашего народа. Мы будем противостоять всем заговорам и срывать все схемы, направленные на уничтожение нашего дела».

Для палестинского эксперта в отношении ситуации в Газе из этого следует, что, во-первых, ситуация вряд ли претерпит какие-либо изменения к лучшему. Даже если ХАМАС будет лишен властных полномочий, палестинцы будут продолжать страдать под властью других радикальных группировок, таких как «Палестинский исламский джихад».

Во-вторых, даже если «Исламское движение сопротивления» решиться на кардинальные перемены и пойдет на реальное перемирие с Израилем, то всегда найдутся террористические группы, которые в любое время будут готовы нарушить соглашение.

В-третьих, сектор Газа будет по-прежнему наводнен несколькими до зубов вооруженными группировками, которые продолжат совершать террористические нападения на Израиль запугивать и держать в страхе палестинское население.

В-четвертых, ни М.Аббас, ни какая-либо другая третья сторона никогда не сможет закрепиться в этом анклаве, навязать законы и порядок, а также разоружить террористические группировки.

Именно такие факторы предлагается принимать во внимание любой международной стороне, которая стремится решить «катастрофу под названием Газа». Если кто-то надеется, что отстранение ХАМАСа от власти в секторе Газа улучшит ситуацию в анклаве и повысит шансы на достижение мира между палестинцами и Израилем, то их ожидает большое разочарование.

Тогда получается, что блокада Сектора – единственно оправданный метод сосуществования Израиля с палестинским анклавом в нынешних условиях. Вообще, в вышеприведенных рассуждениях палестинского автора, «признанного» в Израиле, чувствуется искусственная безысходность и беспомощность. Более того, сделанные выше выводы представляются одой сохранению «статус-кво» в рамках палестино-израильского противостояния. В этой связи обращает на себя внимание не только личность автора, но и организация, к которой он относится, а именно – Институт Гейтстона.

Это «правый» по политическим убеждениям «мозговой центр», основанный Ниной Розенвальд, о которой известно, что она из семьи филантропов и еврейских беженцев из Восточной Европы и свою деятельность направляет на помощь произраильским организациям. Ее характеризуют как «ярого сиониста на протяжении всей ее жизни», а учрежденный ею Институт Гейтстона, как антимусульманский, хотя связанные с ним эксперты-мусульмане, один из которых Халед Абу Тоамех, призваны опровергнуть данные обвинение.

С 2013-го по март 2018-го года институт возглавлял нынешний советник по национальной безопасности США Джон Болтон, «ястреб», ярый анти-иранист, приверженец смены иранского режима и единомышленник находящегося у власти в Израиле «правого» правительства по главе с Биньямином Нетаньяху. В частности, под его руководством в 2017 году было проведено расследование (информация о котором появилась в некоторых израильских СМИ чуть ли не в свете антигосударственной деятельности) в отношении бывшего премьер-министра (1999 – 2001 гг.) Израиля Эхуда Барака. Дело в том, что Э.Барак в 2013 году, спустя несколько месяцев после завершения политической карьеры, стал советником по «геополитическим вопросам» генерального директора швейцарского банка «Юлиус Бар», сотрудники которого принимали участие в конференциях «Форума Европа – Иран». Эта организация с 2014 года проводит ежегодные конференции с целью познакомить представителей правительства Ирана и иранских бизнесменов с компаниями ЕС, и таким образом, содействовать продвижению «торговых отношений и инвестиций после отмены санкций» в отношении Ирана. Как сообщалось, «заседание даже было удостоено официального приветствия канцелярии президента Ирана Хасана Роухани!» Казалось бы, бизнес – и ничего больше. Но не в случае с Ираном, который планомерно превращается американо-израильскими усилиями в страну-изгоя, соответственно на всех представителей крупного иранского бизнеса навешен ярлык «агентов иранского режима»[iv] [4].

Рассуждения Х.Тоамеха о ситуации в секторе Газа следует рассматривать в контексте израильских интересов, которые заключаются в том, чтобы использовать антииранскую истерию с целью решения региональных задач; не допустить примирения ФАТХа и ХАМАСа, довести гуманитарную ситуацию в анклаве до кондиции (но не до полной катастрофы), на фоне которой торг с ХАМАСом в продвижении политического урегулирования на «взаимовыгодных» условиях, судя по всему, становится уместным.

[i] [5]Биография Халеда Абу Тоамеха // Институт Гейтстона. URL: https://www.gatestoneinstitute.org/biography/Khaled+Abu+Toameh [6] (на англ. яз.)

[ii] [7] Как Иран планирует взять Газу // Институт Гейтстона. 09.10.2018. URL: https://www.gatestoneinstitute.org/13091/iran-gaza-strip [8] (на англ. яз.)

[iii] [9] Опубликован состав «политбюро» террористической организации ХАМАС // NEWSru.co.il. 08.09.2017. URL:

http://newsru.co.il/mideast/08may2017/hamas_108.html

[iv] [10] Эхуд Барак, швейцарский банк и иранские связи // 9-й канал. 25.09.2017. URL: http://9tv.co.il/news/2017/09/25/248405.html