- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор текущей гуманитарной ситуации в Йемене

Новым фактором воздействия на ухудшающуюся гуманитарную ситуацию в Йемене на фоне непрекращающегося вооруженного конфликта стала стремительная девальвация в октябре с.г. национальной валюты – йеменского риала. Данное обстоятельство привело к повышению уязвимости семей и хозяйств, которые и так испытывали хроническую потребность в продовольственном обеспечении. Экономический потенциал страны по сравнению с 2015 годом сократился на 50% на фоне растущей бедности — почти 52% йеменцев живут на 1.9 долларов США в день. При этом доход 81% йеменцев не превышает 3.2 доллара в день – фактически они живут за чертой бедности.

По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), стремительная девальвация йеменской национальной валюты в текущем месяце привела к пиковым ценовым показателям по основным видам продовольственной номенклатуры. В частности, согласно проведенному ФАО исследованию, только за первую неделю октября стоимость средней продовольственной корзины подорожала на 25% по сравнению с данными за сентябрь с.г. Цена на топливо за этот же период выросли на 23%. Если сравнивать эти показатели с докризисным уровнем 2015 года, то рост цен на продовольствие составил 140-204%, а на топливо – 280-357%. Одновременно, косвенно под воздействием роста топливных цен и общего экономического коллапса, резко выросла стоимость аграрной продукции, производимой на местных производствах.

Это, в свою очередь, негативно отразилось на покупательской способности миллионов йеменцев. Как отмечают эксперты ФАО, в октябре с.г. фиксируется заметное сокращение в торговле – йеменцы экономят и покупают меньший объем продовольствия, а также переходят на более дешевое, менее качественное и менее питательное продовольствие. Количество потребительских кредитов и долгов за последнее время также существенно выросло.

В более структурном плане, возникла серьезная неопределенность и даже некий хаос среди импортеров и торговых компаний, что привело к сокращению импорта и образованию дефицита на ряд важнейших видов продукции в стране. Такой поворот, в свою очередь, в условиях почти стопроцентной зависимости йеменской экономики от импорта продовольствия (как в виде гуманитарной помощи, так и торговых поставок), грозит приблизить страну к порогу масштабного голода. Таким образом, по оценкам гуманитарного координатора ООН в Йемене Л.Гранде, девальвация йеменского риала в октябре может привести к тому, что дополнительно 3.5-4 миллиона йеменцев могут войти в число голодающих и нуждающихся в регулярном продовольственном содействии. В настоящее время, по линии Всемирной продовольственной программы ежемесячно продовольственная помощь оказывается 8 млн йеменцев, а в гуманитарном содействии в целом нуждаются более 22 млн граждан этой страны.

Набор превентивных мер и ответных шагов правительства в условиях текущего вооруженного конфликта весьма и весьма ограничен. В начале октября Саудовская Аравия анонсировала свои намерения выделить 200 млн долларов в поддержку Центральному банку Йемена для стабилизации местной валюты. Однако эксперты убеждены, что даже несмотря на такого рода валютные интервенции, ситуацию будет сложно переломить – колебания йеменского риала уже привели и будут и дальше приводить к росту цен на основные виды номенклатуры. Главная причина – отсутствие перспектив урегулирования вооруженного конфликта в обозримой перспективе. В этом контексте, примечательно заявление представителей Всемирного банка о том, что экономические перспективы Йемена в 2018 и 2019 гг. крайне неутешительные и напрямую зависят от стабилизации политической ситуации и ситуации в сфере безопасности. Иными словами, пока не будут найдены и реализованы военно-политические решения, любые валютно-финансовые интервенции выглядят бесполезными и обречены на неудачу.

Нужно сказать, что на фоне столь пессимистичных оценок, единственной действенной мерой для спасения жизней от голодной смерти является непрекращающаяся гуманитарная интервенция. Никаких долгосрочных решений она, к сожалению, в себе не несет, однако позволяет удерживать ситуацию. Следует отметить, что по сравнению с началом 2018 года, по состоянию на октябрь эффективность гуманитарного содействия и качество координации усилий гуманитарных партнеров заметно повысились. Это касается как улучшения гуманитарного доступа, так и общего финансирования йеменских гуманитарных программ донорами. Несмотря на регулярные перебои летом этого года — в силу вооруженных столкновений — в обеспечении доступа к стратегическому порту Ходейда – главному каналу поставок извне продовольствия в страну – сейчас там ситуация в целом налаживается. Например, по оценкам ООН, срок поставки гуманитарных грузов в порты Ходейда и Салеф с момента подачи заявки судном до разгрузки в порту сократился в среднем с 26.3 дней в марте с.г. до 13.8 дней в октябре – то есть практически вдвое. Это важнейший индикатор, поскольку от скорости доставки гуманитарных грузов напрямую зависят жизни гражданского населения. Кроме того, по состоянию на 10 октября с.г. донорское финансирование гуманитарного призыва ООН для Йемена достигло 68%, а именно удалось мобилизовать 2.01 млрд долларов США из требуемых 2.96 млрд. Эти колоссальные поступления удалось обеспечить за счет активного вовлечения доноров из региона. В «пятерку» ведущих доноров йеменской гуманитарной операции на сегодня входят Саудовская Аравия (530 млн долл.), ОАЭ (466 млн долл.), Кувейт (222 млн долл.), США (208 млн долл.), Великобритания (74 млн долл.). Далее, в пределах 20-70 млн долларов, следуют Европейская комиссия, Германия, Канада, Япония, Швеция и Нидерланды. Нужно отметить, что по сравнению с 2017 г. донорское финансирование йеменской операции удалось сделать гораздо более стабильным и предсказуемым – в условиях тотального коллапса экономической системы (ВВП на душу населения – 900 долларов) и отсутствия других альтернативных источников дохода, как например, энергетические или иные природные ресурсы, гуманитарная помощь сегодня является единственным шансом удержания ситуации от скатывания к гуманитарной катастрофе и массовому голоду.