- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации с саудовским журналистом Джамалем Хашогги. Часть 2

2 октября с.г. в 13.12 саудовский журналист с турецкими корнями, пишущий для газеты Washington Post, Джамаль Ахмид Х. Хашогги вошел в здание Генерального консульства Саудовской Аравии в Стамбуле и больше из него не вышел.

Накануне, 15 октября, в Турции было объявлено о том, что турецкие правоохранительные органы в сопровождении своих саудовских коллег были допущены на территорию генерального консульства КСА в Стамбуле. Кроме того, было сообщено о телефонном разговоре, который состоялся в тот же день между президентом Р.Т.Эрдоганом и королем КСА Сальманом Аль Саудом.

В то время, пока остается неясным целый ряд технических моментов (в частности, на какие помещения распространяется разрешение Саудовской Аравии турецким правоохранительным органам для проведения своих следственных действий), а также пока не обнародовано никаких комментариев по ходу расследования, продолжаем разбираться с личностью Хашогги, чье предполагаемое убийство способно повлиять на отношения между КСА и США, а также между КСА и Турцией.

Как мы уже сказали, Хашогги был видным саудовским оппозиционером, по причине своих взглядов, близким к «Братьям-мусульманам», и их деятельности не раз оказывавшимся за пределами страны, пережидая последствия своих демаршей против саудовской монархии и религиозного устройства КСА. Надо ли говорить о том, что он не раз оказывался в пристальном фокусе зарубежных, западных СМИ.

В 2011 году, когда по региону Ближнего Востока прокатилась волна «арабской весны», Д.Хашогги выступил с жесткой критикой саудовского руководства, потратившего 129 млрд долл. на различные программы в пользу населения. В частности, вот его основные тезисы журналу Der Spiegel: «Этот подход не сработает. Даже если завтра вы раздадите народу 100 трлн долл., всех счастливыми не сделаете. Что будет, когда закончится нефть?… Все хотят современности, однако, никто не хочет сталкиваться с побочными эффектами. Однажды и это государство, как и другие, проведет реформу. Нам тоже нужна свобода, прозрачность, верховенство закона, выбранный премьер-министр и настоящий парламент. Если демократическая борьба в Тунисе и Египте увенчается успехом, то что будет? Для нас неприемлема политическая изоляция. История течет и никто её не остановит».

На протяжении всего этого времени, Д.Хашогги, в качестве колумниста, продолжал писать для газеты Al Hayat. Его деятельность к этой газете продолжалась вплоть до 2016 года, когда он выступил с критикой выбранного, но не приступившего к своим обязанностям президента Д.Трампа. Эти комментарии опубликованы не были. В частности, Д.Хашогги указал на то, что поддержка Трампом президента Сирии Б.Асада приводит к усилению в регионе Ирана, и отметил то противоречие, которое возникает в антииранской риторике и шагах американского руководства, с одной стороны, и поддержке режима Асада, с другой стороны. Итогом критики Трампа со стороны Хашогги в арабской прессе стал полный запрет на его медиаактивность, включая публикации в прессе, выступления по ТВ и участие в конференциях, в Саудовской Аравии.

В сентябре 2017 года Д.Хашогги переехал в США, где начал писать для газеты Washington Рost в качестве колумниста. Свое решение об иммиграции из КСА он мотивировал следующим образом:

«Несколько лет назад я тяжело переживал арест некоторых своих друзей. Я ничего не сказал. Я не хотел потерять ни свою работу, ни свою свободу. Я беспокоился за свою семью. Сейчас я изменил свои предпочтения… Надо было оставить мой дом, мою семью и мою работу за спиной. Но (сейчас) я говорю то, что думаю. Делать что-то другое было бы несправедливо по отношению к тем людям, кто сейчас гниет в тюрьме. Я могу говорить о том, что многие люди сейчас не в состоянии высказать».

В своих публикациях, Д.Хашогги выступал с резкой критикой в отношении Саудовской Аравии, в частности, по политике страны в отношении Катара, а также за йеменскую войну.

На свой лад прокомментировал Д.Хашогги и антикоррупционную кампанию, начатую наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом в 2017 году: «Мухаммед бен Сальман реализует правосудие по своему разумению. Он абсолютно не толерантен к любой критике». Впрочем, справедливости ради, надо отметить, что наряду с критикой саудовского руководства, Д.Хашогги находил и повод для положительных оценок. В частности, таковых заслужила программа развития страны на период до 2030 года.

Итак, зачем же Д.Хашогги отправился в Генеральное консульство КСА в Стамбуле 2 октября? – Как сообщается турецкими СМИ, речь шла о том, что он улаживал процедурные формальности в связи со своим предстоящим браком с гражданкой Турции (Хатидже Дженгиз). Видимо, предполагая возможность возникновения у него серьезных проблем, Д.Хашогги проинструктировал свою невесту на предмет возможного плана «Б». В частности, в случае, если он не выйдет из генерального консульства, Д.Хашогги просил свою невесту выйти на связь с советником председателя Партии справедливости и развития (ПСР) Ясином Актаем и в Турецко-Арабскую Ассоциацию прессы.