- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иранские/проиранские шиитские вооружённые группировки на Ближнем Востоке и в мире. Документированные заметки. Часть 7

После начала сирийского кризиса в 2011 г. тегеранские стратеги, опасаясь, что антиасадовские силы вооружённой оппозиции, суннитские по своей конфессиональной принадлежности и поддерживаемые суннитскими центрами силы (Катар, Саудовская Аравия, Турция), заблокируют проход Ирана к Средиземному морю через сирийскую территорию, принялись за создание экспедиционных сил, предназначенных для иранского проникновения и закрепления в Сирии. С 2012 г. начинается реализация проекта «Защитники Святыни» (перс. Мудафиен-э Харам). В пропагандистский оборот были запущены эмблема (не «прижилась», редко употребляется) и логотип (широко распространён, есть варианты) «Защитников Святыни»:

[1]

[2]

[3]

Лозунгом и одновременно ещё одним логотипом движения стали выписанные арабской вязью слова «Все мы – твой Аббас, о Зейнаб!» (араб. Куллю-на Аббасу-ки, я Зайнаб!):

[4]

Знамя движения «Защитники Святыни»:

[5]

Знамя существует в «реале»:

[6]

Началась кампания по вовлечению в «Защитники Святыни». Если судить по фотоматериалам, распространяемым иранскими СМИ, в «Защитники Святыни» «добровольно-принудительно» мобилизуют молодёжь (см. выше и ниже):

[7]

[8]

[9]

Это – такой «молодёжный Басидж». В «Защитниках Святыни», с одной стороны, проходит религиозно-политическая индоктринация иранской молодёжи, которая в своей массе относится, мягко говоря, сдержанно к режиму аятолл, а с другой стороны – в боевых действиях происходит «прореживание» этого контингента и уменьшение его протестного потенциала.

Под «Святыней» подразумевается мечеть «Сайида Зейнаб» в Дамаске (Сирия), чей купол изображён на эмблеме «Защитников Святыни» (см. выше) и на множестве других эмблем шиитских вооружённых группировок, воюющих в Сираке (см. ниже). Сайида Зейнаб – это Сайида Зейнаб аль-Кубра – внучка Пророка Мухаммеда, дочь Имама Али и дочери Пророка Фатимы. Мечеть «Сайида Зейнаб» — это храм особого типа, называемый маркад («место упокоения»). Эта мечеть возведена над захоронением Сайиды Зейнаб.

Именно эта мечеть выбрана для защиты не случайно. Этот выбор имеет очень важный геостратегический смысл. Дамаск – важная «станция» на маршруте Тегеран-Багдад-Дамаск-Бейрут. И под предлогом «защиты Святыни» иранцы создали на окраине Дамаска мощный укрепрайон, логистический узел и мобилизационный центр, куда поступают паломники из Ирана, Ирака, Афганистана, Пакистана и др., часть которых вливается в группировки типа «Фатимийюн», «Зейнабийюн» и т.п. (о них ниже). К тому же Сайида Зейнаб, которая не стала шахидкой, а умерла своей смертью, тесно ассоциируется с культом шахидов, который активно внедряется аятоллами в среду иранской молодёжи, планируемую аятоллами на роль «пушечного мяса». В пропагандистско-агитационном обороте распространены «шахидские» логотипы и лозунг «Защитников Святыни»:

[10]

С именем Зейнаб связано поименование Партией Аллаха – Благородными» (араб. Хизб Аллах ан-Нуджабаʼ) убитых в битве при Кербеле Имама Хусейна, его брата Абу-ль-Фадля аль-Аббаса и др. Это выражение, «автором» которого является Сайида Зейнаб, вошло в название одной из группировок, а «ХизбАлла», чьё название при её создании было взято из Корана, всё в большей степени в своей пропаганде и агитации соотносит своё название именно с Зейнаб и применённом ею выражением[i] [11].

Отряды «Защитников Святыни» формирует КСИР (Корпус стражей исламской революции), которому активно помогает шиитское духовенство (на фото внизу – президиум агитационного собрания, кажется, в Тегеранском университете, по записи в «Защитники Святыни» во время коллективной молитвы; в центре – офицер КСИР, по правую руку от него – армейский офицер):

[12]

Желающие записаться в «Защитники Святыни» обращаются в местное отделение КСИР и заполняют соответствующую анкету:

[13]

Однако отсутствуют сведения о формировании отрядов «Защитников Святыни» из иранской молодёжи. Автор не исключает, что из просто-непросто не существует: иранская молодёжь не рвётся проливать кровь и умирать за геостратегические проекты режима. По имеющимся сведениям, в «Защитники Святыни» удалось вовлечь только шиитов — иностранных беженцев, находящихся на территории Ирана, — афганцев, пакистанцев и др. Им обещают довольно высокое, по иранским критериям, денежное содержание, иранское гражданство после окончания битвы за Святыню, недвижимость и другие имущественные льготы на территории Сирии (из бывшей собственности сирийских суннитов, либо уничтоженных, либо изгнанных из страны).

Из афгано-пакистанских шиитов-хазарейцев в рамках проекта «Защитники Святыни» было создано вооружённое формирование «Фатимиты» (араб. Фатимийюн):

[14]

[15]

Создание «Фатимитов» в рамках «Защитников Святыни» было графически зафиксировано:

[16]

Бойцы «Фатимитов» идут в бой с двумя шевронами: эмблемой группировки «Фатимиты» и лозунгом «Защитников Святыни» «Все мы – твой Аббас, о Зейнаб!» и со значком – портретом рахбара Али Хаменеи, вдохновителя движения «Защитников Святыни», и не только его:

[17]

По сведениям, циркулирующим в экспертном сообществе, из «Фатимитов» по национальному признаку (считается, что отделились пакистанцы) выделились «Зейнабиты» (араб.-перс. Зайнабийюн, названы по имени Сайиды Зейнаб):

[18]

Однако нельзя не заметить изменения лозунга при сохранении и даже подчёркивании соотнесения движения с Сайидой Зейнаб. Он стал другой: «Я стою пред Тобой, о Зейнаб!» (араб. Лебайе-ки я Зайнаб!). не исключено, что смена лозунга вызвана некоторой неясностью выражения «Все мы – Твой Аббас, о Зейнаб». Наверняка не все мусульмане знают, что в данном случае подразумевается один из сыновей (кажется, младший) Сайиды Зейнаб. Т.е. смысл лозунга в том, что участники движения «Защиты Святыни» называют себя сыновьями Сайиды Зейнаб. В одном и том же историческом пространстве были и другие Аббасы, например, Абу-ль-Фадль аль-Аббас (о нём ниже). Но вероятнее то, что смена лозунга кампании по закреплении в Сирии была вызвана кризисом проекта «Защита Святыни». Не удалось отмибилизовать достаточно большое количество «сыновей Зейнаб» на «добровольно-принудительной» основе.

В «защитники Святыни», реализующие закрепление Ирана в Сирии стали зачислять уже имеющиеся военизированные или новосоздаваемые на иных принципах военизированные шиитские группировки в Сирии, Ираке и Ливане.

[i] [19]               В русской Википедии есть написанная с шиитских позиций статья «Зайнаб бинт Али», где приводится полный текст этой знаменитой (у шиитов) проповеди Сайиды Зейнаб.