- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об убийстве саудовского журналиста Джамаля Хашогги и интересе Израиля

Сенатор США Линдси Грэм, республиканец, близкий к президенту Дональду Трампу, во вторник обвинил саудовского наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в том, что он заказал убийство саудовского журналиста Джамаля Хашогги и назвал его «грушей для сноса зданий», который ставит под угрозу отношения Королевства Саудовской Аравии (КСА) с Соединенными Штатами[i] [1].

Многие американские законодатели, которые долгое время испытывали брезгливость от американо-саудовских отношений, выступили с резкой критикой королевства после исчезновения Дж.Хашогги в саудовском генконсульстве в Стамбуле 2 октября 2018 года. Сенатор Л.Грэм возложил вину непосредственно на наследного принца. «Ничего не происходит в Саудовской Аравии без ведома Мухаммеда бен Сальмана». «Я был их [саудовцев] самым большим защитником в Сенате Соединенных Штатов». «Он убил этого парня в консульстве в Турции и ожидал, что я это проигнорирую. Я чувствую себя использованным и оскорбленным», – посетовал Л.Грэм. Сенатор добавил, что отныне фигура Мухаммеда бен Сальмана для него «токсична». «Он никогда не сможет стать лидером на мировой арене».

Саудовская Аравия отрицает, что она имеет какое-либо отношение к исчезновению Дж.Хашогги. Но на прошлой неделе 22 сенатора призвали рассмотреть вопрос о том, следует ли США ввести санкции в отношении КСА из-за ситуации с правами человека в королевстве и за исчезновение Дж.Хашогги.

По словам Л.Грэма, он не знает, что собирается делать президент США Дональд Трамп с этим инцидентом, который затрагивает близкие, но сложные отношения Соединенных Штатов с Саудовской Аравией. Сам бы он «устроил адскую жизнь» королевству, т.к. чувствует себя обиженным до глубины души. Что касается, наследного принца, то после такого «этот парень должен уйти».

Д.Трамп занял менее агрессивную позицию по отношению к Саудовской Аравии, предложив в понедельник после разговора с королем  Сальманом, что, возможно, «отъявленные убийцы» стоят за исчезновением журналиста, критиковавшего наследного принца. Госсекретарь США Майкл Помпео встретился с королем Саудовской Аравии и наследным  принцем во вторник, чтобы получить разъяснения по поводу исчезновения журналиста.

Как сообщается в израильских СМИ, изначально об исчезновении Джамаля Хашогги заявила Турецко-арабская ассоциация журналистов. Невеста журналиста рассказала турецкому агентству Аnadolu, что ее жениха пригласили в консульство для оформления документов, но охрана ее не пропустила. Только через пять часов к ней вышел сотрудник консульства и заявил, что Джамаль ушел и ждать его не нужно. По словам женщины, он предчувствовал, что его могут задержать, и просил в таком случае поставить в известность турецкие власти и Турецко-арабскую ассоциацию журналистов.

Джамаль Хашогги – житель Вирджинии, вел рубрики в The Washington Post, являлся генеральным директором канала Al Arab News, а также сотрудничал со многими арабскими и западными СМИ. В частности, в 2015 году выходящая в Лондоне саудовская газета «Аль-Хайят» опубликовала его статью «Надо ли Саудовской Аравии видеть в Путине угрозу?» В частности, он писал: «Путин глуп, жесток, и ему нельзя доверять». По мнению Хашогги, три региональные державы препятствуют «путинскому господству на территории, расположенной от Крыма до Сирии»  – Саудовская Аравия, Турция и Катар. Отмечается также, что Джамаль из влиятельнейшей семьи, ему приходится двоюродным братом Аднан Хашогги – торговец оружием, один из богатейших людей в мире, который умер год назад[ii] [2].

Как отмечает Jerusalem Post, на первый взгляд эта история не имеет к Израилю никакого отношения. Даже президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который никогда не упустит возможности пнуть Израиль, не говорит о том, что Иерусалим имел к этому какое-либо отношение.

Однако, по мнению вице-президента Иерусалимского института стратегических исследований и бывшего заместителя председателя Совета национальной безопасности Израиля Эрана Лермана, «безусловно, это не в наших [израильских] интересах видеть, как в Вашингтоне ухудшается положение саудовского руководства»[iii] [3].

Но становится все более очевидным, что правительство Саудовской Аравии во главе с реформатором наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом причастно к исчезновению Дж.Хашогги. При том недовольство американцев поведением Эр-Рияда не началось с инцидента с журналистом. Уже в августе этого года, когда Саудовская Аравия выдворила посла Канады и заморозила новые торговые сделки из-за канадской критики в отношении нарушений прав человека в КСА, в США стали раздаваться вопросы о том, является ли наследный принц тем лидером, с которым США стоит иметь дело? К тому же КСА продолжает убивать мирных жителей в Йемене, нанося авиаудары в результате интервенции в эту страну, которая была предпринята принцем в ходе развязавшейся гражданской войны. Случай с Дж.Хашогги только усилил эту тенденцию. Как гласит заголовок  в газете «Нью-Йорк Таймс», «исчезновение Хашогги ставит под угрозу ставку Кушнера на коронованного принца Саудовской Аравии»[iv] [4].

Для президента США Дональда Трампа, который сделал Саудовскую Аравию опорой своей политики на Ближнем Востоке, убийство саудовского журналиста в Турции может обернуться дипломатическим кризисом. А для зятя и старшего советника Д.Трампа, Джареда Кушнера, это уже личные счеты. Дж.Кушнер больше, чем кто-либо в администрации Д.Трампа продвигал наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана и способствовал его становлению как ключевого союзника США в арабском мире и главного контакта для Белого дома в КСА. Дж.Кушнер поддерживал 33-летнего принца, когда тот вел борьбу за наследство своего отца; обедал с ним в Вашингтоне и в Эр-Рияде; способствовал заключению контракта на поставки американского оружия в размере 110 млрд долларов США; и наверняка надеялся, что будущий король поставит саудовскую печать под будущим американским мирным планом урегулирования палестино-израильского конфликта.

В интересах Израиля, чтобы ставка Дж.Кушнера не обернулась разочарованием, в то время как позиции Саудовской Аравии в Вашингтоне поставлены под угрозу. По мнению председателя Комитета Сената по международным отношениям Боба Коркера, республиканца, который заявил, что мнение о КСА на Капитолийском холме достигло самой низшей точки. Комитет в тот день привел в действие Акт Магнитского в отношении исчезновения Дж.Хашогги, обязав администрацию Дональда Трампа в течение 120 дней доложить Конгрессу о том, что произошло, а также решение о том, следует ли вводить санкции против виновных.

Как сказал Дори Голд, руководитель Иерусалимского центра по связям с общественностью и бывший генеральный директор МИД: «Эта проблема может быть использована иранцами для вбивания клина между Западом и Саудовской Аравией». Это проблема для Израиля, потому что «все, что укрепляет позиции Ирана на Ближнем Востоке, плохо для Израиля»; в сложившемся балансе сил на ближневосточном регионе ослабленное КСА означает укрепление Ирана. Это также означает усиление Турции, что объясняет активность Анкары в максимальной раскрутке данной темы и организации утечки информации о расследовании. «Турция является частью оси с Катаром, что вызывает конфликт между КСА и турецким правительством».

По мнению эксперта, следует учитывать тот факт, что «Саудовская Аравия видит на Ближнем Востоке государства, преследующие гегемонистские цели, которые угрожают жизненно важным интересам безопасности КСА». «Самым очевидным таким государством является Иран, но Турция – еще одна гегемонистская сила, которая может поставить интересы Саудовской Аравии под угрозу. По этой причине Эр-Рияд никогда не был противником устремлений курдской к обретению независимости».

По мнению Э.Лермана, на первый взгляд может показаться, что причина для беспокойства в Израиле из-за утраты позиций КСА  в Вашингтоне связана с надеждами премьер-министра Биньямина Нетаньяху на то, что с расширением сотрудничества между Израилем и Саудовской Аравией у него появится возможность использовать этот суннитский фактор в давлении на палестинцев, демонстрируя некоторую гибкость в дипломатическом процессе; а размолвка между Вашингтоном и Эр-Риядом может заставить саудовцев пересмотреть сотрудничество с еврейским государством. Однако такие рассуждения не соответствуют критическому моменту: главная проблема Израиля – это Иран, а не палестинцы. Саудовская Аравия, репутация которой в Вашингтоне падает, – плохой вариант для Израиля, потому что именно «саудиты, даже более, чем израильтяне, в некотором смысле, изменили американскую позицию по Ирану». Приоритетом для Израиля является ситуация, при которой правительство Саудовской Аравии пользуется большим авторитетом в Вашингтоне.

Безусловно, Б.Нетаньяху сыграл роль в том, чтобы  заставить Д.Трампа выйти из иранской ядерной сделки в начале этого года, но КСА и другие государства Персидского залива были одинаково вовлечены в этот процесс за закрытыми дверями, активно лоббируя свои интересы против Тегерана.

Э.Лерман предполагает, что сложившейся ситуации еврейские политические организации в США, такие как Американский еврейский комитет, израильское отделение которого он сам когда-то возглавлял, могут отправиться на Капитолийский холм, как они это делали в прошлом, и осторожно заняться лоббированием Саудовской Аравии, что парадоксальным образом может еще больше сблизить два государства. В то время как Саудовская Аравия имеет прекрасные отношения с администрацией Д.Трампа, ее позиция в Конгрессе, где нарастает критика, намного слабее, поэтому саудовцы могут обратиться к Израилю за помощью в данном вопросе.

Израильские эксперты видят также и положительный аспект в инциденте с Хашогги, который заключается в том, что заставит Мухаммеда бен Сальмана быть более осторожным. «При всем том положительном, с точки зрения интересов Израиля, что он делал в отношении баланса сил в регионе, есть один побочный эффект – принц очень импульсивный, безрассудный, совершает слишком много и слишком поспешных поступков, а также он недостаточно внимателен к последствиям. Поэтому, если этот случай его остепенит, то будет неплохо».

Представляется, что положительный момент для Израиля в деле Хашогги может заключаться не только в обуздании молодого саудовского принца. В случае маловероятного, но все же санкционного со стороны США сценария развития ситуации, у Израиля, помимо прочего, появляются лакомые перспективы в сфере военно-технического сотрудничества с КСА.

[i] [5]                      Ведущий сенатор США обвиняет Саудовского принца в приказе убить Хашогги // Reuters. 16.10.2018. URL:  https://www.reuters.com/article/us-saudi-politics-dissident-usa/leading-u-s-senator-accuses-saudi-prince-of-ordering-khashoggi-killing-idUSKCN1MQ22Z [6] (на англ. яз.)

[ii] [7]                     Reuters: в Стамбуле убит оппозиционный саудовский журналист // NEWSRU.co.il. 07.10.2018. URL: http://newsru.co.il/mideast/07oct2018/khashoggi_104.html [8]

[iii] [9]                     // URL: https://www.jpost.com/Middle-East/Khashoggi-and-the-Jewish-question-569256

[iv] [10]                    Исчезновение Хашогги ставит под угрозу ставку Кушнера на коронованного принца Саудовской Аравии // The New York Times. 10.10.2018. URL: https://www.nytimes.com/2018/10/10/us/politics/jamal-khashoggi-disappearance-kushner.html [11] (на англ. яз.)