- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации с саудовским журналистом Джамалем Хашогги. Часть 3

2 октября с.г. в 13.12 саудовский журналист с турецкими корнями, пишущий для газеты Washington Post, Джамаль Ахмид Х. Хашогги вошел в здание генерального консульства Саудовской Аравии в Стамбуле и больше из него не вышел.

Итак, 16 октября с.г. группа из 30 турецких сотрудников отделов по исследованию места преступлений, борьбе с терроризмом и обеспечения правопорядка, в сопровождении саудовских официальных лиц, провели 9-часовой обыск на территории генерального консульства КСА в Стамбуле. Невзирая на их требования, получить допуск в резиденцию генерального консула Мухаммеда аль-Утайби им не удалось. Последний, в ходе обыска, выехал в аэропорт Ататюрка и отбыл на 17-часовом рейсе «Саудовских авиалиний» в Эр-Рияд. Воспрепятствовать его отбытию турецкая сторона не пыталась. Как сообщила турецкая сторона, звонки из Министерства иностранных дел Турции саудовскими официальными лицами были проигнорированы – допуск на территорию резиденции консула обеспечен не был.

При этом, турецкая пресса сообщает, что, на условиях анонимности от высокопоставленных турецких представителей, им было сказано, что обнаружены «четкие доказательства» того, что Д.Хашогги был убит на территории генерального консульства. Более конкретной информации на этот счет не сообщается, зато появилось множество леденящих душу подробностей, впрочем, лишенных сколь-нибудь веской доказательной базы – из серии, что после обеда всем сотрудникам генконсульства было запрещено выходить из своих комнат и предложено погромче слушать музыку.

Впрочем, наводит на самые серьезные мысли сам факт того, что буквально за полчаса до входа Д. Хашогги на территорию генконсульства туда прибыла команда из 15 человек, прилетевших на двух частных бортах из Эр-Рияда, в составе которой был д-р Салах Мухаммед аль-Тубайги, глава судебно-медицинской экспертизы в Департаменте общей безопасности Саудовской Аравии. Эту команду турецкая пресса уже разделила на три группы: дознаватели, палачи и чистильщики, разойдясь, впрочем, во мнениях на предмет того, имел ли место факт допроса или же Д. Хашогги был немедленно атакован, после того как вошел на территорию генерального консульства.

Случай – настолько беспрецедентен, что турецкие СМИ практически единодушны во мнении о том, что была Саудовская Аравия «до» дела Хашогги и стала «после». Серьезность событий подтверждается тем, что государственный секретарь США Майкл Помпео буквально за сутки успел встретиться в Эр-Рияде с королем  Сальманом и наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом, а с утра 17 октября прибыл в Анкару, где встретился с президентом Турции Р.Т.Эрдоганом. Король Сальман провел также телефонные разговоры с Р.Т.Эрдоганом и с Д.Трампом. При этом, как заявило официальное агентство Саудовской Аравии SPA, король Сальман и госсекретарь Помпео не затрагивали вопроса, касающегося исчезновения саудовского журналиста. Разумеется, американская сторона заявляет об обратном.

Говоря об этом случае, надо четко понимать, что Д.Хашогги уже себе больше не принадлежит и, похоже, становится предметом для большого политического торга. Впрочем, вне зависимости от того, будет ли предъявлено официальное обвинение саудовской стороне или нет, тень на Эр-Рияд уже легла. И она не может не оказать влияния на внутреннеполитическую ситуацию в королевстве, ни на региональное восприятие страны, ни на КСА в глобальном измерении.

Очевидным образом, своим демонстративным молчанием и муссированием слухов о том, что есть неоспоримые доказательства убийства Хашогги (как в виде записи, якобы переданной с «умного» телефона журналиста, так и в виде «неоспоримых доказательств», обнаруженных накануне в ходе обыска – и то и другое больше похоже на блеф) Анкара оказывает серьезное давление на Эр-Рияд. Во власти Анкары было, вообще, развернуть ситуацию в сторону от Эр-Рияда, если бы она заявила про наличие слепых зон в камерах видеонаблюдения на выходах из генонсульства и подтвердила саму теоретическую возможность того, что Хашогги покинул здание. Анкара этого не сделала и более того, объявила о том, что камеры имеют полный обзор и работают постоянно.

Таким образом, она заставила Эр-Рияд оправдываться в попытках найти доказательства, что Хашогги вышел. И если саудовцы этого до сих пор не сделали, то значит журналист и не выходил, во всяком случае самостоятельно. Кто хоть раз был в загранучреждениях (они, в принципе, существуют по одному стандарту), тот видел в каком режиме там все работает, в плане входов и выходов, включая росписи в журнале прибытий – убытий для посетителей по общегражданским вопросам (Д.Хашогги же пришел как саудовский подданный для совершения юридических действий в преддверии брака на территории Турции со своей невестой Х.Дженгиз).

КСА оказались в очень трудной ситуации. О том, что за делом Хашогги  пристально следят, объявили ряд западных стран, включая Великобританию, Францию и Германию, которые выступили с совместным заявлением. 23-25 октября должна состояться международная конференция в Эр-Рияде Future Investment Initiative. И уже целый ряд компаний и изданий, включая JPMorgan Chase, Ford, Uber Inc., Viacom Inc., AOL, CNN, the Financial Times, CNBC, The New York Times и Bloomberg, отказалось от участия. Постепенно антисаудовскую кампанию разворачивает катарский телеканал «Аль-Джазира». Отреагировала и биржа.

В непростой ситуации оказывается и администрация Д.Трампа, в преддверии промежуточных ноябрьских выборов в Конгресс, когда ей надо с одной стороны являть миру жесткость (иначе получится двойной стандарт между делами Хашогги и Скрипаля), а, с другой стороны, не навредить отношениям со своим стратегическим союзником на Ближнем Востоке, в т.ч. по сдерживанию Ирана, да и оружейным контрактам со КСА. Держателем ключей от этого процесса оказывается Анкара, которая делает вид, что располагает большим, чем сейчас говорит. Очевидно, что Турция, равно как и Катар, приступили к розыгрышу выигрышной для себя позиции. Просто теоретически вообразим себе ситуацию, что будет, если администрация Д.Трампа спустит ситуацию на тормозах, а Анкара «сольет» имеющиеся у неё данные в СМИ прямо накануне ноябрьских выборов в Конгресс. Не вызывает сомнений, что в Анкаре уже просчитали для себя набор возможных выгод и приобретений в этой ситуации, которые, по первым прикидкам, могут оказаться весьма немалыми. Заодно и за Э.Брансона получит реванш.