- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Продовольственная безопасность в приоритетах Катара

С развитием регионального кризиса вокруг Катара, руководство этой страны предпринимает последовательные меры по укреплению национальной продовольственной безопасности как составного элемента выстраиваемой Дохой новой модели внешнеполитического курса, с опорой на самообеспечение по важнейшим направлениям, включая продовольствие. Введенная Саудовской Аравией и ее союзниками экономическая и транспортная блокада выявила уязвимость катарской экономики, которой удалось адаптироваться к новым условиям благодаря активной внешнеэкономической и торговой дипломатии. В то же время, в Дохе эти шаги посчитали недостаточными и взяли курс на развитие собственных производств и технологий. В этом контексте, развитие аграрного производства было также возведено в ранг приоритетной национальной задачи. За время, прошедшее с т.н. «дипломатического кризиса» вокруг Катара в июне 2017 года удалось добиться кардинальных успехов в развитии аграрного производства.

В частности, по уровню самообеспеченности населения основными компонентами продовольственной корзины был достигнут значительный прогресс. Рассмотрим статистику. Так, cамообеспеченность Катара в овощной продукции (отрасль, которая ранее находилась в зачаточном состоянии), достигла 24%, а суммарное производство овощной продукции выросло с 4.8 до 6.5 млн тонн в год. Показатели уровня самообеспеченности по фруктам составляют 87%, по фуражному корму для животноводства – 50%. Также наблюдается прогресс в молочной сфере – производимое в Катаре молоко обеспечивает 83% внутренних потребностей (ежедневный объем производства вырос со 154 до 500 тонн в день). Производство курятины в стране сегодня достигает 59 тонн в день, а уровень самообеспеченности по этой продукции – 98%. Для сравнения – до начала блокады Катар производил лишь 30 тонн курятины в день, что позволяло достичь уровня самообеспеченности в 50%. Самообеспеченность в рыбной продукции и продукции аквакультуры составляет сегодня 80%, но планируется дальнейшее наращивание до 90% в течение ближайших двух лет.

С учетом сложного для ведения сельского хозяйства климата и дефицита пригодных земельных ресурсов, задачи по наращиванию производства и увеличению самообеспеченности решаются с большими затратами, в том числе финансовыми. Благодаря инвестированию в современные технологии по интенсификации аграрного производства (в том числе теплицы, системы капельного орошения и прочее) удалось расширить посевные площади с 49 гектаров в 2017 году до 73 гектаров в 2018 г.

Принятое Дохой стратегическое решение по выделению на ближайшие 5 лет ежегодного бюджета в размере 70 млн катарских риалов (16 млн евро) для стимулирования роста аграрного производства, животноводства и рыбного производства и вывода этой продукции на рынки стало ключевым звеном новой стратегии по укреплению национальной продовольственной безопасности. В рамках этой стратегии предпринимаются конкретные меры по расширению производства овощей, фруктов, красного мяса, курятины, яиц, рыбной продукции, молока и фуражного корма. Вкладываются большие инвестиции в развитие фермерских хозяйств, не только в качестве источников доходов, но и как стимуляторов по созданию новых рабочих мест. Одновременно, делается упор на природоохранные мероприятия по устойчивому управлению природными ресурсами и защите экологии. Особый акцент делается на охрану сокращающихся водных ресурсов, которые в Катаре являются дефицитным ресурсом. Все вышеназванные задачи и программы комплексно интегрированы в новую концепцию Национального видения Катара-2030, реализуемую правительством.

Другим важным вектором развития аграрного сектора Катара, помимо усилий по укреплению национальной безопасности, становится активное продвижение катарской продукции на внешние рынки. Примечательна, например, переориентация профиля фермерского бизнеса семьи Аль-Халаф, начинавшегося в 1950-е гг. с чистого импорта продовольствия и превратившегося за последние полтора года в крупного производителя и экспортера аграрной продукции. Ежедневно, это фермерское предприятие производит 5 млн тонн фруктов и овощей, без применения пестицидов.

Разумеется, несмотря на впечатляющие достижения катарского агропрома, по-прежнему остается множество проблем. По целому ряду продовольственной номенклатуры Катар по-прежнему сильно зависит от внешних поставок. Кроме того, с учетом высоких затрат, требуемых для внутреннего производства, существовала проблема большой конкуренции катарской местной продукции с внешними производителями, цены которых были на порядок ниже. С началом блокады Катара и закрытием сухопутной и морской границы на каком-то этапе возникли благоприятные предпосылки для стимулирования внутреннего производства. Однако сейчас ситуация постепенно выходит на круги своя и Катар активно налаживает торговые связи с новыми экономическими партнерами – Ираном, Турцией и Пакистаном. Потребности катарского населения в разнообразном и сбалансированном питании, с учетом высокого уровня их доходов, высоки и диктуют необходимость расширения торговых связей для удовлетворения внутреннего спроса в разнообразной продукции.

Соответственно проблема конкуренции местной продукции с импортными аналогами вновь приобретает большую актуальность и создает помехи для катарских производителей. В то же время, следует учитывать особенность структуры фермерских хозяйств Катара – из функционирующих в стране 1400 ферм (преимущественно семейных), две трети не являются по факту коммерческими и принадлежат семьям, которые производят продукцию исключительно для потребления, а не для ее продвижения на рынки. Поэтому вопрос конкурентоспособности для большей части катарских фермеров не представляет такой актуальности.

Тем не менее, негативные последствия все-таки имеют место и проявляются, в частности, в удорожании продукции местного производства. Например, стоимость томатов выросла с 2017 года на 60%. Рост продовольственных цен в целом может негативно повлиять на экономическое развитие и, в частности, ударить по семьям с низким уровнем доходов.

 

Другим важным аспектом в контексте обеспечения национальной продовольственной безопасности стало изменение поведенческого выбора местных потребителей. С началом катарского кризиса и внешней блокады страны, политологи фиксировали всплеск национального самосознания граждан Катара, который в том числе стал проявляться в стремлении покупать продукцию местного производства. Бренд «сделано в Катаре» приобрел растущую популярность среди местного населения, особенно в первые недели блокады, которое стремилось cпециально закупить в супермаркетах продукцию местного производства, рассчитывая таким образом внести вклад в рост и развитие национальной экономики в условиях внешнеполитического кризиса.  Впоследствии торговые сети и производители стали регулярно использовать этот бренд на всю продукцию местного производства в качестве меры по ее активному продвижению на рынки.

В целом, следует констатировать, что взятая на вооружение после кризиса 2017 года новая стратегия по развитию катарского агропрома обеспечила за короткий срок прекрасные результаты. В сложных климатических условиях Доха добилась крайне эффективного роста и развития своего аграрного производства и хороших показателей самообеспеченности по основным видам аграрной продукции. Однако следует иметь в виду, что с учетом ограниченных природных ресурсов, прежде всего водных и земельных, а также экологических факторов, существует предел этому интенсивному аграрному росту.  Реалистичные оценки перспектив дальнейшего расширения и диверсификации аграрного производства Катара свидетельствуют в пользу того, что для продолжения успеха нужны дорогостоящие инвестиции в модернизацию аграрного сектора, в том числе по внедрению передовых водосберегающих технологий и технологий опреснения воды и прочее.