- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Северный Синай как решение проблемы сектора Газа и отход от принципа «двух государств для двух народов»

Самоустранение председателя Палестинской национальной администрации   (ПНА) Махмуда Аббаса от «мирного процесса» с Израилем, его действия против руководства ХАМАСа, доведение экономической ситуации в секторе Газа до гуманитарного кризиса, эскалация военной конфронтации на границе с Израилем и возможность начала новой масштабной военной кампании создали новую кризисную ситуацию в Газе. По мнению Шимона Шапиры (старшего научного сотрудника Иерусалимского центра по связям с общественностью, бывшего военного секретаря премьер-министра и руководителя аппарата МИДа Израиля) и Шломи Фогеля (израильского предпринимателя, владельца ряда предприятий, инициатора бизнес-проектов между Израилем и соседними странами) потребовалась выработка нового плана действий, который бы отличался от уже существующего. Этот план основывается на новой парадигме, которая в первую очередь поддерживается внешним по отношению к израильско-палестинскому конфликту игроком, но оказывающим на него прямое и решающее влияние. Речь идет о Египте[i] [1].

Сектор Газа представляет собой сложную проблему для международного сообщества. В докладе Всемирного банка от 27 сентября 2018 года на совещании доноров Газы, организованном Специальным посредническим комитетом в Организации Объединенных Наций, сделан вывод о том, что экономика Сектора «рушится» и находится в «свободном падении». Нехватка воды становится все более ощутимой, и надежные источники электроэнергии остаются проблемой. Изменение этих тенденций не является простой задачей, учитывая то, что с 2007 года в секторе Газа правит «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС), которое США, Европейский союз и Израиль признают международной террористической организацией. Родственная ХАМАСу организация «Братья-мусульмане» аналогичным образом рассматривается Египтом, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Используя ракеты и подземные тоннели для нападения на Израиль, движение ХАМАС уже приняло участие, по крайней мере, в трех войнах с еврейским государством и совершило множество атак по израильским населенным пунктам. Основной вопрос, на который необходимо найти ответ, – как можно улучшить экономическую ситуацию в Газе без одновременного укрепления военного потенциала ХАМАСа, когда нет возможности доверять властям Газы в том, что они не направят выделенные средства на военные нужды. В Израиле не сомневаются в том, что любые улучшения инфраструктуры Сектора, среди которых строительство новых портов, приведут к поставкам еще большего количества оружия ХАМАСу.

С другой стороны, продолжающийся отказ от решения проблемы сектора Газа – это бомба замедленного действия, угрожающая не только Израилю, но и другим региональным игрокам. ХАМАС время от времени заключал временные соглашения о сотрудничестве с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) на севере Синайского полуострова, что усложняло египетским военным борьбу с этой угрозой, которая легко могла распространиться на Каир и остальной Египет. Полномасштабная военная эскалация может привести к появлению новых волн беженцев через Средиземное море. Уже сейчас традиционные маршруты для выхода на Ближний Восток, такие как Иордания и Турция, закрылись, превратив Египет в новый канал для потоков мигрантов.

Новая парадигма, по мнению израильских экспертов, должна заключаться в выработке решений экономических и гуманитарных проблем сектора Газа (вызванных «блокадой») в районе северной части Синайского полуострова, при этом строго соблюдая суверенитет Египта и никоим образом его не нарушая. Принципиальным моментом является то, что этот район граничит с сектором Газа, но не подконтролен ХАМАСу. В этом случае Египту должна быть предоставлена масштабная экономическая помощь путем создания нового консорциума с участием Соединенных Штатов и государств Персидского залива.

Данная международная помощь должна быть направлена на строительство, разработку ряда инициатив и крупных инфраструктурных проектов в сфере туризма и экономики на севере Синая. Особое внимание следует уделить Эль-Аришу – административному центру и крупнейшему городу египетской провинции Северный Синай с населением 141 595 жителей. Город расположен на берегу Средиземного моря, на севере полуострова в 344 км к северо-востоку от Каира.

Строительство в рамках реализации инфраструктурных проектов будет осуществляться, главным образом, египетскими рабочими, как правило, бедуинами, проживающими в северной части полуострова. Тем самым местным жителям будет предоставлена возможность работать и улучшать свое экономическое положение вместо того, чтобы вступать в ряды террористических группировок и совершать террористические акты против египетского государства. К ним присоединятся рабочие из сектора Газа, экономическое положение которых также улучшится. Жители палестинского анклава будут задействованы в реализации инфраструктурных проектов и привлечены к работе в туристической сфере. Таким образом, цель состоит в том, чтобы развить районы северного Синая с акцентом на город Эль-Ариш, который будет способствовать реализации инфраструктурных и экономических проектов в интересах жителей сектора Газа.

Эти решения включают:

Эти проекты в области экономического и туристического развития будут осуществляться под руководством египетского правительства, а жители Газы будут иметь к ним доступ и право пользоваться под надзором египетских служб безопасности и в соответствии с египетским законодательством.

Что касается Западного берега р. Иордан, то в Израиле не один год на высшем уровне дискутируют по поводу аннексии части этих территорий (контролируемой Израилем зоны С) и обсуждают даже возможность предоставления израильского гражданства как минимум сотне тысяч проживающих там палестинцев. Обсуждается  также возможность создания конфедерации из трех государств – Израиля, ПНА и Иордании. Идеи об одном государстве для двух народов отметаются, в т.ч. и на экспертном уровне, не поддерживаются определенной частью израильского общества и не звучат из уст представителей власти.

Глава ПНА М.Аббас не раз предупреждал, что не может быть двух отдельных администраций, управляющих палестинскими землями. По его словам, если ПНА не получит полный контроль над сектором Газа, ХАМАС должен будет взять на себя полную ответственность за всю палестинскую территорию. «Либо мы берем на себя ответственность за Западный берег р. Иордан и Газу в одном государстве, с одним режимом, одним законом и одним оружием, или [ХАМАС] возьмет на себя ответственность», – заявил он этим летом во время выступления на заключительной сессии Центрального совета Палестины, второго высшего органа принятия решений в Организации освобождения Палестины (ООП).

По мнению главы ПНА, примирение с ХАМАСом «не означает перемирие, прекращение огня или гуманитарную помощь. Примирение означает, что единство должно быть восстановлено. Нет государства в Газе, и нет автономии на Западном берегу р. Иордан, мы этого не примем. Мы никогда не согласимся на отделение Газы от Западного берега р. Иордан». Такие заявления М.Аббаса обостряют напряженность между Рамаллой (фактической столицей ПНА) и Египтом.

Израиль, изыскивая возможности не допустить никакого перемирия между палестинскими движениями и решить проблему сектора Газа, пытается на официальном уровне дистанцироваться от факта ведения прямых переговоров с «Исламским движением сопротивления»,  которое «не скрывает свое стремление уничтожить Израиль». Об этом, в частности, заявил министр обороны Израиля Авигдор Либерман. «Мы не разговариваем с ХАМАСом, но мы не скажем Египту или ООН, что мы не хотим вести с ними диалог. Мы должны быть умными». Он также пояснил, что Израиль хочет «безопасного спокойствия» и что любое другое предложение «не имеет отношения к делу»[ii] [2].

На фоне вышесказанного получается, что глава ПНА М.Аббас пытается сорвать не соглашение о прекращении огня между ХАМАСом и Израилем как таковое, т.к. сам он на словах и, по мере возможности, на деле выступает в качестве противника решения конфликта силовыми методами. М.Аббас сопротивляется любой договоренности властей в Газе с Израилем по причине того, что реализация «инфраструктурных проектов» на территории Египта и с привлечением международных инвесторов направлена на постепенную интеграцию палестинского анклава в египетское государство. В случае реализации данного плана уже смело можно ставить точку в «палестинском деле» и в «стремлении палестинского народа создать государство». Стремлением реализовать такой план можно объяснить и чрезмерную сдержанность Израиля в ситуации непрекращающихся провокаций и обстрелов израильской территории из сектора Газа, тогда как общественность требует объяснений.

[i] [3] Развитие северного Синая – новая дипломатическая парадигма // Иерусалимский центр по связям с общественностью. 17.10.2018. URL: http://jcpa.org/article/developing-northern-sinai-a-new-diplomatic-paradigm/ [4] (на англ. яз.)

[ii] [5] Министр обороны говорит, что Аббас пытается сорвать сделку с ХАМАСом // The Times of Israel. 19.08.2018. URL: https://www.timesofisrael.com/defense-minister-says-abbas-trying-to-sabotage-deal-with-hamas/ [6] (на англ. яз.)