- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О некоторых мерах по стабилизации турецкой экономики. Часть 2

Турецкое руководство буквально в режиме 7/24 продолжает меры, направленные на стабилизацию ситуации в экономике страны. Продолжаем обзор тех из них, неполитического характера, которые имели место буквально за последние дни. Напомним, что важное место среди них занял президентский Указ о мерах экономии в государственном секторе, опубликованный в Официальной газете страны 11 октября с.г.

Финансовый план, который за ним последовал, к примеру, предполагает следующие бюджетные расходы в 2019 году: Администрация президента – 2,819 млрд тур. лир, Национальная разведывательная организация – 2,157 млрд лир, Управление по делам религии – 10,446 млрд тур. лир, Великое национальное собрание (Меджлис) Турции – 1,749 млрд тур. лир, Министерство национальной обороны – 46,462 млрд тур. лир, Министерство внутренних дел – 8,572 млрд тур. лир, Министерство казначейства и финансов – 388,945 млрд тур. лир, Министерство образования – 113,813 млрд тур. лир, Министерство здравоохранения – 48,335 млрд тур. лир, Министерство транспорта и инфраструктуры – 13,601 млрд тур. лир, Министерство по делам семьи, труда и социальных услуг – 103,091 млрд тур. лир, Управление общей безопасности – 33,676 млрд тур. лир.

Турецким руководством было подтверждено ранее уже озвученное отношение к так называемым «мегапроектам». Повторим этот подход: те проекты, торги по которым, согласно финансовому плану, проведены не были, или же торги были проведены, однако, работы по этим проектам не были начаты, так вот – эти проекты временно замораживаются. График реализации тех проектов, чья реализация уже начата и продолжается, будет пересмотрен в сторону увеличения сроков, исходя из более приемлемых для государственного заказчика финансовых условий.

Строго говоря, растягивание проектов во времени по инициативе Заказчика (а государство здесь — Заказчик), если говорить о нормальной международной контрактной практике, должно обходиться государству дороже, чем своевременная реализация, с точки зрения выплат штрафов за задержку платежей, простоя персонала подрядчика и снежного кома выплат по эскалации цены (то есть, дополнительных выплат с поправкой на индексы стоимости труда и основных материалов). Однако, такова практика турецкого государства, что подобного в своих соглашениях со своими подрядчиками оно практически никогда не предусматривает (говорим «практически», подразумеваем «никогда», исходя из опыта автора, но делаем поправку на возможную исключительность отдельных подрядчиков).

Помимо конкретных мер в плане экономии государственного сектора, Министерством казначейства и финансов обнародована программа по борьбе с инфляцией, проходящая под девизом «Всеобъемлющая борьба с инфляцией». Для компании разработана и соответствующая маркетинговая обертка (логотип: карта Турции со слоганом, который по-турецки звучит как «Enflasyonla Topyekun Mücadele», а также хэштеги, из серии #TürkiyeKazanacak, то есть Турция выиграет). Иными словами, инфляция, чисто психологически персонифицируется и деловое сообщество и граждане страны сплачиваются в борьбе с этим новым внешним врагом.

Программу представил 9 октября с.г. министр казначейства Б.Албайрак. Идея программы, если выражаться одной фразой, заключается в том, что до нового года каждый магазин или лавка сделают скидку, по крайней мере, в размере 10%. Магазины, которые добровольно участвуют в кампании, сделают соответствующее объявление и вывесят афишу на своей витрине.

Выступающий на презентации программы Б.Албайрак, пообещал, что до нового года государство не поднимет цены ни на электроэнергию, ни на природный газ. Что же до скидки в 10%, то, как подчеркнул министр, – это добровольная акция: «Мы рады тем, кто принимает в ней участие. Однако, мы ничего не говорим тем, кто не участвует. Обязательности нет». Как пообещал Б.Албайрак, торговые центры страны будут буквально украшены афишами кампании (к настоящему времени, уже «украшены»). Добавим ещё некоторые нюансы к этой программе.

Ход акции можно отслеживать по интернету через специально организованный веб-сайт enflasyonlamucadele.org.tr (то есть, «борьба с инфляцией). Объявления компаний, принимающих участие в этой акции будут размещены на в/у сайте. Соответственно граждане получат возможность ознакомиться с конкретным вкладом каждой компании в борьбу с инфляцией.

Ну и какая компания, спрашивается, откажется от участия в подобной акции, которая для них – вопрос отношений с государством и престижа, равно как и возможность заявить о себе перед покупателями? В эти дни – это классический вопрос любого покупателя в турецком магазине – участвует ли он в акции и, в подавляющем большинстве случаев, ответ – утвердительный и к цене, указанной на этикетке, добавляются лишние 10%, а в отдельных случаях и все 20%. Вообще, оборотной стороной падения курса турецкой лиры стал бум на турецкую продукцию среди иностранных покупателей – туристов и экспатов, источник доходов которых исчисляется в иностранной валюте. Для них турецкие товары и услуги не только не подорожали, но и существенно подешевели.