- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменении дипломатического положения ПНА в отношениях с США и ООН

Палестинская национальная администрация (ПНА), любящая тактику односторонних действий в рамках международных организаций, причем во многом по той причине, что во внутрипалестинских делах какой-либо стройный курс реализовывать не имеет возможности, оказалась сейчас в ситуации своеобразных «дипломатических качелей». Еще во вторник ПНА сочла очередным прорывом результаты голосования в Генеральной Ассамблее ООН, где 143 голосами «за» при трех против, 15 воздержавшихся и 29 отсутствовавших, ей было даровано право председательства в т.н. «Группе 77», являющейся крупнейшим объединением развивающихся стран в структуре Объединенных Наций. На стороне Израиля решительно выступили США и Австралия, также отказом от голосования менее сдержано лояльность к ближневосточной стране выразили Австрия, Польша, Босния и Герцеговина, работающие над нормализацией сотрудничества после периодов разлада разной степени серьезности,  Латвия и Литва, зачастую голосующие таким образом, а также ряд других.

Главным возражением, озвученным заместителем постоянного представителя США при учреждениях ООН  в Нью-Йорке Дж.Коэном является то, что «только государства-члены ООН должны иметь право выступать от имени групп государств в Организации Объединенных Наций». Помимо этого Вашингтон и Иерусалим высказываются решительно против фактического повышения статуса Палестины в организации, когда ее представители воздерживаются от участия в мирном процессе. Тогда же Дж.Коэн пообещал, что США напомнят ООН об отсутствии у палестинцев полноценного государственного статуса. Какими именно средствами это будет сделано, он, разумеется, не поделился.

Уже в четверг, не подчеркивая открыто связь двух событий, госсекретарь М.Помпео выпустил заявление, в котором анонсировал объединение американских посольства и генерального консульства в Иерусалиме. Несмотря на кажущуюся логичность такого шага, его четкий политический подтекст не отметить нельзя, поскольку последнее занималось работой с палестинцами, давая им хотя бы иллюзию того, что их воспринимают как некую самостоятельную ближневосточную единицу. По словам М.Помпео, данное решение мотивировано «глобальными попытками повысить эффективность и действенность» своей работы. Впрочем, по опыту Израиля, закрывающего дипмиссии по соображениям оптимизации расходов, характер отношений с принимающим государством в таких случаях играет не последнюю роль. Отдельно госсекретарь отметил, что весь спектр активности на Западном берегу и в Газе, включая существующий порядок отчётности, будет сохранен. О сокращениях дипломатического аппарата или финансовой составляющей данного шага упомянуто не было.

С организационной точки зрения теперь консульство будет преобразовано в отдел по палестинским вопросам, существующий в составе посольства. Это означает, что на смену двум отдельным каналом коммуникации, оба из которых были подотчетны напрямую Вашингтону, теперь придет один унифицированный. Причем очевидно, что в таком случае главным «фильтром» для отправляемых сообщений станет американский посол Д.Фридман, давно не скрывающий своих взглядов на палестинскую проблему. Таким образом, как отмечает израильская Jerusalem Post, глава дипмиссии становится непосредственным участником работы над мирными договоренностями, входя в одну группу с командой американских переговорщиков, работающих из США. Эту информацию во многом подтверждает анонимный источник в администрации президента Д.Трампа в интервью тому же изданию. По его словам, теперь страна будет говорить с палестинцами и израильтянами на одном языке. И судя по изложенным выше фактам, на иврите.

Все американские и израильские источники наперебой отрицают какой-либо элемент «наказания» в решении об изменении характера дипломатического представительства США в Иерусалиме. Однако так не думают в Рамалле. По словам главного палестинского переговорщика С.Эреката: «это решение не имеет ничего общего с “эффективностью”, однако связано с идеологизированной американской командой, желающей разрушить основы внешней политики США и международной системы с целью вознаграждения израильских злоупотреблений и преступлений».

Открыто выраженная позиция тех и других понятна, однако, возникает вопрос, к чему в действительности она их ведет в рамках т.н. мирного процесса. В том, что касается палестинцев, все предельно очевидно. Рамалле важно сохранять свои позиции в ООН, поскольку нигде больше их нет, а тот же Евросоюз готов помогать деньгами, но не выслушивать многочасовые жалобы М.Аббаса. Более того, учитывая текущие процессы в зоне конфликта, Газа интересует всех гораздо больше, следовательно, потенциально важнее и с точки зрения Брюсселя. Помимо этого руководство «Группой 77» выглядит в глазах ПНА неким дипломатическим «уколом» Израиля, которому нынешней весной пришлось снять свою кандидатуру с выборов непостоянных членов СБ ООН на 2019-2020 гг. Обе должности имеют абсолютно разные показатели влиятельности в международных делах и претендовать на место в Совбезе палестинскому образованию пока не приходится, но неприятный осадок все же есть, особенно на фоне того, что Б.Нетаньяху часто в своих выступлениях обращается к повышению статуса страны в международных делах.

С США все выглядит несколько иначе. Вашингтон пытается старательно симулировать мирные усилия, показывая, что работа над сделкой ведется. Из-за позиции ПНА, действительно неконструктивной, приходится работать с теми, кто есть, т.е. с израильтянами, региональными игроками и по возможности с Газой, но лишь до тех пределов, до каких можно контактировать с ее фактически руководством, считающимся террористами. В том, что касается Рамаллы, сейчас главным механизмом воздействия является своего рода тактика «принуждения к миру», пока вызывающая лишь противоположный эффект. При этом администрации в Вашингтоне явно есть чему поучиться у американских еврейских организаций, которые безоговорочно защищают интересы Израиля, но делают это, руководствуясь своим, далеко не всегда традиционным видением.

Этого и не хватает команде Д.Трампа. Включение Д.Фридмана в число переговорщиков, причем с функцией их представительства и сбора информации на месте, особенно учитывая то, что нередко сам Госдеп вынужден открещиваться от его слов, прогресса в переговорный процесс не внесет, а лишь еще больше ожесточит Рамаллу. Причем делается это все на фоне осложнения ситуации в Газе. Более того, антипалестинские шаги ухудшают положение самого президента, которого, по данным опросов, многие критикуют за решение об отказе от программ финансирования. А вот поддержка «умеренной оппозиции» М.Аббасу вполне могла бы внести свой вклад. Вот только она должна быть неявной, для того, чтобы не скомпрометировать предполагаемого кандидата. Помимо этого необходимо в ближайшее время предложить альтернативы прерванным каналам оказания помощи палестинцам, дабы не укреплять имидж США как виновника разрастания гуманитарного кризиса.

Впрочем, пока это абстрактные предложения. Сейчас мы имеем дело с явным свидетельством разрастания конфликта Вашингтона с ООН и Рамаллой. Из этого следует, что если команда переговорщиков и будет пытаться выполнить свое обещание в ближайшие месяцы презентовать и начать воплощать на практике свой мирный проект, то с большой вероятностью он будет усеченным или многоступенчатым, где на первый план выйдет проблема Газы  в той конфигурации, в которой она будет актуальна к тому моменту. ПНА же до тех пор, пока во главе продолжает оставаться М.Аббас, будет и дальше играть в свои дипломатические игры. Помимо прочего серьезного внимания со стороны Израиля и США сейчас заслуживает Египет, который тоже оказывается под неким давлением несмотря на то, что является для них вполне конструктивным партнером. Борьба с ролью ПНА в «Группе 77», по сути, задевает интересы Каира, который спонсировал эту резолюцию в ООН, в то время как участие арабской республики имеет серьезное значение для урегулирования кризиса в Газе, а также является потенциальным способом восстановления коммуникации с Рамаллой.