- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Реакция Индонезии на план перевода австралийского посольства в Израиле в Иерусалим

Власти Индонезии выступили с угрозами «пересмотреть» отношения с Австралией в случае, если австралийцы объявят об официальном признании Иерусалима столицей Государства Израиль и переведут свое посольство в Израиле из Тель-Авива и Иерусалим. Речь идет конкретно о руководстве индонезийских министерств иностранных дел и обороны, которые направили соответствующие послания правительству Австралии. Таким образом, Индонезия присоединилась к 13 другим мусульманским государствам, которые уже призвали премьер-министра Австралийского Союза Скотта Моррисона отказаться от планов перевода посольства своей страны в Государстве Израиль в Иерусалим. Первым об упомянутом демарше Индонезии сообщил австралийский телевизионный канал ABS. После этого данная информация была воспроизведена другими австралийскими СМИ, а также СМИ Израиля.

«Палестинская проблема особо важна для политических структур Индонезии. Если Австралия переведет свое посольство в Иерусалим, мы соответствующим образом изменим свою политику по отношению к ней (к Австралии – В.Ч.), — было сказано в частности в заявлении пресс-секретаря индонезийского МИДа Самары Арманты Насир по данному поводу.

Следует отметить, что и без этого демарша индонезийских властей очень многие в Австралии выступают против данной инициативы премьер-министр Скотта Моррисона, пришедшего к власти лишь августе текущего года. В этом контексте представляется уместным упомянуть, например, о том, что на завершающейся неделе британская газета The Guardian сообщила о том, что австралийские спецслужбы подготовили специальных секретный отчет относительно вероятных последствий перевода посольства Австралийского Союза в Государстве Израиль в Иерусалим и что в этом отчете однозначно сказано, что перевод посольства в Иерусалим вызовет взрыв негодования в арабских и в мусульманских государствах, что может привести к нападениям на австралийские объекты и австралийских граждан за рубежом. Обращает на себя внимание тот факт, что упомянутый отчет является, как было сказано выше, секретным, но кто-то позаботился об утечке его содержания в прессу.

Бывший заместитель премьер-министра Австралии (занимал этот пост в 2016-2017 гг.), лидер небольшой Национальной партии Австралии Барнаби Томас Джеральд Джойс заявил в этой связи, что нынешнему премьер-министру следует «проявить ответственность и вести себя осторожно, чтобы не допустить нанесения ущерба нашим отношениям с Ближним Востоком». Очевидно, что под «Ближним Востоком» в данном случае подразумевались исключительно арабские государства, но отнюдь не Израиль.

Однако, несмотря на этот неблагоприятный отчет спецслужб и на раздающуюся в его адрес критику в связи с намерением перевести посольство Австралийского Союза в Государстве Израиль из Тель-Авива в Иерусалим, премьер-министр Скотт Моррисон, лидер Либеральной партии Австралии, продолжает заявлять, что он, несмотря на критику и угрозы, не отступит от своего намерения и переведет посольство в Иерусалим. От итогов внутриполитического противостояния австралийского премьер-министра с его оппонентами по данной проблеме зависит, станет ли Австралия вторым после США крупным государством, которое переведет свое посольство в Государстве Израиль в Иерусалим (до сих пор примеру США в этом отношении последовала фактически только Гватемала). Причем речь идет о значительно более важном шаге, чем просто перевод в Иерусалим посольства еще одного государства. Вне всякого сомнения, перевод посольства Австралийского Союза в Иерусалим будет способствовать принятию аналогичных решений целым рядом колеблющихся государств, лидеры и парламенты которых уже открыто обсуждали возможность перевода своих посольств в Иерусалим, но пока не предприняли в этом отношении практических шагов из-за внешнеполитического давления.

Что же касается Индонезии, то с нею ситуация совсем не проста. Было бы ошибкой считать, это гигантское государство заклятым врагом Израиля. С одной стороны Индонезия – это крупнейшее по численности мусульманского населения государство мира. Из более, чем 266 млн ее жителей (оценка 2018 года) мусульмане составляют 87,2%  (согласно официальным данным переписи населения 2010 года). С другой стороны Конституция Индонезии декларирует свободу вероисповедания и полного равенства последователей различных религий (согласно официальным данным той же переписи населения, 7% населения составляют христиане-протестанты, 2,9% — католики, 1,6% — индуисты, а 0,72% — буддисты) перед законом, что для очень многих мусульманских государств отнюдь не является нормой.

Однако в контексте отношений Индонезии с еврейским государством представляется еще более важным упомянуть о другом факте: До конца 90-х годов прошлого века, пока у власти находилась партия «Голкар», Индонезия, как и большинство других мусульманских государств, избегало каких бы то ни было шагов, направленных на нормализацию отношений с Израилем. Однако после этого, не устанавливая с Израилем дипломатических отношений, индонезийские власти разрешили торговые связи с еврейским государством. В январе 2001 года Индонезию посетила с официальным визитом делегация израильского министерства промышленности и торговли, которая была принята тогдашним президентом Индонезии Абдуррахманом Вахидом, лидером Партии национального пробуждения. В результате этого визита индонезийское министерство промышленности и торговли издало документ, гласящий, что нет никаких ограничений на торговлю между Индонезией и Израилем. Согласно официальным данным израильского Института экспорта, в 2011 году объем двусторонней торговли между Израилем и Индонезией составил в денежном выражении 137 млн долларов США, причем данный показатель имеет тенденцию к росту в среднем на 15% в год. В реальности же объем торговли между Индонезией и Израилем еще больше, поскольку часть торговли между двумя государствами (прежде всего, израильского экспорта в Индонезию) осуществляется при посредничестве третьих стран.

Однако главное в данном случае это не объем торговли между Израилем и Индонезии, а сам факт того, что такая торговля ведется на основании официальных двусторонних соглашений. В свете сказанного представляется уместным сделать предположение о том, что упомянутые демарши индонезийских властей по поводу намерения австралийского премьер-министра Скотта Моррисона перевести посольство своей страны в Израиле в Иерусалим были вызваны, прежде всего, нуждами внутренней политики, а также необходимости поддержания статуса Индонезии в рамках международных объединений мусульманских государств. Сомнительно, что за угрозой «пересмотреть отношения» с Австралией в случае перевода ее посольства в Иерусалим, стоит нечто реальное. Обращает на себя внимание тот факт, что упомянутые угрозы исходили от чиновников МИДа и министерства обороны Индонезии, но отнюдь не от самого нынешнего президента Индонезии Джоко Видодо (Джокови), представляющего Демократическую партию борьбы Индонезии.