- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

США усиливают антииранские санкции на фоне противодействия Европейского союза

Санкции США против 20 иранских компаний и банковских структур, введенные во вторник, противоречат международным нормам. Об этом в среду 17 октября заявил официальный представитель внешнеполитического ведомства Исламского Государства Бахрам Касеми. «Мы считаем, что этот шаг Соединенных Штатов является оскорблением правовых и международных норм», — приводит официальный сайт министерства слова Касеми. Дипломат добавил, что «решение обусловлено эгоизмом Вашингтона и бессильной злобой по отношению к иранской нации». Он подчеркнул, что правительство США пошло на новые санкции «вопреки собственным заявлениям о поддержке народа Ирана». «Такие действия угрожают международным нормам и правам человека, но Вашингтон не сможет добиться своих целей», — отметил Касеми. Соединенные Штаты ввели во вторник санкции против 20 компаний и банковских структур, которые якобы оказывают финансовую поддержку «Басидж» — иранскому полувоенному ополчению, входящему в состав Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана). В черный список вошли, в частности, инвестиционные компании, финансовые группы, предприятия занимающиеся добычей цинка и сталелитейным производством, а также банки и кооперативный фонд. Все штаб-квартиры данных организаций находятся в Иране. От себя добавим, что Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) не только санкционировало введение ограничений в отношении указанных 20 иранских компаний и финансовых учреждений, но и еще и классифицировало еще 9 в качестве «инструмента глобальных террористических организаций», подпадающих под вторичные санкции США. Хотя введение Министерством финансов санкций в отношении Ирана не является чем-то новым, нюансы этого последнего шага знаменуют собой значительную эскалацию американской антииранской стратегии. Эти 20 предприятий связаны с сетью Bonyad Taayon Basij, которая создала ряд подставных компаний в автомобильном, горнодобывающем, металлургическом и банковском секторах Ирана с целью маскировки своей собственности, как способ защиты себя от санкций. OFAC теперь утверждает, что компании этой сети имеют деловые отношения по всему Ближнему Востоку и Европе, которые делают их целями для санкций. Критическое различие между этим комплексом санкций и более ранними состоит в том, что попавшие под ограничения организации имеют множественные — в крайнем случае семь — восемь степеней отделения от террористической организации, которой является «Басидж» или КСИР. В качестве иллюстрации того, как работают последние санкции OFAC, возьмем иранский Sina Bank и Parsian Bank, которые стали объектом рестрикций на основании следующих выводов. Оба этих банка ориентированы на предоставление услуг Andisheh Mehvaran Investment Co., который был образован для контроля государства над добычей цинка. Последняя принадлежит структуре Taktar, та в свою очередь -Technotar Engineering Co., а она уже контролируется Mehr Eqtesad Iranian Investment Co., который находится в собственности Mehr Eqtesad банка. И этот банк уже контролируется или принадлежит Bonyad Taayon Basij. Это составляет семь степеней «прокладок» между этими двумя первыми иранскими банками и «Басидж» и восемь для КСИР. И все эти структуры попали над нынешний раунд санкций. Это фактически посылает сигнал мировому сообществу о том, что вообще любые финансовые связи с Ираном могут столкнуться со вторичными санкциями США. В этой связи надо констатировать отход в деятельности OFAC от наложения прямых санкций в сторону всеобъемлющего санкционного давления практически на всю иранскую экономику. Мы уже сообщали, что КСИР в силу его организации и разветвленности практически нереально вычленить из общей структуры политической и экономической системы Ирана. Этот все более жесткий и односторонний подход к политике вторичных санкций США приходит по мере того, как Европейский союз (ЕС) все еще пытается создать специальный механизм (SPV) для поддержания финансовых операций с Ираном в условиях американских рестрикций. Евросоюз рассчитывает на достижение в ближайшее время прогресса в работе по созданию механизма обхода экстерриториальных торговых санкций США в отношении Ирана. Об этом заявила в четверг, отвечая на вопрос ТАСС, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини по прибытии на саммит форума «Азия – Европа». «Мы представили эту идею на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. Страны ЕС приняли решение создать эту систему и сейчас активно работают над практическими аспектами данного механизма. Я уверена, что эта работа успешно продолжится в ближайшие недели», — сказала она. Могерини подчеркнула, что все азиатские партнеры ЕС, с которыми лидеры европейских государств встречаются 18-19 октября в Брюсселе, «выражали активную поддержку полному соблюдению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по Ирану». «Мы не должны забывать, что Иран — это не только страна Ближнего Востока, он поддерживает тесные связи с Афганистаном и поэтому имеет значительные интересы в Азии и связи с ней. Поэтому у нас единая позиция с нашими азиатскими партнерами, сводящаяся к необходимости сохранить СВПД, а для Ирана — до конца выполнять свои обязательства», — отметила глава европейской дипломатии. 24 сентября в Нью-Йорке она объявила о начале подготовительной работы по созданию странами ЕС легальной структуры для обеспечения финансовых транзакций с Ираном в целях поддержания международной торговли, в том числе нефтью, для защиты интересов европейских компаний, которые намерены продолжать ведение легального бизнеса с Исламской Республикой. Могерини отметила, что в перспективе к этому механизму смогут подключиться и другие государства. 7 августа ЕС активировал блокирующий регламент, в соответствии с которым объявил юридически ничтожными (недействительными) экстерриториальные санкции США против Ирана на территории сообщества. Государственным структурам Европы запрещено придерживаться этих ограничительных мер, а бизнес получил право оспаривать ущерб от них в европейских судах. Вот собственно именно на эти шаги (и на политическую линию в этом направлении) ЕС направлен в первую очередь нынешний вердикт OFAC. Если угодно, то это очередной шаг Вашингтона в борьбе с Брюсселем за право своего политического доминирования и соответственно уничтожения в зародыше попыток создания европейцами опаснейшего прецедента: возникновения инструмента финансовых расчетов, свободного от доллара, который может быть использован в среднесрочной перспективе, как инструмент ослабления американских санкций в принципе и против любой страны, а в долгосрочной — как окончания монополии доллара в качестве основной мировой валюты. Тем более, что желанием воспользоваться новым механизмом в рамках своих расчетов с Ираном уже заявили и в Нью-Дели, и в Москве, и в ряде иных столиц. Борьба сейчас идет именно за это, и в данном случае, как это не парадоксально для всей нынешней невнятной и соглашательской по большому счету политики ЕС на внешнем треке, имеет место не только экономический резон. От итогов этого противостояния будет зависеть, насколько в ЕС сильны инстинкты национальной гордости и самосознания в качестве претензий на роль некой серьезной суверенной мировой силы. И дело по большому счету не в Иране. Провал этой идеи нового расчетного центра повлечет за собой катастрофические последствия не только для наднационального суверенитета ЕС, но и для европейского бизнеса. После этого можно будет говорить о начале его выдавливания в полной мере не только на американском рынке, но и внутри самой Европы. И прежде всего в рамках реализации проекта «Северный поток-2». Это в бизнес-среде ЕС прекрасно понимают, отсюда и последовательность в создании этого института. Это собственно понимают и в российском МИДе. США продолжат оказывать давление на европейских партнеров и могут попытаться разрушить создаваемый в рамках Евросоюза механизм расчетов с Ираном в обход возобновляемых американских санкций. Об этом на пресс-конференции во вторник заявил директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями (ДНКВ) МИД России Владимир Ермаков. «Вопрос в том, будет ли этот механизм работать, — отметил дипломат. — Потому что США, естественно, будут продолжать оказывать колоссальное давление на Евросоюз и при большом желании могут с легкостью растоптать любой механизм. Это проблема. Будем смотреть, как далеко захотят пойти американские коллеги и как далеко позволят им пойти наши европейские коллеги». «Это уже большая политика, большие экономические, финансовые интересы, — подчеркнул Ермаков. — Но в любом случае это играет не на пользу США, потому что государства уходят от использования долларов и уходят от использования всей выстроенной США финансовой системы». Иными словами, подытожил глава ДНКВ, налицо «тенденция к утрате США тех позиций, которые они завоевали к концу прошлого столетия». Полностью согласимся, но отметим, что не надо априори уповать на исключительную способность США проломить любой механизм противодействия. Вообще эта убежденность в том, что США является безусловным гегемоном присутствует в российской дипломатической и экономической элите, что в корне неправильно. Неправильно до драки поднимать руки вверх. Если уместны такие сравнения, то при таком убеждении советские хоккеисты не обыграли бы никогда канадских профессионалов в хоккей в 1972 году, и не выиграли бы в баскетбол в Мюнхене. А российские военные не вошли бы в Сирию в 2015 году. Сейчас мы становимся свидетелями большого политического покера, в котором главным является психология и блеф. И то, что американцы постоянно говорят о своей силе и решимости, прекрасно демонстрируют степень их неуверенности в своей способности проломить все и вся. Сегодня они боятся более всего создания консолидированной позиции международного сообщества по Ирану, что будет первым шагом к краху их политического и экономического доминирования.
При все этом отметим, что иранские официальные лица формально правы, когда говорят о нарушении Вашингтоном в данном случае многих положений международного права (и все попытки Брюсселя сопротивляться нажиму Вашингтона еще и несут в себе отголосок борьбы европейцев за сохранение этой старой системы международного права, которую американцы сейчас ломают через колено. И собственно, говоря с попыткой слома этой системы со стороны Москвы на примере присоединения Крыма и соответствующей необходимости противостоять этому тренду, европейцы столкнулись сейчас на фоне более агрессивного противодействия СЩА сделать это, что и обусловливает их первоначальную растерянность и постепенного укрепления осознания в староевропейской элите в том, что им придется воевать в этом контексте на два фронта).
Последний по времени шаг OFAC в отношении Ирана таким образом надо рассматривать прежде всего как ультиматум Вашингтона Брюсселю в рамках этой большой геополитической игры. Американцы повышают ставки на фоне неудачи миссий госсекретаря Майкла Помпео уговорить ЕС присоединиться к антииранскому пакту (а за ним обязательно последует антироссийский и антикитайский). В этой связи надо рассматривать нынешнее нацеливание США на более авторитетные иранские финансовые организации, такие как частный Parsian Bank, шестой по величине капитализации компании в Иране, как попытку максимально минимизировать способность Тегерана поддерживать финансовые международные связи для основной гуманитарной торговли. Белый дом настаивает на том, что он сохраняет гуманитарные изъятия в своих санкциях против Ирана, но Международный юридический суд забил тревогу, утверждая, что обозначенный тренд ограничений может быть равносилен нарушению международного права. Белый дом, однако, кажется, меньше озабочен гуманитарными последствиями санкций на этот раз, поскольку главный компонент его стратегии заключается в создании фундамента общественного консенсуса по всему иранскому досье, который либо заставит Тегеран вести переговоры на условиях США, либо подтолкнет страну к смене режима. Это четко дал понять госсекретарь США М.Помпео на днях. Глава американского внешнеполитического ведомства отметил, что, «как ясно давал понять Трамп, давление на Иран только усилится, если он не будет соответствовать тем стандартам, которые США, их партнеры и союзники, а также сами иранцы хотят увидеть». По словам Помпео, если Иран выполнит требования Вашингтона, «вероятность того, что будет новое всеобъемлющее соглашение, существенно возрастет». «Мы полагаем, что сделка с режимом возможна. Если ее не будет, Иран столкнется с тем, что ему придется платить все дороже за безрассудные и жестокие действия по всему миру», — добавил госсекретарь США. Другим словами, Вашингтон по обыкновению блефует в рамках нынешней борьбы нервов.  Кроме того, Помпео отметил, что Трамп «предпочитает не проводить эту кампанию в одиночку» и рассчитывает на участие в ней «союзников и партнеров США». Вот это главное во всей этой санкционной активности. По мнению госсекретаря, «повсеместное согласие относительно угрозы, которую представляет Иран, не оставляет возможности для того, чтобы страны сохраняли неопределенность в вопросе участия в глобальной борьбе с целью изменения поведения Ирана». При этом Вашингтон крайне боится двух вещей: продолжение противодействия своей политике со стороны европейцев и создание тем самым опаснейшего прецедента. И второе — подрывной антиамериканской активности со стороны Ирана практически по всему миру. Это опасение звучит рефреном во всех заявлениях американских представителей. Вашингтон не стремится к вооруженному конфликту с Тегераном, но будет демонстрировать свое превосходство в военной сфере. Об этом говорится в статье госсекретаря США Майкла Помпео, опубликованной в номере журнала «Форин афферс» на ноябрь-декабрь. «Мы не стремимся к войне. Но мы должны сделать так, чтобы было совершенно ясно, что эскалация — это проигрышный путь для Ирана; Исламская Республика не может сравниться с Соединенными Штатами по военной мощи, и мы не боимся давать лидерам Ирана это понять», — указал шеф американской дипломатии. Помпео отметил, что администрация США проводит кампанию по оказанию «максимального давления» на Тегеран. При этом, по его словам, президент США Дональд Трамп «не желает новых продолжительных боевых действий США на Ближнем Востоке или в каком-либо регионе». Как подчеркнул Помпео, американский лидер «хотя и не боится применять военную силу, не стремится делать это». «Превосходящая военная мощь всегда будет опорой в том, что касается обеспечения американцев, но ее применение не должно быть предпочтительным вариантом», — констатировал госсекретарь. При этом Пентагон очень четко знает, что превосходство в классической военной мощи является слабым утешением, что доказали последние по времени авантюры США в Афганистане и Ираке. Или в той же Ливии. Не работает эта мощь против мин на дорогах и стрельбы из засады. При этом американцы забывают про классический тезис «о крысе, которую загнали в угол». И эта «крыса» безусловно начнет «бросаться», если европейцы этот раунд борьбы нервов проиграют американцам. И Москва в стороне при этом стоять не будет. В том плане, что Тегеран получит достаточные средства вооружения с точки зрения нанесения серьезных потерь тем же американцам. И вот нового Вьетнама Трампу американская элита точно не простит, отсюда и риторика Помпео.
Примечательно, что расширение санкций OFAC происходит на фоне обсуждения политическими институтами Ирана финансовых реформ, направленных на то, чтобы исключить его из «черного списка» Международной целевой группы по финансовым мероприятиям (ФАТФ) и облегчить тем самым финансовых отношений с Тегерана с заинтересованными торговыми партнерами. Четыре законодательных акта уже были приняты иранским парламентом; три из них были одобрены аятоллой А.Хаменеи и Советом стражей, но только один вошел в силу. Однако, если эти новые санкции существенно повысят риск для Европейского союза и других организаций, пытающихся обойти широкую сеть санкций США, мотивация иранских политиков завершить такие реформы может ослабнуть. В результате у Ирана будет гораздо меньше возможностей для поддержания торговых связей с внешним миром, чем даже во время последней по времени большой волны санкций 2012 года при президенте США Бараке Обаме. Кроме того, результат внутренних дебатов в Белом доме о том, следует ли двигаться вперед в санкционировании системы SWIFT, является еще одной потенциальной точкой давления, которая может осложнить внешние финансовые связи Ирана. Это будет вторым шагом в рамках ультиматума Вашингтона ЕС, если не сработает нынешний пассаж. И рискнем предположить, что на этом какие-то реально серьезные шаги Вашингтона в этой борьбе нервов будут фактически исчерпаны.
Важно и то, что за исходом этого противостояния очень внимательно наблюдают в Москве и Пекине, которые безусловно «примеривают» иранский прецедент на себя, поскольку в нынешних политических реалиях это означает только одно: сможет ли Вашингтон в полной мере отработать на практике новый алгоритм применения инструмента «вторичных санкций» или нет.