- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Экономические проблемы Ирана накануне введения второго пакета американских санкций

Осталось меньше двух недель до вступления в силу второго пакета антииранских санкций США, направленных против нефтяной сферы и способных серьезно поколебать иранскую экономику, но в Иране не стихает поток пессимистических ожиданий. Вспомним такого рода заявление самого главы исполнительной власти страны, президента Хасана Роухани.  Как цитировало президента  официальное государственное информационное агентство ИРНА, выступая в Тегеранском университете по случаю начала нового учебного года (он начался во второй половине сентября –В.М.), президент заявил, что в ближайшем будущем следует ждать не улучшения, а резкого ухудшения экономической ситуации в стране. Вторили ему и другие крупные функционеры режима. Такое же мнение высказывают и аналитики. Так, исследователь-политолог, профессор экономики университета  «Зохра» Хоссейн Рахфар заявил 20 октября, что Ирану в ближайшее время грозят голод и смута.  Голод напрямую связан со страшной инфляцией и обрушением национальной валюты – тумана. Экономист считает, что правительство занижает истинные масштабы инфляции, на самом деле, ее рост к концу года достигнет 80%-90%. Рахфар характеризует это как переворот в экономике, делающий ее серьезно больной.  Сюда, по его мнению, прибавляется сокращение производства, которое лишь за последние месяцы по официальным данным вышвырнуло на улицы более миллиона граждан.  Серьезный удар по стабильности и порядку в стране могут нанести школьные учителя, Они провели на прошлой неделе двухдневную забастовку, которая отнюдь не удовлетворила ее участников.  Она носила повсеместный характер, имела широкую поддержку населения и может в любой момент начаться вновь. Забастовка получила серьезное освещение в иранских СМИ и социальных сетях, вызвав волну симпатий и солидарности. Продолжение протестных актов учителей может парализовать образовательную систему страны. В своем открытом письме президенту страны Хасану Роухани учителя сообщили, что тяжелая экономическая ситуация в стране – обрушение валюты и повышение цен на элементарные товары повседневного спроса тяжело сказались на них, опустив многих из них за черту бедности.  Терпение иссякает, предупреждают учителя, и им нужна экстренная помощь со стороны государства.

Не менее важно и то, что страна стоит на грани введения ограничения отпуска бензина и его квотирования.  Член парламентской комиссии по энергетике  Джамал Мирзаи сообщил на интернет-сайте «Тасним», что подобное  решение вступит в силу в первой половине  ноября. Предполагается, что каждому потребителю этого топлива будет выделяться ежемесячно от 60 до 80 литров  по нынешним ценам, а сверх этого – по рыночным, размер которых предсказать трудно.  Уже сейчас СМИ заполнены сообщениями о беспрецедентном росте контрабанды бензина. Этот процесс безуспешно пытаются обуздать, понимая, что рост цен на бензин вызовет цепную реакцию – неминуемое подорожание   на все виды товаров.  В стране растет беспокойство по этому поводу, и, чтобы успокоить общество, первый вице-президента Эсхак Джахангири, по сути руководящий кабинетом министров, заявил 21октября на церемонии Национального дня экспорта, что такое просто невозможно и к этому «дело не идет». Чиновник, разумеется, посетовал на «частичные» проблемы экономического порядка,  но сказал, что не может информировать обо всем в этой сфере, ибо это нежелательно.  С другой стороны, в интервью информационному агентству ИСНА Мохаммад Каземи, заместитель председателя правовой комиссии парламента обвинил общество в чрезмерных желаниях, сказав, что надо бы «притушить» свои потребности. «Именно чрезмерное потребительство ведет к росту цен».  Кстати, это не первое подобное заявление, возлагающее на покупателей, то бишь – на народ, ответственность за рост цен.

Однако присмотримся поближе к перспективе введения квотирования бензина и роста цен на этот важный потребительский продукт. В Иране имеется подобный опыт более чем десятилетней давности.  Летом 2007 г. в стране ввели нормирование потребления горючего, что, в итоге,  осложнило социально-экономическую ситуацию в стране. Вначале ввели в обращение магнитные карточки на бензин ( КАРТЭ ХУШМАНД – перс. «умные карточки»). На них немедленно появился ажиотажный спрос, так как  владелец карточки мог купить бензин по фантастически низкой для сегодняшнего дня цене — 100 туманов за литр, то есть примерно по 10 центов. Отметим, что на сегодня цена доллара в Иране выросла почти в 18 раз!  «Те, у кого нет талонов, вынуждены будут приобретать бензин в пять раз дороже», – писала тогда газета «Джомхурийе эслами». Месячная норма каждого владельца транспортного средства, как  и сегодня, определена в 60 литров. Все, что сверх нормы, должно было продаваться по ценам в несколько раз выше. В 2007 г. называлась цифра от 400 до 630 туманов.  Использование карточек немедленно отразилось на ценах такси: в столице они выросли наполовину. В провинциях  – до 70%. Сбылись и мрачные прогнозы экономистов, предрекавших взлет цен на основные продукты питания. Это произошло вопреки заявлению директора иранского Центробанка Ибрагима Шейбани: введение квотирования бензина и рост цен на топливо не окажут какого бы то ни было серьезного влияния на рост потребительских цен и на темпы инфляции. Чиновник еще не раз делал заявления такого рода, однако правду написала центральная газета «Эттэмадэ мелли», обосновавшая в серьезном аналитическом материале, что последствия новой политики в вопросе обеспечения населения бензином могут иметь весьма разрушительные последствия для национальной экономики.  Так и произошло. Проведенные в начале лета 2007 г. исследования потребительского рынка крупных иранских городов показали невиданный рост цен на основные продукты питания: картофель вырос в цене с 350 до 800 туманов. Что касается столицы, то там цена поднялась до 1000 туманов. Подорожали  хлеб и курятина. Даже близкая к президенту газета «Иран» видела причину такого скачка цен в экономической политике правительства. Тогда же Центробанк объявил о повышении цен на растительное масло и некоторые виды мяса.

СМИ писали летом 2007 г., что внедрив карточную систему на горючее, власти надеялись приучить население к жесткому режиму экономии. Сие логично, если страна окажется в состоянии внешней экономической блокады и не сможет импортировать бензин в необходимых количествах. Однако, как убедились власти спустя короткое время, ситуация вскоре вернулась к той, что была до введения карточек, и продолжала изменяться. Стала заметна противоположная реакция – потребление бензина увеличилось. Кроме того, это породило новый вид коррупции, открыв путь всевозможным махинациям на АЗС. Была отмечена масса случаев, когда владельцам транспорта, не имеющим карточек, продали  бензин по цене, в 5-6 раз превышающей установленную. Во многих провинциях Ирана бензин тогда просто стал дефицитом. Иранские СМИ писали о том, что на черном рынке уже появились и циркулируют сотни тысяч талонов, которые можно свободно приобрести.

Ситуация между тем продолжала ухудшаться. Как и сегодня, каждый день приносил все новые сведения о забастовках и закрытии предприятий. Озабоченность ситуацией высказывали и представители высшего религиозного истеблишмента, связывавшие экономические и социальные тяготы населения с реалиями работы правительства. Как и сегодня, раздавались голоса о том, что совсем скоро ситуация выйдет из-под контроля. Реальность ближайших дней покажет, насколько состоятельны такие сравнения.