- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об армянской общине в Ливане

Сложная политическая система Ливана представляет собой сочетание 18 религиозных общин. Ни одна из них не является доминирующей, хотя на различных этапах новейшей истории этой страны то одна, то другая община доминировала в ее политической или экономической жизни. Например, с момента провозглашения независимости Ливана в 1946 году до гражданской войны 1975-1990 годах в политической жизни Ливана доминировали христиане-марониты, а с начала 2000-х годов ведущую роль в ливанской политике играет шиитское движение «Хизбалла». Особое место в конфессиональной и политической структуре Ливанской Республики занимает армянская община.

Армянские колонии появились на территории Ливана и Сирии во времена правления царя Тиграна Великого в 1 веке до нашей эры. Однако большая часть предков нынешних ливанских армян прибыла в страну после геноцида армян в Османской империи в 1915 году. Армяне Ливана подразделяются на последователей армяно-грегорианской церкви, армяно-католиков и  протестантов (большая часть ливанских протестантов представлена армянами). Несмотря на христианское вероисповедание, в политической системе страны армяне предпочитают не идентифицировать себя с представителями христианской общины, в которую входят марониты, православные, греко-католики, римские католики, сиро-католики, протестанты и яковиты. При заключении Национального Пакта в 1942 году армянская община добилась для себя отдельного представительства в парламенте и органах управления. В настоящее время в ливанском парламенте за армянами зарезервировано 6 депутатских мест и два министерских поста в правительстве республики. От Первого избирательного округа Бейрута избираются по одному депутату от армяно-грегорианской (ортодоксальной) и армяно-католической общины. От Второго избирательного округа Берута избираются два ортодокса. Одно депутатское место зарезервировано для армяно-грегорианца в округе Метн и одно в округе Захле. Во время гражданской войны 1975-1990 годов армяне Ливана хранили подчеркнутый нейтралитет, не примыкая ни к христианскому, ни к мусульманскому лагерю.

До гражданской войны в Ливане проживало 300 тысяч армян (12% населения страны). В настоящее время оценки численности армянского населения Ливана различаются. По оценкам Международной группы по защите национальных меньшинств, в Ливане проживают 156 тысяч армян (4% населения). По мнению профессора Армянского университета Хайгазян в Бейруте  Арды   Арсенян Экмекджи, в Ливане проживают 125 тысяч армян, профессор Американского Университета в Бейруте Анна Лачинян Магарян оценивает их количество в 90 тысяч человек. Столь разные оценки объясняются тем, что значительное количество армян выезжают из Ливана в Западную Европу и в Канаду, сохраняя при этом ливанское гражданство. Исторически большинство ливанских армян проживет в Бейруте и примыкающем к нему районе Метн, а также в Захле и Анджар в долине Бекаа. В Бейруте армяне селятся в преимущественно христианском районе Ашрафие. В районе Метн, ставшем, по существу, частью ливанской столицы, армяне составляют большинство в дистрикте Бурдж Хаммуд, где на улице часто можно встретить вывески на армянском языке. Кроме Бурдж Хаммуд они живут также в дистриктах Дора Амманос, Фанар, Джейде, Залка, Антелиас и Бикфайя. В Бикфайе расположена резиденция Киликийского патриарха армяно-грегорианской церкви.

Статистика фиксирует неуклонное снижение численности армянской общины, связанное с эмиграцией. В связи с парламентскими выборами, имевшими место в мае с.г., в Ливане была проведена перепись избирателей, зафиксировавшая снижение количества электората армянского происхождения. Количество избирателей армян-грегорианцев снизилось с 91290 до 87679 человек, а избирателей армяно-католиков с  20709 до 19500 по сравнению с выборами 2009 года. Основными причинами эмиграции армян из Ливана являются затяжной экономический кризис, вызывающий падение уровня жизни, и беспокойство за свою безопасность, усилившееся после гражданской войны в соседней Сирии и подъема таких террористических организаций как «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» (обе организации запрещены в России). В годы гражданской войны в Сирии неоднократно были зафиксированы убийства и погромы христиан, разрушение и осквернение церквей со стороны джихадистов. Некоторые христиане Ливана стали опасаться того же самого на территории своей страны.  Исход армян из страны начался в период гражданской войны 1975-1990 годов, несмотря на то, что крупнейшая армянская партия «Дашнакцутюн» призывала соплеменников остаться в Ливане. По мнению ее лидеров,  армяне получили убежище в Ливане в наиболее тяжелые для них годы и должны быть патриотами новой родины.

Армянская община пользуется в Ливане всеми политическими и культурными правами, поддерживает хорошие доброжелательные отношения со всеми общинами страны. Об этом говорит тот факт, что 24 апреля 2015 года в траурную годовщину столетия геноцида 70 тысяч человек прошли в демонстрации в Бурдж Хаммуд, среди них были не только армяне, но и представители арабского населения Ливана. Она обладает сильными культурными, социальными и образовательными институтами. В Ливане функционирует Армянский университет Хайгазян, 27 армянских начальных и средних образовательных школ, три ежедневные газеты («Ацтаг», «Арарат» и «Зартонк»), две радиостанции круглосуточного вещания («Голос Вана» и «Голос Севана»). Помимо крупных газет выходит большое количество религиозных, научных и развлекательных периодических изданий на армянском языке. Телекомпания «Аль-Мустакбаль-ТВ» ежедневно выпускает получасовую программу на армянском языке. Армянский университет в 2015 году выпустил 300 студентов.  На территории страны действуют 29 армянских церквей (16 грегорианских, 7 армяно-католических и 6 протестантских). В Ливане расположены патриархаты Киликийской Армянской церкви и Армяно-католической церкви. Существуют армянские спортивные клубы и футбольные команды.

В ливанской диаспоре, более чем в других бережно сохраняются армянский язык и культура, что делает ее «экспортером» представителей духовенства, журналистов и преподавателей для  других диаспор в США, Западной Европе, Канаде. Представителей армянской общины условно можно разделить на три группы. В первую входят люди, профессиональная деятельность и личная жизнь которых проходит исключительно в рамках общины. Они плохо контактируют с окружающим миром и плохо владеют арабским языком. В эту группу входят, в основном, люди старшего поколения, составляющие меньшинство армян Ливана. Вторая группа представлена людьми, интегрированными в ливанскую экономическую и социальную жизнь, но при этом сохраняющими язык и культуру. В третью группу входят армяне, постепенно подвергающиеся ассимиляции и утрачивающие язык. Среди известных ливанских армян можно назвать нынешнего лидера партии дашнаков Акопа Пакрадуняна, а также активного участника гражданской войны и бывшего лидера (1990-2005 годы) партии «Катаиб» Карима Пакрадуни, ставшего со временем просирийским политиком. В журналистике наиболее известными армянами являются Завен Куюмджян и бывшая журналистка «Аль-Мустакбаль ТВ» Пола Якубиян, выбранная в нынешний парламент Ливана как независимый депутат. Можно назвать также известного ливанского спортсмена Вартана Газаряна и артистов Ги Манукяна, Поля Киракосяна, Сержа Танкяна, Пьера Шаммасяна, Ару Меликяна. Президент Ливана (1998-2007 годы) Эмиль Лахуд был наполовину армянином и женат на армянке.

В политическом плане армяне Ливана разделены между тремя партиями. Крупнейшей партией является Армянская Революционная Федерация «Дашнакцутюн» во главе с Акопом Пакрадуняном, являющаяся союзником движения «Хизбалла» по Коалиции 8 марта. Помимо дашнаков в стране действуют также Социал-демократическая партия «Гнчак» и Армянская либерально-демократическая партия «Рамкавар». Эти партии являются в свою очередь союзниками движения «Мустакбаль» Саада Харири. Некоторые ливанские эксперты полагают, что на самом деле армянские партии и группировки сотрудничают друг с другом, а разделение между двумя коалициями обусловлено намерением при любых раскладах сохранить армянское представительство в правительстве Ливана. В нынешнем составе правительства, которое должно уйти в отставку, чтобы уступить место новому кабинету, армяне представлены министром по делам туризма Аветиком Гиданяном и государственным министром по делам женщин Жаном Огасабьяном.

Армяне Ливана на протяжении всей независимой страны (с 1946 года) представляют собой интересный и достаточно влиятельный политический и культурный феномен этого государства. К сожалению, в последнее десятилетие многие страны региона утрачивают свое культурное многообразие. В ходе политических и религиозных конфликтов, охвативших регион со времени начала «арабской весны», пострадали христианские общины, езиды и шабаки в Ираке. Численность христианской общины в Ираке уменьшилась почти в десять раз (с 1,2 млн до 180 тысяч человек) после американской оккупации в результате начавшегося в стране межконфессионального конфликта и действий джихадистов. В результате гражданской войны серьезному сокращению подверглось христианское население Сирии. Точных данных о демографических переменах в рамках христианской общины САР нет, но православное духовенство Сирии фиксирует большой отток христиан, эмигрирующих в Канаду и Западную Европу. Достаточно тяжело сказалась «революция» в Египте на общине коптов. На этом фоне Ливан является в арабском мире оазисом мультикультурализма и сотрудничества разных религиозных общин.