- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проекте поправки к израильскому Основному закону о национальности

Фракция возглавляемой министром обороны Авигдором Либерманом партии «Наш дом – Израиль» (НДИ) выступила с инициативой поправки к недавно (19 июля 2018 года) принятому Кнессетом Основному закону (основными называются в Израиле законы, которые должны стать в перспективе основой будущей конституции еврейского государства, каковой на сегодняшний день не существует – В.Ч.) о национальности. Во вторник секретариату Кнессета был подан проект поправки, состоящей в том, что к параграфу закона, в котором говориться о том, что Израиль – национальное государство еврейского народа, добавляется следующая фраза: «и всех, кто связал свою судьбу с Государством Израиль». Законопроект был подписан депутатами Хамедом Амаром, Робертом Илатовым, Одедом Форером и Юлией Малиновской, то есть всеми членами парламентской фракции НДИ за исключением министра алии и интеграции Софы Ландвер.

В предисловии к проекту поправки к закону сказано, что он призван «расширить содержание национального самоопределения в Государстве Израиль в том виде, как оно определяется в Основном законе: «Израиль  — национальное государство еврейского народа», таким образом, чтобы оно включило в себя также друзскую общину, которая связала свою судьбу с Государством Израиль еще до его создания, которая участвовала в создании государства, а также обязана служить в ЦАХАЛе».

Помимо этого, в предисловии к проекту упомянутой поправки к закону сказано, что «сыны друзской общины проявили свою верность государству еще до того, как оно было создано. Их вклад заметен в строительстве страны (следует пояснить, что термин «строительство страны» является штампом, используемым в Израиле, как правило, применительно к созидательной сионистской активности в Эрец-Исраэль в период, предшествовавший провозглашению независимости – В.Ч.), в укреплении безопасности и в формировании израильского общества. Друзы исполняют свой долг службы в ЦАХАЛе и сохраняют высокие проценты мобилизации в армию (от общего числа лиц призывного возраста – В.Ч.) в целом и среди старшего офицерства в частности. На сегодняшний день 86% (юношей – В.Ч.) друзской общины идут на службу в ЦАХАЛ, что делает их сектором населения Израиля с самой высокой долей призыва. Был заключен кровный союз между сынами друзской общины и Государством Израиль, и община потеряла в войнах Израиля многих своих сынов, находившихся на военной службе. Этот союз выстоял во многих испытаниях и остался несокрушимым. Поэтому будет правильным и необходимым, чтобы государство расширило определение национального самоопределения так, чтобы оно включило в себя также и друзскую общину, как предлагается в этом проекте поправки к закону».

В данной связи необходимо напомнить о том, что принятие Кнессетом Основного закона о национальности вызвало протесты значительной части друзской общины, которые были в значительной мере спровоцированы левой оппозицией. При этом уместно упомянуть о том, что в протестах приняли участие не только друзы, поддерживающие израильские левые партии, но и друзы, поддерживающие правые партии, которые и провели этот закон. Достаточно упомянуть о том, что из 4 депутатов Кнессета, принадлежащих к друзской общине, только 1 (министр связи Аюб Кара, член фракции Ликуда) проголосовал за упомянутый закон. Из троих депутатов-друзов, проголосовавших против упомянутого закона, лишь один, Салах Саад представлял оппозиционный левый парламентский блок «Сионистский лагерь». Двое других – депутаты Хамед Амар (НДИ) и Акрам Хасон («Кулану») представляют правые партии, входящие в состав правящей коалиции. Оба они получили специальные разрешения от своих фракций проголосовать против правящей коалиции. Вне всякого сомнения, такие разрешения были даны этим депутатам руководством их фракций для того, чтобы не допустить ослабления позиций соответствующих правых партий в друзской общине на фоне направленной против Основного закона о национальности агрессивной пропагандистской кампании, которую вели среди друзов левые партии.

Важно учитывать, что тот факт, что многие друзы выступили против принятого закона, отнюдь не означает, что они в какой бы то ни было степени солидаризировались с израильскими арабами-мусульманами и христианами. Наоборот. Друзы настаивали на том, что они отличаются от арабов тем, что они лояльны еврейского государству и доказали свою преданность ему пролитой сынами этой общины в войнах Израиля кровью. Поэтому они настаивали на том, чтобы друзы – в отличие от арабов-мусульман и христиан — были особо упомянуты в Основном законе о национальности наряду с евреями, чтобы их особый статус в Государстве Израиль был закреплен на декларативном уровне (а Основной закон о национальности носит, прежде всего, именно декларативный характер).

Собственно, стремлением урегулировать разногласия с традиционными (прежде всего религиозными) лидерами друзской общины и вызвана упомянутая законодательная инициатива НДИ. Не будет преувеличением сказать, что в определенном смысле эта инициатива является вынужденным шагом, и НДИ вполне сможет обойтись без принятия предложенной ее депутатами поправки к Основному закону о Национальности, если будут найдены другие пути урегулирования разногласий с традиционным руководством друзской общины.

Депутат Кнессета Хамед Амар открыто сказал в этой связи корреспонденту ежедневной израильской газете «Исраэль гайом», что он ожидает окончания переговоров между руководством друзской общины и представителями канцелярии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху (лидер партии Ликуд). «Если переговоры завершатся успешно, то, возможно, нам не потребуется продвигать этот проект поправки к закону, — сказал он, — Однако если переговоры зайдут в тупик я попрошу комиссию Кнессета по процедурным вопросам (…) как можно быстрее выдвинуть проект этой поправки к Закону на утверждение Кнессета».

В заключение представляется уместным отметить, что если предложенная поправка к Основному закону о национальности в итоге будет принята, ее значение будет несколько шире, чем удовлетворение узко общинных интересов израильских друзов. Предложенная формулировка  «и все, кто связал свою судьбу с Государством Израиль», если ее трактовать как определение тех, кто лоялен к еврейскому государству и служит в его армии, может быть распространена не только на друзов, но и на черкесов-мусульман, которые подлежат обязательному призыву в ЦАХАЛ наряду с евреями и друзами. Более того, та часть арабоязычных израильских христиан, которые позиционируют себя в последние годы в качестве отдельной от арабов национальности (арамейцев), служат в ЦАХАЛе добровольцами и настаивают на распространении обязательного призыва на службу в ЦАХАЛ на христиан, также могут быть включены в это определение. Еще более крупной группой израильских граждан, которых тем или иным образом может касаться упомянутая формулировка поправки к Основному закону о национальности, являются репатрианты (главным образом из бывшего СССР) и их потомки, которые не определяются в качестве евреев в соответствии с религиозным еврейским правом (Галахой), однако служат в армии в обязательном порядке наряду со всеми прочими членами еврейского национального коллектива. Речь идет о сыновьях и внуках евреев, родившихся от нееврейских женщин и не прошедших процедуры гиюра (религиозного обряда принятия иудаизма). А таких среди избирателей НДИ много, заметно больше, чем друзов.