- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К визиту в Израиль председателя Бундестага В.Шойбле

На текущей неделе в Израиль с визитом прибыл председатель Бундестага В.Шойбле (ХДС). В ходе встреч с представителями политических кругов ближневосточной страны, а также интервью для местных изданий он вновь после приезда канцлера ФРГ А.Меркель представил то, как Берлин видит некоторые пути решения актуальных вопросов двусторонней и региональной повестки дня. В центре внимания участников переговоров оказались палестинская тематика, борьба с антисемитизмом и бойкотом Израиля. Попутно была затронута внутриполитическая ситуация в ФРГ.

Палестинская проблематика   

В среду В.Шойбле посетил Кнессет, где после серии протокольных мероприятий обсудил со спикером израильского парламента Ю.Эдельштейном, и пригласившим его в Иерусалим, перспективы мирного урегулирования на Ближнем Востоке. На встрече председатель Кнессета сообщил, что возможности немедленно урегулировать конфликт с палестинцами в текущих условиях нет, а ХАМАС «вместо того, чтобы использовать деньги для улучшения положения мирных жителей, вкладывает средства в терроризм». Любопытно, но официальный сайт израильского парламента ответную реакцию В.Шойбле не представил, упомянув лишь, что он отметил важность дальнейшего укрепления сотрудничества для совместной реакции на трудности, возникающие в регионе и мире. В СМИ приводится цитата немецкого политика, согласно которой он «не предъявлял (Израилю – авт.) никаких требований», поскольку это не входило в круг поставленных перед ним задач. Немаловажно и то, что в преддверии визита, В.Шойбле воздерживался от комментариев по этой теме и в немецких СМИ.

Такую особенность переговоров можно связать с последствиями недавнего визита в Израиль А.Меркель, в ходе которого она проявила в адрес Иерусалима невиданную ранее лояльность, признав право на национальный характер государства, попутно сообщив, что принцип создания двух государств для двух народов пусть и лучший, но не единственный вариант урегулирования. При этом ее слова явно не соответствовали ожиданиям многих. Так, перед началом официальной части визита А.Меркель в газете Zeit появилась статья редактора политической рублики Л.Фреше «Kalte Freunde». В ней автор утверждала, что текущее состояние контактов Берлина и Иерусалима грозит их скорым тихим затуханием, т.к. они обмениваются любезностями вместо того, чтобы действительно решать проблемы, пусть и без полного согласия друг с другом. Кроме того, в материале содержался призыв к канцлеру проявить жесткость в отношении деятельности правительства Б.Нетаньяху, а особенно это касалось поселенческой активности.

За этим последовал телефонный разговор федерального канцлера с главой ПНА М.Аббасом. В нем А.Меркель уже отстаивала исключительно продвижение традиционного видения мирного процесса на базе идеи создания двух государств. Однако как указывают СМИ, вопреки данному Б.Нетаньяху обещанию, открыто вернуться за стол переговоров палестинское руководство так и не попыталась побудить. Это выдает в действиях Берлина некую нерешительность в отношении конфликта, где политические рычаги фактически контролирует лишь американская администрация, параллельно участвующая в разрешении проблем Израиля с Газой, а вливать средства в ПНА, как это привыкла делать Европа, в сложившихся обстоятельствах для Германии бессмысленно.

В связи с этим остается один вариант – способствовать израильской защите, основываясь на союзнических отношениях с ним, которые, кстати сказать, были закреплены резолюцией, одобренной Бундестагом 26 апреля 2018 г. В ее тексте отмечается, что право на безопасность Израиля «не является предметом торга». С палестинской же стороны внимания заслуживает Газа, однако, если включаться в решение ее проблем, то придется согласиться с американскими мирными инициативами и механизмами их реализации. Этот путь кажется более целесообразным, но логически должен подвести Берлин и к пересмотру отношения к будущему СВПД, чего он явно хочет.

Бойкот Израиля и «Альтернатива для Германии»

Ранее отмечавший риски роста антисемитизма в ФРГ в связи с увеличением там мигрантов, В.Шойбле сообщил журналистам, что на законодательном уровне государство не планирует введение каких-либо мер против движения по бойкоту Израиля (BDS-movement). По словам председатель Бундестага, такое решение связано не с характером этого движения, а особенностями политической системы Германии, в которой, как отметил В.Шойбле, «конституция не дает возможности парламенту для принятия запретов». Вместе с тем он четко дал понять, что Берлин продолжит бороться с этим явлением политическими методами.

Интересно, но в чем-то схожая тактика была объявлена и относительно партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). В четверг В.Шойбле заявил, что АдГ пусть и популистская, по мнению многих, но антисемитской ее считать нельзя, следовательно, невозможно и бойкотировать в парламенте основываясь на этом подозрении. В качестве меры по борьбе с ее укрепляющимся влиянием, которое, судя по всему, заботит власти, несмотря на распространение информации о крепком положении А.Меркель, он также призвал использовать политические инструменты. В этом видно явное достижение немецкой оппозиционной партии, которая за счет своего интереса к Израилю и немецкой еврейской общине добилась устранения весьма сложного препятствия в своей деятельности, коим в Европе считается обвинение в антисемитизме.

Таким образом, визит В.Шойбле продемонстрировал взаимную заинтересованность сторон друг в друге. При этом сдержанность политика в комментариях по политическим темам, таким как Иран и палестинцы, выдает стремление Берлина и Иерусалима попытаться добиться компромисса. И если в том, что касается СВПД, это по-прежнему сложно, то на палестинском треке шансы на успех более очевидны. Германия уже имеет опыт в этом деле который во многом уникален, поскольку ФРГ принимала участие в согласовании условий освобождения Г.Шалита. Однако пока Берлину не хватает решительности. Изменению ситуации потенциально может способствовать продолжающаяся фрагментация подходов ЕС к конфликту, где европейские игроки все чаще пытаются взять на себя больше самостоятельности. После британского Brexit соперничество может стать острее, поскольку полностью самостоятельному Соединенному Королевству необходимо будет восстановить свой внешнеполитический актив. Еще одним фактором, сказывающимся на нынешнем немецком правительстве, является внутриполитическая ситуация, характеризующаяся попытками АдГ установить с Израилем особые отношения в обход официальных властей.