- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективе формирования 9-го состава кабинета министров Иракского Курдистана

Несмотря на объявление результатов выборов в парламент Иракского Курдистана, как «состоявшихся», оппозиция собирается их оспаривать. Тем временам, ведущие политические силы в курдской автономии, и, прежде всего, ДПК, решили не обращать внимания на такие мелочи, как обвинения в фальсификации итогов голосования и готовятся к проведению первого заседания парламента нового созыва.

По традиции, возглавить его должны старейшие по возрасту депутаты, затем состоится голосование по спикеру парламента, его заместителям и секретарю. При этом источники из ДПК сообщают «о, якобы наличии американско-британско–иранского согласия» на назначение Нечирвана Барзани на пост девятого премьер-министра региона.

ДПК видит Н.Барзани в этой должности, тогда как ПСК одобрил свою кандидатуру – главу списка партии на выборах Кубада Талабани, что не вызвало процедурных возражений и со стороны ДПК, то есть, казалось бы, на должность председателя правительства претендуют два кандидата. Но, те же источники в ДПК ссылаются на «требование США оставить на этом посту Н.Барзани, представителя крыла «голубей» в партии, пользующегося поддержкой Вашингтона, Лондона и, до известной степени, Тегерана. И имеющего репутацию вменяемого и адекватного политика у большинства руководства ДПК. Что особенно важно на фоне некоторой изоляции, в которую попала ДПК после скандальной истории с организацией референдума о государственном суверенитете Иракского Курдистана и его фиаско.

Примечательным обстоятельством является информация о достижении между ДПК и ПСК принципиальных согласий по основным аспектам реализации полномочий представительной и исполнительной власти. ДПК должна получить посты премьер-министра и заместителя спикера парламента, а ПСК – посты спикера парламента и заместителя председателя правительства. При этом, решено, что новое правительство будет правительством «большинства», а не опираться на «широкую базу», как прежнее.

Спикер правительства региона и член исполкома ДПК, Сафин Дази так отозвался о перспективе нового правительства: «ДПК ведет консультации по его составу, исходя из понимания той реалии, что некоторые партии решили уйти в оппозицию и не участвовать в его работе. ДПК располагает необходимым управленческим опытом, так же, как и ПСК, который мы считаем одной из основных политических сил, и с которым будем сотрудничать по вопросу формирования нового кабинета министров».

Вот так, изящно и просто, «закадычные враги» и «заклятые друзья», ДПК и ПСК в одночасье забыли недавнюю междоусобицу по поводу кандидатуры президента Ирака. Ну, не получилось у ДПК «марш-броска» к президентскому креслу, зато она сохранит куда как более значимое с практической точки зрения кресло премьера курдской автономии. ПСК тоже не осталась внакладе, так что все довольны. Кроме аутсайдеров, разумеется.

«Исламский союз Курдистана» и Движение «Новое поколение» уже заявили о неучастии в составе правительства, что касается Движения «За перемены» («Горран»), то его ряды раскололись и собрание «национального совета» движения закончилось ничем, что закономерно подводит итог его провалу на выборах и ставит вопрос о его ближайшем политическом будущем.

«Неопределенная» — так озвучена позиция руководства движения, где, судя по всему, начались разброд и шатание. Это косвенно признал и председатель генерального совета «Горран», доктор Рауф Осман.  Впрочем, соизволь «Горран» прийти в правительство, ему вряд ли удастся претендовать на мало-мальски значимые портфели.

Нет шансов у «Горран» и на коалиционный вход в кабинет министров, поскольку и «Исламский союз Курдистана», и Движение «Новое поколение» уже официально подтвердили свой отказ от сотрудничества в нем, а председатель Движения, Шасвар Абдель Вахид призвал всех граждан региона и все политически силы, не входящие в две правящие партии, к «созданию сильной оппозиции».

«Как бы ни старались ДПК и ПСК подделать результаты голосования, — утверждает политик, — максимум им удалось набрать 32% голосов избирателей. Если бы они не занимались жульничеством, результат был бы еще меньше – около 15 или 20%. То есть, около 80% населения региона их не поддерживают, либо, вообще воздержались от участия в голосовании». По мнению лидера оппозиции, «теперь необходимо сконцентрироваться на оказании давления на власти во имя обеспечения прав народа, выплат пособий и зарплат и обеспечения необходимых услуг».

По мере того, как исполнительная власть в Иракском Курдистане начинает приобретать законные очертания в новой редакции, все громче раздаются голоса о вмешательстве на т.н. «спорных районах». Генерал Карман Кямаль, начальник штаба «Пешмерга» заявил в среду, 23 октября «что отряды террористов воспользовались брешами, образовавшимися в этих районах после отвода сил «Пешмерга» из них, и начали чинить беспорядки и террор в городской и сельской местности». При этом, по мнению курдского военачальника, «сил иракской армии на местах недостаточно».  В этой связи, полагает К.Кямаль, курдам и федеральным властям следует учредить совместный оперативный штаб и совместные КПП в угрожаемых районах.

Федеральный центр отреагировал на происходящее следующим образом: «по просьбе местных жителей», 22 октября, части 9-ой бронетанковой дивизии СВ Ирака (той самой, в которую на вооружение поступили новые российские  танки Т-90С и БМП-3) выдвинулись из района ее расквартирования в Таджи, на север для развертывания в районах Аль-Хувейджа и Шаркат и проведения в них войсковой зачистки от террористических ячеек. Трудно сказать, насколько удачно можно справиться с террористическим подпольем с помощью танков, но вот некоторые горячие головы в «Пешмерга», это несколько остудит.