- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Перспективы ФРГ после ужесточения антииранских санкций

По мере приближения 4 ноября – даты, названной госсекретарем США М.Помпео началом нового периода отношений с теми, кто продолжает экономическое сотрудничество с Ираном, европейские участники соглашения по ядерной программе продолжают поиски путей, которые позволили обойти американское давление. В их числе еще в конце сентября стала фигурировать идея сотрудничества на базе компаний специального назначения (special purpose vehicle, SPV) с помощью которой будет возможно наладить товарный обмен взамен привычной торговли. Вместе с тем пока неясен правовой механизм такого сотрудничества. Более того, общеевропейское совещание, затрагивающее технические и правовые его составляющие, по имеющимся данным, пока не созывалось.

В этой связи в непростом положении оказывается ФРГ, чей глава внешнеполитического ведомства Х.Маас на страницах немецкого же издания Handelsblatt недвусмысленно давал понять, что является сторонником сохранения СВПД и экономического сотрудничества с Ираном, выгода которого успела себя проявить. Так, по данным Deutsche Welle только в 2015 г., когда сделка была согласована, экспорт Германии в Иран вырос на 27 %. В 2017 г. объем немецкого экспорта в Иран составил 3,5 млрд евро, а за первые шесть месяцев 2018 г. – 1,3 млрд евро. Однако немецкие компании после объявления Вашингтона о новых мерах экономического воздействия на ИРИ  и его партнеров фактически возглавили список внешних игроков, покидающих иранский рынок, опасаясь за свои бизнес-интересы в США, и считая их более значимыми. Так, по статистике Торгово-промышленной палаты ФРГ, только за май-июнь текущего года немецкий экспорт в ИРИ снизился на 20 %.

К этой проблеме добавляется и непростой характер отношений с Израилем, для которого сохранение СВПД является принципиальным моментом, равно как и торговля его европейских партнёров с Тегераном, которая потенциально может помочь враждебному режиму устоять как под внешним давлением, инициированным Вашингтоном, так и под напором народного недовольства собственным социально-экономическим положением. Последнее после подписания СВПД так и не успело исправиться, что особенно болезненно воспринимается в иранском обществе на фоне финансовых вливаний в конфликты на Ближнем Востоке и терроризм.

Понимая необходимость разделить политические и экономические составляющие вопроса, министр финансов ФРГ О.Шольц выдвинул формулу, в соответствии с которой экономические интересы Берлина и борьба за дальнейшее существование сделки не имеют ничего общего. Так, в интервью израильскому финансовому изданию Globes политик заявил: «за нашей попыткой сохранить ядерное соглашение с Ираном не скрываются экономические интересы…это наш способ защитить Израиль». При этом О.Шольц настаивает, что есть много тех, кто готов продавать ФРГ нефть и газ, и их список, по словам министра, выходит далеко за пределы России и Ирана, а в выборе между солидаризацией с правительством Израиля и партнерами по ЕС Германия предпочтет второй вариант, поскольку в условиях торговой войны, начатой США, консолидация с соседями видится существенно более значимой. Такая аргументация, как кажется, выглядит, мягко говоря, далекой от израильских интересов, которые министр хочет отстаивать путем сохранения соглашения.

Прибывший на этой неделе в Израиль председатель Бундестага В.Шойбле в комментариях по иранской проблеме оказался более сдержан. Не затрагивая экономической составляющей споров напрямую, он сообщил лишь, что Берлин разделяет с Иерусалимом цель – предотвращение получения Тегераном ядерного оружия, но не согласен с методами, под которыми, судя по всему, подразумеваются все виды давления на режим и тех, кто с ним сотрудничает. Вместе с тем об израильской безопасности он упомянул отдельно, сославшись на одобренную в апреле резолюцию Бундестага, где  о ней говорится довольно подробно.

Параллельно с этим израильская пресса начала «охоту» на банки, поддерживающие контакты с ИРИ. Так, в среду, когда В.Шойбле посещал Кнессет, газета Jerusalem Post сообщила, ссылаясь на «крайне надежный источник», что инвестиционный Varengold Bank AG из Гамбурга вместе с еще одним банком из Лихтенштейна ведет бизнес с крупнейшим иранским авиаперевозчиком Iran Air, который попадет под санкции с 4 ноября. Судя по настрою израильских журналистов, ранее успешно проводивших такие расследования в отношении немецких финансовых учреждений, взаимодействующих с теми, кто поддерживает бойкот Израиля, подобное раскрытие фактов будет далеко не единственным. Помимо этого негативным фактором для намерений ФРГ сохранить отношения с Ираном, которое явно придется по душе правительству Б.Нетаньяху, станет то, что новый обходной механизм SPV вряд ли окажется долгоиграющим. Это предрекают даже немецкие обозреватели на старицах электронного издания Deutsche Wirtschafts Nachrichten. На их взгляд, для борьбы с ним Вашингтон может попросту расширить список запрещенных активностей.

Таким образом, ФРГ стоит сейчас перед непростым, с точки зрения правительства, выбором, будучи вынужденной балансировать между политическими и экономическими интересами, реальными контактами с США и Израилем и призрачным успехом ядерной сделки. Намереваясь и дальше добиваться европейской самостоятельности, приоритет, судя по всему, отдается последнему, что подогревается заявлениями Тегерана о том, что он сам выйдет из соглашения, если после 4 ноября не сможет обеспечивать нормальную торговлю. У Израиля нет серьезных рычагов воздействия, позволяющих переломить эту тенденцию, однако, и европейские игроки рискуют не разработать механизмы, гарантирующие сохранение соглашения. Более того, учитывая кризис общеевропейского консенсуса по другим ближневосточным вопросам, возникает вопрос, стоит ли ФРГ отстаивать интересы ЕС, в то время как, например, на палестинском треке линия Брюсселя создает государственной внешней политики проблемы.