- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации в Сирии (20 – 27 октября 2018 г.)

По данным российской части совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 38 нарушений режима прекращения огня. Это заметно ниже показателя предыдущей недели (49). Таким образом, подтвердилась наблюдаемая уже в течение четырех недель тенденция на снижение числа нарушений режима прекращения огня. Турецкая часть в течение недели не зафиксировала ни одного нарушения.

Российская часть представительства, как и ранее, фиксировала нарушения главным образом в провинциях Латакия и Алеппо. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано 12 нарушений (в течение предыдущей недели – 24), в провинции Алеппо – 21 нарушений (25). Начиная с 26 октября в Латакии нарушения не фиксировались

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ), «Джебхат ан-Нусра»/ «Джебхат Фатх аш-Шам»/ «Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ), других антиправительственных организаций в провинции Хомс.

22 октября появились неподтвержденные официально данные о том, что Россия возможно создает базу ПВО на основе ЗРК С-300 в провинции Хомс в районе авиабазы Т-4.

25 октября израильские СМИ сообщили, что поставленные из России в Сирию 4 батареи ЗРК С-300 развернуты на северо-западе страны в провинции Хама в районе города Масьяф близ уже развернутой там батареи российской ЗРС С-400. В сообщениях подчеркивалось отсутствие данных о том, кто входит в боевые расчеты этих ЗРК. Зато отмечалось наличие данных о том, что они пока не приведены в боевую готовность.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов и повстанцев в провинции Хомс.

22 октября международная коалиция признала, что в предыдущие дни авиаудары наносились по двум мечетям на левом берегу реки Евфрат, которые использовались ИГ в качестве его командных пунктов. При этом были уничтожены десятки боевиков ИГ.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

На востоке провинции Дейр эз-Зор после нескольких тактических поражений, ставших следствием наступления формирований ИГ на левом берегу реки Евфрат, 21 октября в контрнаступление перешли отряды «Сил демократической Сирии» (СДС), которых массированными авиаударами поддержала авиация международной коалиции.

Вечером 26 октября началась очередная атака боевиков ИГ на позиции СДС на левом берегу реки Евфрат в районах населенных пунктов Суса и Багуз. К 27 октября в боях погибли по меньшей мере 70 бойцов СДС. Широкомасштабное использование смертников и «джихад-мобилей» позволило сторонникам ИГ восстановить контроль над рядом территорий, которые они потеряли ранее в ходе наступления СДС. В связи с наступлением ИГ командование СДС начало срочно перебрасывать подкрепления из провинции Ракка в провинцию Дейр эз-Зор.

24 октября отражена массированная атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил на востоке провинции Хомс и на западе провинции Дейр эз-Зор.

На западе провинции Идлиб вооруженные лица неизвестной групповой принадлежности 21 октября убили видного полевого командира группировки «Тахрир аш-Шам», выходца из Центральной Азии, скрывавшегося под боевым псевдонимом Мухаммед Абу Фарес Туркистани.

В центральной части провинции 21 октября на одной из баз группировки «Тахрир аш-Шам» взорвался «джихад-мобиль». В результате взрыва погибли несколько десятков человек из числа боевиков и мирных жителей.

Также 21 октября стало известно, что Турция предъявила ультиматум джихадистским группировкам, формирования которых остаются в предполагаемой демилитаризованной зоне в провинции Идлиб. По имеющимся данным, если они не уйдут из этой зоны, Анкара может дать согласие на операцию в ней сирийской армии при поддержке ВКС России.

В провинции Идлиб после неоднократных обстрелов со стороны джихадистов позиций правительственных сил в провинции Хама 27 октября сирийские войска атаковали позиции боевиков в будущей демилитаризованной зоне в районе города Лахайя. Атака велась вдоль автодороги Хама — Идлиб.

21 октября курдские СМИ сообщили, что на предыдущей неделе на северо-западе провинции Алеппо в кантоне Африн в  результате вылазок курдских бойцов были убиты 4 турецких солдата и до 10 боевиков протурецких формирований.

25 октября повстанцы и джихадисты с позиций в будущей демилитаризованной зоне в провинции Идлиб обстреляли реактивными снарядами г.Алеппо. Сирийская артиллерия была вынуждена открыть ответный огонь.

На северо-западе провинции Алеппо в районе Африн 26 октября возобновились бои между двумя протурецкими группировками, присутствующими в этом курдском кантоне. Речь идет о группировках «Ахрар аш-Шаркия» и «Султан Мурад». Бои между ними велись в районе деревни Аин аль-Хаджар.

26 октября было объявлено, что российские военные полицейские впервые провели совместное патрулирование с Миссией ООН южной части демилитаризованной зоны у сирийско-израильской границы в провинции Эль-Кунейтра.

26 октября стало известно, что Дамаск отверг предложение ООН о формировании Конституционного комитета, что рассматривалось как первый шаг на пути к политическому урегулированию сирийского конфликта. Задачей Конституционного комитета считается подготовка новой конституции. В его состав предлагалось включить 150 человек: 50 от оппозиции, 50 — от режима, 50 должны были быть назначены ООН. Список последних был отвергнут Дамаском. Сирия предлагает, чтобы третий список был подготовлен Россией, Турцией и Ираном. Подобная позиция Дамаска вряд ли конструктивна. Как представляется, ему необходимо пытаться договариваться с ООН относительно состава третьего списка по каждой персоналии, а не отвергать его.

Обратило на себя внимание отсутствие в течение прошедшей недели сообщений о боях в провинции Эс-Сувейда в районе Тулуль ас-Сафа. Поскольку не было и победных реляций о ликвидации очага сопротивления боевиков ИГ в этом районе, можно предположить, что с ними достигнута некая договоренность, по крайней мере – о прекращении огня.