- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские оценки развития израильско-китайских отношений

Начавшийся в понедельник 22 октября визит в Израиль заместителя председателя Китайской Народной Республики Ван Цишаня свидетельствует о стремлении обеих стран развивать отношения. С таким заявлением выступил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. «Прибытие Ван Цишаня свидетельствует о взаимном стремлении Китая и Израиля развивать двусторонние отношения», — написал глава правительства еврейского государства в «Твиттере». Это самый высокопоставленный представитель Китая, прибывший в Израиль за последние 18 лет. Визит заместителя председателя КНР в Израиль продлился четыре дня. В понедельник в его программе был ужин с Нетаньяху, на вторник он провел переговоры с президентом Израиля Реувеном Ривлином. В среду Ван Цишань принял участие в работе четвертой китайско-израильской комиссии по инновациям, для чего он собственно и посетил Израиль. По оценкам американских экспертов, отношения Китая с Израилем не похожи ни на какие другие отношения Пекина на Ближнем Востоке. Израиль является ближайшим союзником США в регионе и принципиально зависит от американской военной помощи, чтобы сохранить достаточный боевой потенциал своих вооруженных сил. Тем не менее, Китай пытается использовать инструмент своих финансовых инвестиций для большей экономической экспансии в Израиль и в регион Ближнего Востока в целом. В этой связи основной целью визита Ван Цишаня необходимо считать пока только в большей степени четкую артикуляцию Пекином его стремления к расширению китайской инициативы «Один пояс -один путь», и как полагают американцы, стремления подорвать влияние США в этом регионе. В этой связи снова отметим некий маниакальный пунктик у американских экспертов в отношении попыток иных стран подорвать влияние США то там, то здесь, что говорит, во-первых, о серьезной неуверенности среди американского экспертного сообщества, а, во-вторых, о его серьезной ангажированности, что девальвирует значительную часть их выводов. Но в любом случае визит китайского политика надо оценивать не в категориях конкретных договоренностей (их собственно пока не было, только обещания о будущей свободной торговли и сотрудничестве), а именно с точки зрения усиления озабоченности Вашингтона по поводу влияния Пекина в Израиле.
В краткосрочной перспективе, Китай пытается получить доступ к израильским технологиям и ноу-хау. В долгосрочном плане он пытается наладить более тесное партнерство, с тем чтобы открыть двери для будущего стратегического развития на Ближнем Востоке. Для этого он автоматически должен учитывать тесные связи Израиля с Соединенными Штатами и те барьеры, которые Вашингтон будет однозначно создавать на пути китайско-израильского экономического сближения. И единственным и отработанным механизмом обхода этих барьеров для Пекина является перспектива его инвестиций в ряд серьезных инфраструктурных проектов в Израиле, а также вход в уставной капитал крупных и средних хайтековских израильских компаний. И этот вариант уже начинает работать. Израиль хочет получить финансовую поддержку для создания своей инфраструктуры, включая порты в Хайфе и Ашдоде, автодорожные туннели в Хайфе и легкорельсовый транспорт в Тель-Авиве. Для Израиля это насущная необходимость: согласно прогнозам, через 30 лет численность его населения удвоится. Кроме того, стоимость этих проектов оценивается в 200 млрд долларов — значительная сумма для страны, чей валовой внутренний продукт составляет 350 млрд долларов в год. Инвестиции США в инфраструктуру Израиля в настоящее время незначительны, и сосредоточены в первую очередь в обрабатывающем секторе страны. 21 октября с.г. министр финансов США Стивен Мнучин указал, что Соединенные Штаты хотят в перспективе увеличить свою финансовую поддержку израильской инфраструктуры. Но Пекин уже сейчас безусловно имеет фору в этом вопросе: он в отличие от американцев не полагается на «великую руку рынку», ему не надо убеждать частные компании вкладываться в то или иной проект, инвестиции направляются директивно без учета желания того или иного руководителя компании и поддерживаются при этом всем мощным административным ресурсом государства. В обмен на китайские инвестиции Израиль уже сейчас предлагает доступ к некоторым из своих высокоэффективных университетов, что поможет Пекину получить доступ к высокотехнологичным секторам, прежде всего в рамках приобретения или копирования технологий. И этот момент может стать альтернативным от американского направления, где Пекин уже совершенно точно в самом скором времени столкнется с серьезными ограничениями в рамках новой торговой войны. Израиль также расширил возможности для туризма, подписав в 2016 году 10-летнее соглашение о многократных визах с Китаем. Эта сделка также приносит пользу бизнесменам в рамках обоюдных деловых визитов.
Однако между странами сохраняются и существенные разногласия. Израиль настойчиво проводит антииранскую стратегию, которая подрывает региональную стабильность, столь необходимую для реализации китайской инициативы «Один пояс — один путь». В свою очередь, Китай был и останется крупным покупателем иранской нефти и четким сторонником сохранения ядерной сделки с Тегераном, против которой Израиль решительно выступает. Китай также имеет четко артикулированную негативную для Израиля позицию в Организации Объединенных Наций по палестинскому досье, что было снова подтверждено совсем недавно в рамках осуждения решения США переместить свое посольство в Иерусалим. При этом в общем Пекин стремится сохранять нейтралитет в палестино-израильском конфликте, поскольку имеет мало влияния на все стороны этого конфликта и старается в этой связи стоять над схваткой, обозначая свою позицию по действительно ключевым и принципиальным вопросам БВУ. И это всегда будет поддержка позиций условно консолидированного по палестинской проблеме мусульманского мира, но не Израиля. Несомненные «достижения» Китая по промышленному шпионажу и краже интеллектуальной собственности также беспокоит Израиль. Правительство страны в этой связи рассматривает вопрос о создании комитета по надзору для оценки рисков иностранных инвестиций и предотвращения любого китайского финансирования, которое может представлять стратегическую угрозу. В данном случае видна американская рука влияния, который уже обозначил свое недовольство возможным входом Пекина на израильский рынок высоких технологий. И не только. На данный момент экономические сделки остаются основным средством завоевания Китаем позиций в Израиле. Но такие деловые сделки уже привлекли внимание Соединенных Штатов: американцы недавно предупредили израильтян о том, что их ВМС США не смогут использовать порт в Хайфе в дальнейшем, так как им управляет китайская компания. Это пока уровень сигналов, но тесные американо-израильские связи будут продолжать препятствовать китайским усилиям, а антииранская политика Вашингтона может еще больше помешать действиям Пекина в регионе. Тем не менее, по оценкам самих американцев, Соединенные Штаты не смогут удовлетворить все экономические потребности Израиля, и поэтому Пекин несомненно будет, пусть и постепенно, наращивать свое экономическое присутствие там.