- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (22 — 28 октября 2018 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией и Ираком. В Стамбуле 27 октября прошел саммит лидеров России, Турции, Германии и Франции по сирийскому урегулированию. Совет представителей (парламент) Ирака 24 октября поддержал программу нового правительства страны во главе с А. А. Махди.

В работе состоявшегося 27 октября в Стамбуле саммита по урегулированию конфликта в Сирии приняли участие президент России В. Путин, президент Турции Р. Т. Эрдоган, президент Франции Э. Макрон и канцлер Германии А. Меркель. На встрече присутствовал также спецпредставитель генсека ООН по Сирии С. де Мистура. Главное, в чем сошлись все участники саммита – это необходимость начать работу сирийского конституционного комитета до конца текущего года. В принятом совместном заявлении говорится, что политическое урегулирование сирийского конфликта и сохранение единства страны – «это единственно возможный вариант». Участники встречи высказались за «дальнейшее расширение взаимодействия в интересах нормализации обстановки в Сирии, запуск эффективного межсирийского диалога и проведение необходимых государственных реформ и преобразований». Лидеры четырех стран заявили о своей решимости «противостоять сепаратистским планам, нацеленным на подрыв суверенитета и территориальной неприкосновенности Сирии, а также национальной безопасности соседних стран», была выражена готовность работать над созданием условий для «добровольного возвращения беженцев и внутренне перемещённых лиц». Судьба президента САР Б. Асада на саммите не обсуждалась.

В своем выступлении по итогам встречи президент РФ В. Путин заявил, что Россия оставляет за собой право помочь Дамаску в ликвидации террористов в Идлибе в случае возникновения провокаций со стороны боевиков, а создание демилитаризованной зоны в Идлибе является временной мерой. Москва рассчитывает, что Турция в ближайшее время обеспечит завершение отвода оппозиции из демилитаризованной зоны. В. Путин подчеркнул, что Анкара делает все возможное по выполнению своих обязательств в рамках российско-турецкого соглашения о создании идлибской зоны деэскалации. Президент Турции Р. Т. Эрдоган предложил усовершенствовать работу в рамках астанинского формата (аналогичное заявление сделал и Э. Макрон). Он в очередной раз подчеркнул, что Турция не допустит усиления террористов в любом регионе Сирии и продолжит устранять угрозы своей национальной безопасности «как на востоке, так и на западе Евфрата». Турецкий президент сообщил, что Иран будет проинформирован об итогах стамбульского саммита и с ним будет продолжено сотрудничество по сирийскому урегулированию. Р. Т.  Эрдоган также отметил, что судьбу Асада и Сирии должен решать народ. Президент Франции Э. Макрон заявил, что общим приоритетом в Сирии является борьба с терроризмом, она будет продолжаться в соответствии с гуманитарным правом. При этом он категорически отверг возможность проведения силовой операции в Идлибе. Канцлер ФРГ А. Меркель заявила, что в конце политического процесса в Сирии должны быть свободные выборы», к которым должны быть допущены все сирийские граждане.

Тем временем обстановка в провинции Идлиб и прилегающих к ней районах остается очень сложной. Действующие здесь радикальные и «умеренные» группировки продолжают нарушать режим прекращения огня, ведут обстрелы населенных пунктов и позиций сирийской армии. Особенно напряженная ситуация сохраняется вблизи города Алеппо, который экстремисты регулярно подвергают обстрелам. Одновременно в Идлибе продолжается вооруженное противостояние «умеренных» и радикальных группировок.

26 октября в Москве прошла встреча главы МИД РФ. С. Лаврова с делегацией оппозиционного Сирийского комитета по переговорам (СКП) во главе с Н. аль-Харири. Обсуждалось соблюдение договоренностей по Идлибу и формирование конституционного комитета. По итогам встречи Лавров заявил о готовности России содействовать налаживанию инклюзивного межсирийского диалога на основе решений Конгресса сирийского национального диалога в Сочи и резолюции 2254 СБ ООН. Н. аль-Харири подтвердил позицию СКП о необходимости ухода Асада в отставку и заявил, что Россия может способствовать диалогу, чтобы добиться политического решения в Сирии.

Россия и США договорились расширить координацию по Сирии, заявил 23 октября помощник президента США по национальной безопасности Дж. Болтон по итогам своего визита в Москву.

Турецкая армия 28 октября обстреляла позиции курдских военизированных формирований «Сил народной самообороны» на севере Сирии на восточном берегу реки Евфрат в районе города Айн-эль-Араб (Кобане).

24 октября официально вступил в должность новый премьер-министр Ирака А. А. Махди. В этот же день иракский парламент поддержал программу его правительства. Выступая перед парламентариями, А. А.Махди одной из целей своего кабинета назвал установление государственного контроля над всем оружием в стране, включая многочисленные проправительственные формирования. Еще одним решением, получившим одобрение депутатов, стало упразднение постов вице-премьера и заместителей глав ведомств. А. А. Махди также подчеркнул, что Ирак «не станет площадкой для нападения на соседние государства». По представленному премьером списку министров депутаты достигли соглашения только по 14 из 21 министерства (22-й портфель — министерства по делам миграции и перемещенных лиц — был вакантным). Так, МИД возглавит М. А. аль-Хаким, Миннефти – Т. аль-Гадбан, а Минфин – Ф. Хусейн (курд). Вакантными остаются несколько ключевых постов, в том числе министров обороны и внутренних дел. 6 ноября депутаты проведут повторное заседание, на котором должны утвердить оставшихся министров. А пока А. А. Махди будет исполнять обязанности глав МВД и Минобороны.

Ситуация вокруг убийства саудовского журналиста Дж. Хашогги продолжает привлекать пристальное внимание в мире. Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил 23 октября, что факт убийства Хашогги установлен, и это преступление является тщательно спланированным. Так как преступление произошло в Турции, он предложил судить 18 арестованных в КСА человек в Стамбуле. В то же время саудовцы отказались экстрадировать в Турцию лиц, арестованных по подозрению в причастности к убийству Хашогги, и заявили, что их будут судить в КСА. Убийство Хашогги было заранее запланировано, заявил 25 октября генпрокурор КСА шейх С. аль-Муаджиб. Саудовский наследный принц Мухаммед бен Сальман назвал убийство Хашогги «гнусным преступлением, которому нет оправдания».

Президент США Д. Трамп заявил, что он не удовлетворен объяснениями Эр-Рияда по поводу гибели Хашогги. Президент подчеркнул при этом, что продолжает выступать против введения экономических санкций в отношении КСА, так как не желает «терять все те инвестиции в нашу страну, которые они делают». Д. Трамп сообщил, что оставит вопрос о введении санкций в отношении КСА в связи с убийством Хашогги на рассмотрение Конгресса США. Госсекретарь США М. Помпео подчеркнул: «Наши общие стратегические интересы с КСА остаются [неизменными]». 24 октября Д. Трамп допустил, что ответственность за смерть Хашогги может нести наследный принц КСА Мухаммед  бен Сальман. После возвращения из Турции директор ЦРУ Дж. Хеспел 25 октября ознакомила Д. Трампа с ходом расследования убийства саудовского журналиста. Лидеры ведущих европейских стран продолжают требовать от властей КСА раскрыть детали расследования гибели Хашогги.

Тем временем 23 – 25 октября в Эр-Рияде прошла международная конференция «Инвестиционная инициатива будущего». По данным организаторов форума, в нем приняли участие 3,8 тыс. человек. Подавляющая часть гостей приехала из близлежащих арабских государств — Бахрейна, Кувейта, ОАЭ и стран Африки. Однако были на форуме западные и российские бизнесмены. В рамках конференции саудовцы подписали с международными компаниями 25 контрактов и соглашений в области нефти, газа и развития инфраструктуры на сумму 56,5 млрд долларов. Высокую активность проявил в рамках мероприятия кронпринц Мухаммед  бен Сальман, который провел ряд встреч с руководителями делегаций, инвестиционных фондов и компаний из США, России, Китая, Франции, Японии, Италии, Южной Африки и, Турции. Так, Мухаммед  бен Сальман на встрече с российскими бизнесменами предложил им принять участие в проектах программы реформ «Видение 2030».

Президент России В. Путин и король Саудовской Аравии Сальман провели 25 октября по инициативе саудовской стороны телефонный разговор. Король подтвердил приглашение Путину посетить с визитом КСА. Были обсуждены вопросы дальнейшего развития двустороннего сотрудничества, ситуация в Сирии и на Ближнем Востоке, затронуто было и дело об убийстве журналиста Дж. Хашогги. Кремль не видит оснований подвергать сомнению заявления саудовской королевской семьи о ее непричастности к убийству Хашогги, заявил пресс-секретарь президента РФ Д. Песков.

В конце минувшей неделе вновь резко обострилась обстановка в зоне палестино-израильского конфликта. В ночь с 26и на 27 октября порядка 30 ракет было запущено по территории Израиля из сектора Газа, часть из них удалось перехватить. В ответ ВВС Израиля нанесли удары по 80 целям боевиков в секторе Газа. Израильтяне утверждают, что приказы о пусках ракет по территории еврейского государства боевики террористической группировки «Исламский джихад» получили от иранцев и сирийцев. В этой связи израильские военные предупредили, что их реакция на последние обстрелы из сектора Газа «не ограничены географически». Ранее, 26 октября, около 16 тыс. палестинцев приняли участие очередных в демонстрациях и беспорядках вдоль границы сектора Газа с Израилем.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху на прошедшей неделе посетил Оман и встретился с султаном Кабусом. Отмечается, что эта поездка, о которой не сообщалось заранее, стала первым официальным контактом еврейского государства с султанатом с 1996 г. После визита министр иностранных дел Омана Ю. бен Алави бен Абдулла заявил, что пришло время признать Израиль в качестве еврейского государства.

Министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу заявил 24 октября, что Анкара запросила Вашингтон вывести его страну из-под действия антииранских санкций в энергетической сфере.

Развертывание российских ЗРС С-400 в Турции начнется в октябре 2019г., заявил 25 октября министр национальной обороны Турции Х. Акар, указав, что «считает обеспокоенность США или НАТО относительно закупки С-400 неуместной». «Мы не причиним беспокойства, не допустим появления каких-либо проблем для систем США и НАТО. [Покупка С-400] для Турции — это не вопрос выбора, а необходимость». Акар напомнил о том, что Анкара ранее уже запрашивала США и Европу продать ей их комплексы ПВО, но до сих пор ждет ответа. Военно-дипломатический источник в РФ сообщил, что Россия в октябре 2019г. поставит Турции полковой комплект С-400 «Триумф» в составе командного пункта полка и двух дивизионов по восемь ПУ в каждом, а около ста турецких военнослужащих пройдут обучение эксплуатации и обслуживанию С-400 в учебном центре на территории России. Контракт с Турцией на поставку ЗРС С-400 является поставочным и не предусматривает их лицензионное производство на турецких предприятиях.

Президент США Д. Трамп подписал 25 октября законопроект, вводящий дополнительные санкции в отношении ливанской «Хизбаллы». Отмечается, что его реализация «приведет к дальнейшей изоляции «Хизбаллы» от международной финансовой системы и сократит финансирование организации. Эти санкции затронут иностранных граждан и правительственные структуры, которые сознательно оказывают содействие и поддержку «Хизбалле» и связанным с организацией сетям, которые вовлечены в торговлю наркотиками и другие преступления на транснациональном уровне».

22 октября правительство Эфиопии и действующая на востоке страны сепаратистская группировка «Фронт национального освобождения Огадена» подписали мирное соглашении. Тем самым формально завершилось продолжавшееся более тридцати лет вооруженное противостояние между эфиопскими властями и повстанцами.

Приложение

О некоторых особенностях внешней политики Иордании

В условиях перманентно сложной и нестабильной военно-политической обстановки на Ближнем Востоке руководство Иордании стремится обеспечить благоприятные внешние условия для решения задач внутреннего экономического и политического развития, не допустить полномасштабного вовлечения королевства в региональные вооруженные конфликты.

Традиционно внешняя политика Иордании сочетает твердую ориентацию на Запад (первоначально на Великобританию, а затем на США), «рациональный панарабизм», хотя в ряде случаев королевство было вынуждено с ущербом для себя следовать «общеарабской линии» (например, в войне 1967 г.). Иордания является одной из немногих арабских стран, установивших официальные отношения с Израилем. Отметим и роль исламской составляющей иорданской внешней политики, что связано с особой исторической миссией правящей в стране Хашимитской династии, напрямую восходящей от пророка Мухаммеда.

Внешнеполитическая деятельность иорданского руководства характеризуется, активностью, прагматизмом, гибкостью, взвешенностью, осторожностью, твердым отстаиванием национальных интересов, что для такой небольшой страны, как Иордания, является делом весьма трудным. В этой связи отметим роль иорданских монархов, в первую очередь, короля Хусейна (1952-1999 гг.), который в сложнейших обстоятельствах умело отстаивал приоритеты своего государства в регионе и мире. Внешнеполитический курс отца продолжает в соответствии с новыми реалиями король Абдалла II.

Сирийский кризис стал важнейшим источником беспокойства для иорданской внешней политики. Он оказывает разноплановое негативное воздействие на королевство, создает реальную угрозу его безопасности. В Аммане поддержали все санкции, введенные ЛАГ против правительства в Дамаске. Иордания официально заявила о нейтралитете в сирийском конфликте и считает, что единственным выходом из конфликта является политическое урегулирование при сохранении единства сирийского государства, так как «разрушение целостности Сирии станет катастрофой».

Иордания сотрудничает с США в вопросах оказания помощи сирийской оппозиции. На территории королевства созданы лагеря подготовки боевиков «умеренных» сирийских группировок, воюющих за свержение режима президента САР Б. Асада. Амман в основном поддерживает политические действия Вашингтона на сирийском направлении. Вместе с тем, в последнее время руководство Иордании, убедившись в «устойчивости правительства Асада, которое будет управлять Сирией в течение ближайших лет», меняет позицию в отношении сирийского конфликта. Иорданские силовики поддерживают систематические контакты со своими сирийскими коллегами. В октябре с. г. открыто транспортное сообщение между двумя странами. В целом же в Аммане продолжают «очень сильно нервничать по вопросу затягивания сирийского конфликта с неясными перспективами его мирного разрешения».

Иордания присоединилась к антитеррористической коалиции по борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ), возглавляемой США, предоставив американцам и их союзникам ряд баз, преимущественно авиационных, по периметру границ с Сирией и Ираком.

Перманентная нестабильность в Ираке, исходящая из этой страны угроза терроризма и религиозного экстремизма, представляет серьезную опасность для Иордании. Отсюда повышенное внимание Аммана к ситуации в соседней стране, поддержка Багдада в борьбе против ИГ. Две соседние страны сотрудничают в борьбе с терроризмом, а также успешно развивают торгово-экономические связи.

Скорейшее урегулирование арабо-израильского конфликта на приемлемых для всех его участников условиях составляет одно из главных направлений внешнеполитической деятельности королевства. Причем первостепенную важность для Аммана представляет палестино-израильское направление, решение палестинского вопроса, имеющего ключевое значение как для региональной стабильности, так и для сохранения устойчивости иорданского государства и правящей Хашимитской династии. Особая значимость и острота палестинской проблемы для Иордании определяется тем, что примерно 60% населения страны составляют палестинцы. Амман выступает за «создание независимого и жизнеспособного палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, обладающего полным суверенитетом в пределах собственной территории, ограниченной линиями перемирия, существовавшими до июня 1967 года». Иордания активно действует в качестве посредника в палестино-израильском урегулировании, выступает за эффективную главенствующую роль США в достижении конченого успеха в решении спорных проблем между сторонами на основе принципа «два государства для двух народов». При этом в Аммане отвергают периодически озвучиваемую идею объединения Иордании и палестинских территорий на ЗБРИ. Королевство поддерживает требование палестинцев о прекращении строительства в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан как условия продолжения переговорного процесса с Израилем. В Аммане однозначно осудили решение президента США Д. Трампа о переносе американского посольства в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим и признании этого города израильской столицей.

В межпалестинском конфликте между движениями ФАТХ и ХАМАС Иордания стоит на стороне ФАТХа, хотя и продолжает поддерживать контакты с ХАМАСом, но при этом жестко пресекает попытки палестинских исламистов вмешиваться во внутренние дела страны. Власти королевства закрыли штаб-квартиру ХАМАСа в Аммане и отвергают попытки вновь открыть ее. Правительство Иордании опасается, что «ХАМАС способен радикализировать значительную часть палестинской молодежи, что создает потенциальную угрозу для королевского режима».

Для иорданско-израильских отношений, базирующихся на положениях мирного договора 1994 г., в последнее время характерны периодические осложнения. Так, в 2017 г. между сторонами возник конфликт, вызванный убийством сотрудником израильского посольства в Аммане двух иорданцев, которые, по его словам, напали на него. Конфликт был урегулирован в январе 2018 г. при посредничестве США после формальных извинений, принесенных израильской стороной. 21 октября с. г. король Абдалла II объявил, что Иордания не намерена продлевать срок действия приложения к мирному договору с Израилем, которое касается сдачи еврейскому государству в долгосрочную аренду двух участков приграничных сельскохозяйственных земель общей площадью более 300 кв. км, которые входили в состав Израиля до подписания мирного договора 1994г. Срок аренды истекает в 2019 г. Данное заявление иорданского монарха вызвало жесткую критику в Израиле.

Иордания в своей политике продолжает опираться на помощь Вашингтона, рассматривает США в качестве основного стратегического партнера королевства, главного гаранта обеспечения его внешней безопасности, а также силы, способствующей поддержанию стабильности правящего в стране монархического режима. США является для королевства вторым по объему (после КСА) финансовым донором и главным поставщиком вооружения. Большое значение имеет американская экономическая помощь. Между Иорданией и США установилось прочное внешнеполитическое партнерство.

Тесные политические и иные связи Иордания поддерживает с Саудовской Аравией и другими аравийскими монархиями. Большое значение для королевства, экономика и финансы которого находятся в кризисном состоянии, имеет финансовая помощь нефтедобывающих стран Аравии, в первую очередь КСА. В Аммане считают, что «высокий уровень» отношений с аравийскими монархиями определяется тем, что «безопасность государств Залива и Иордании – сообщающиеся сосуды». Это означает, что «безопасность государств Залива – это наша национальная безопасность». В Аммане не стали подвергать критике недавнее убийство саудовского журналиста Дж. Хашкаджи, а король Абдалла II присутствовал на недавнем международном экономическом форуме в Эр-Рияде вместе с наследным принцем КСА М. бен Сальманом. Тем не менее, следует отметить, что у Аммана сохраняется недоверие к саудовской политике и недовольство «покровительственным тоном Эр-Рияда», а также фактическим срывом саудовской стороной программы экономической помощи Иордании.

Хашимитское королевство традиционно поддерживает с Египтом прочные добрососедские отношения в различных сферах. Позиции Каира и Аммана по многим ближневосточным и международным проблемам близки или совпадают.

В целом Иордания продолжит проведение нынешнего внешнеполитического курса, нацеленного на надежное обеспечение внешней безопасности королевства, причем основной упор, как и прежде, будет делаться на развитие отношений стратегического партнерства с США и другими ведущими странами Запада, а также с аравийскими монархиями.