- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Общественно-политические аспекты вокруг нападения на синагогу в американском Питтсбурге

Во время субботней службы в синагоге «Древо жизни» (Эц-Хаим) в г. Питтсбург, штат Пенсильвания, США, 27 октября 2018 года 46-летний белый американец, выкрикивая «все евреи должны умереть», застрелил 11 прихожан. По словам раввина, в синагоге по субботам собираются представители трех разных религиозных групп, хотя она и считается «консервативной еврейской конгрегацией», которая относится, наряду с реформистами, к либеральным (или прогрессивным) направлениям иудаизма. Движения этого направления находятся в конфликтных отношениях с ортодоксальным иудаизмом, правящим в Израиле.

Комментируя инцидент, президент США Д.Трамп сказал журналистам, что нападения можно было бы избежать, если бы в синагоге были вооруженные охранники: «Если бы у них была защита, результат был бы намного лучше». Позже он написал в Twitter: «Эта жестокая антисемитская атака – это нападение на человечность, и мы будем вместе работать над тем, чтобы вывести яд антисемитизма из нашего мира. Мы должны объединиться, чтобы победить ненависть».

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган осудил убийство, также написав в Twitter: «Я осуждаю террористический акт против синагоги в Питтсбурге и выражаю искренние соболезнования семьям жертв и американскому народу. Турция безоговорочно осуждает все формы терроризма во всех частях мира, независимо от их целей».

Европейский союз в заявлении осудил нападение, которое «показывает масштабы волны антисемитизма и расизма, распространяющейся во многих странах». ЕС подтверждает свое решительное осуждение антисемитизма, как и любого подстрекательства к ненависти и насилию. На нашем континенте мы пережили разрушительные и непростительные последствия антисемитизма и ненависти, которые никогда нельзя забывать»[i] [1].

Министерство иностранных дел Палестинской национальной администрации (ПНА) опубликовало 28 октября с.г. заявление, осуждающее расстрел синагоги «Древо жизни», в ходе которого погибли 11 человек. Министерство также осудило «осквернение святого места террористом, который придерживается фашистской идеологии, основанной на превосходстве белой расы»[ii] [2].

Израильский министр образования и диаспоры Нафтали Беннет, лидер правой национально-религиозной партии «Еврейский дом» отправился в Питтсбург через несколько часов после атаки для посещения места нападения, встречи с местной общиной и участия в похоронах убитых.

Кабинет министров Израиля на заседании 28 октября с.г.  почтил память погибших  минутой молчания. Открывая заседание правительства, премьер-министр Биньямин Нетаньяху выразил от всего народа Израиля и правительства скорбь вместе с семьями жертв преступления на почве ненависти. «Израиль стоит плечом к плечу с еврейской общиной в Питтсбурге, со всеми еврейскими общинами в Соединенных Штатах и ​​американским народом – мы боремся на одном фронте против антисемитизма и проявлений варварства». Б.Нетаньяху призвал «весь мир объединиться в борьбе с антисемитизмом повсюду. Несмотря на то, что в данном случае произошло самое большое антисемитское преступление в истории Соединенных Штатах, мы также подразумеваем и Западную Европу – там идет жесткая борьба с новыми проявлениями антисемитизма». По словам премьер-министра, есть «старый», знакомый антисемитизм, и тот, который исходит от радикального ислама. «На всех фронтах мы должны встать и объявить войну жестокому фанатизму. Он начинается с евреев и никогда не заканчивается евреями»[iii] [3].

Исполнительный директор Консервативного движения в Израиле Изхар Хесс говорил также о том, что пострадало еврейское сообщество: «Это трудный вечер, и всем тем, кто обвиняет нас в том, что они не были евреями или не были достаточно евреями, вот еще одно кровавое доказательство».

В данном случае И.Хесс обращается к представителям правящего в Израиле ортодоксального иудаизма, который отказывается признавать реформистское и консервативное течение иудаизма частью своей религиозной общины. Если в Израиле число последователей течений либерального иудаизма составляет несколько десятков тысяч человек, то в США у них имеются сотни тысяч прихожан.

Конфликт представителей прогрессивного направления с ортодоксами заключается в значительных новшествах, внесенных этими религиозными течениями в законы иудаизма. К примеру, реформистские раввины совершают обряды бракосочетания для пар, один из членов которой не является евреем. На территории Израиля сегодня это не допустимо. Ожесточение израильских ортодоксов вызывает упорство, с которым представители консервативного и реформистского иудаизма добиваются, в частности, совместной (мужчин и женщин) молитвы у Стены плача (Западной стены). В настоящее время стена разделена перегородкой, отделяющей женскую половину для молитвы от мужской. Как-то депутат Кнессета Михаэль Малькиэли (из ортодоксальной партии ШАС), настаивая на том, что не следует выделять третий участок у Стены плача последователям либеральных течений иудаизма, сравнил их с собаками. Арье Дери, председатель партии ШАС, поддержал своего коллегу[iv] [4]. Он же является и министром внутренних дел Израиля, ведомство которого ответственно за работу с иммигрантами (репатриантами), в т.ч. за определение того (иногда вступая из-за этого в споры с раввинами), кто является евреем, а значит и правом на израильское гражданство, а кто нет.

В организации «Женщины Стены» отметили, что не впервые депутаты от ультраортодоксальных партий позволяют себе сравнивать последователей либеральных течений иудаизма с собаками. В 2016 году депутат от партии «Еврейство Торы» Меир Поруш заявил, что реформистов и «Женщин Стены» следует «отправить к собакам». Дело в том, что в иудаизме собака – грязное животное.

«Женщины стены» (с 1988 года) – религиозная организация феминистского характера, т.к. добивается равноправия с мужчинами в отправлении религиозных обрядов. Активистки этого движения хотят молиться возле Стены плача наравне с мужчинами, что категорически запрещает ортодоксальный иудаизм. Они просят разрешения на то, чтобы проводить ежемесячную молитвенную службу за металлическими ограждениями, в дальнем углу отделения для женщин, чтобы избежать в прямом смысле столкновений с ультраортодоксами. Представительницы этой организации во время молитвы читают свитки Торы и молятся, закутавшись в талит, используют  филактерии, что в традиционном иудаизме могут делать исключительно мужчины.

Возникают разногласия и проблемы у Израиля, в котором правят представители ортодоксального иудаизма, с еврейской диаспорой, особенно с американской, самой многочисленной в мире. Усилия израильского руководства по налаживанию тесного взаимодействия с еврейской общиной США и максимального извлечения политических и экономических выгод от находящейся в Белом доме произраильской администрации президента Д.Трампа, наталкиваются на стремление правящих в Израиле ультраортодоксов сохранить свою монополию на власть в стране, которая выходит далеко за рамки религиозной сферы. Когда политика государства посредством Еврейского агентства («Сохнут») направлена на привлечение еврейских репатриантов, особенно из США и Западной Европы, ультраортодоксы зачастую не признают представителей прогрессивного иудаизма за евреев по тем или  иным причинам.

Так, министр по делам религии Израиля Давид Азулай (ныне тяжело больной раком) как-то армейскому радио заявил, что  «в тот момент, когда еврей, представитель реформаторского течения, перестает следовать религии Израиля  [ортодоксальному иудаизму] <…> я не могу позволить себе называть такого человека евреем».  Д.Азулай, правда добавил, что он не хочет быть тем, кто определяет, кто такой еврей, а кто нет. Когда его спросили конкретно об американских евреях реформаторского направления, то он упомянул людей, которые «пытаются подделать и не выполнять религиозный закон должным образом, и толковать его по-другому». «Это евреи, которые сбились с пути», – добавил он. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху подверг критике высказывания  Д.Азулая и отметил, что они «не отражают позицию правительства». Более того, Б.Нетаньяху сказал, что он напомнил Д.Азулаю, что «Израиль является домом для всех евреев и что как министр по делам религий, он служит всем гражданам Израиля»[v] [5].

Как бы там ни было, проблема существует и вряд ли будет разрешена в ближайшем будущем. Среди евреев диаспоры высокий процент ассимиляции, смешанных браков. Даже внутри Израиля эта проблема стоит достаточно остро, и с целью ее решения еврейское государство прилагает определенные усилия. Есть даже анекдот: «Чем отличается Трамп от обыкновенного американского еврея, последователя либерального течения иудаизма?» – «У Трампа внуки евреи».

Премьер-министр, с учетом приоритетного развития отношений с США и американской еврейской общиной, старается сгладить противоречия, маневрируя между евреями США и израильскими ультраортодоксами, партии которых формируют, в том числе, правящую коалицию. В рамках выполнения этой задачи Б.Нетаньяху выступил 24 октября с.г. на Генеральной Ассамблее Еврейских федераций Северной Америки (The Jewish Federations of North America, JFNA). Это американская еврейская организация, представляющая 148 еврейских федераций и 300 независимых еврейских общин в Северной Америке. JFNA занимается сбором средств, оказанием помощи и обучением, а также осуществляет общее руководство еврейскими федерациями и общинами в США и Канаде. Движение Федерации защищает и укрепляет благосостояние евреев во всем мире с помощью принципа «тиккун олам» (исправление мира), «цдака» (благотворительность) и Торы (иудейского традиционного религиозного закона). JFNA ежегодно проводит Генеральную ассамблею для встреч и обмена информацией. На последнем по времени мероприятии также присутствовали посол США в Израиле Дэвид Фридман, посол Канады в Израиле Дебора Лионс и руководители JFNA и еврейских общин Северной Америки[vi] [6].

Б.Нетаньяху говорил о еврейском будущем в государстве Израиль. «Мы можем контролировать нашу судьбу. Защищать себя своими силами, развивать наш необычайный идейный потенциал, экономику и предпринимательство и многое другое, и сделать это для всех граждан Израиля – евреев и для не евреев, а также для создания союзов по всему миру, но при этом поддерживать самый важный из всех – с Соединенными Штатами. Данный союз незаменим». Б.Нетаньяху сказал, что когда речь заходит о еврейском народе, его больше всего волнует одно – потеря идентичности. «Дело не в стене [плача], ни в вопросе обращения [в иудаизм], эти проблемы мы преодолеем. Дело в потере идентичности». По его мнению, утрата еврейской идентичности – это вызов всем евреям, перед которым они должны сплотиться.

Премьер-министр Израиля процитировал американского раввина Самуэля Хирша (1815–1889 гг.), под руководством которого были сформулированы принципы реформистского направления иудаизма, а он сам считал иудаизм учением, набором символических обрядов, подлежащих изменению в соответствии с требованием времени. Тем не менее, он защищал еврейство от антисемитских выпадов. Раввин сказал: «Те, кто не интересуется выживанием евреев, не выживут, как евреи». Б.Нетаньяху вывел из этой «основной истины» заключение – «еврейское выживание гарантируется в еврейском государстве, при условии, что мы его защищаем, но мы должны также работать над преемственностью еврейских общин по всему миру, развивая еврейское образование, изучая иврит, поддерживая контакты с молодыми евреями, приезжающими в Израиль».

По словам Б.Нетаньяху Израиль расширяет «Масу» (совместный проект правительства и Еврейского агентства, призванный обеспечить ежегодное пребывание в Израиле 20 тыс. евреев в возрасте от 18 до 30 лет из стран диаспоры, в рамках различных долгосрочных программ продолжительностью от одного семестра до года). «Но есть так много других вещей, которые нам нужно сделать. Нам необходимо в век интернета найти подход к молодым еврейским мужчинам и женщинам, к еврейским детям по всему миру, чтобы они понимали, что их собственное будущее как евреев зависит от постоянной еврейской идентичности, ее защиты и развития, от еврейского сознания, что является самой важной вещью. Все это выходит за рамки политики, это затрагивает основы истории».

Премьер-министр напомнил собравшимся, среди которых в основном были представители либеральных направлений иудаизма, что «мы один народ – давайте гарантировать то, что каждый ребенок, каждый еврейский ребенок в мире знает, как это гордо быть евреем».

Б.Нетаньяху упомянул законопроект о гиюре (процедуре обращения в иудаизм) подготовленный, комиссией во главе с депутатом, бывшим министром юстиции Моше Нисимом. Законопроект, призванный выработать приемлемую для всех течений иудаизма формулировку закона, предусматривает создание в Израиле нового государственного Управления по гиюру, которое получит исключительное право на проведение этой процедуры. При этом государство не будет признавать гиюры, проведенные частными организациями, даже в том случае, если они были утверждены ортодоксальными раввинскими судами. Предполагается, что в состав управления войдут 11 человек, которые будут назначены премьер-министром, министром юстиции, двумя главными раввинами Израиля, главой законодательной комиссии Кнессета, главой «Сохнута» (Еврейского агентства), главой Управления по гиюру. В состав Управления войдут и два человека, которые будут назначены совместно премьер-министром и главой Еврейского агентства. Управление получит право назначать судей, утверждающих гиюр, которые будут действовать на основе ортодоксальной Галахи (еврейского закона) и независимо от главного ортодоксального раввината. Реформистские и консервативные гиюры, пройденные за границей, будут признаны, как достаточные для репатриации в Израиль и получения гражданства на основе Закона о возвращении. Против нового законопроекта выступают ультраортодоксальные партии, частично теряющие возможность влиять на то, кто именно будет контролировать процесс гиюра. Закон, однако, критикуют и реформисты, т.к. они не получают официального признания в Израиле, чего они так добиваются. В либеральных кругах ортодоксального направления также опасаются, что законопроект в его нынешнем виде оттолкнет от Израиля евреев диаспоры. Задача комиссии заключается в выработке приемлемой для всех течений иудаизма формулировки законопроекта о гиюре, который вскоре должен быть принят Кнессетом[vii] [7].

Даже беглый взгляд на озвученные в СМИ положения законопроекта о гиюре выпячивает существующие конфликтные противоречия в израильском политическом процессе и  дает  основания предположить, что его задача заключается в решении физического привлечения евреев диаспоры в Израиль с попыткой ортодоксов сохранить свои властные позиции в стране.

[i] [8] 11 убиты в синагоге в Питтсбурге; стрелок выкрикнул «Все евреи должны умереть» // Haaretz. 28.10.2018. URL: https://www.haaretz.com/us-news/man-reportedly-opens-fire-near-a-pittsburgh-synagoue-1.6595493?utm_source=Push_Notification&utm_medium=web_push&utm_campaign=General [9] (на англ. яз.)

[ii] [10]Палестинское министерство иностранных дел осуждает расстрел синагоги // Ynet. 28.10.2018. URL: https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-5382034,00.html [11] (на англ. яз.)

[iii] [12] Кабмин почтил память жертв синагоги // MigNews. 28.10.2018. URL: http://mignews.com/news/politic/281018_130517_54576.html

[iv] [13] Скандал: депутат ШАСа уподобил реформистов собакам // 9-й канал. 02.11.2017. URL:

http://9tv.co.il/news/2017/11/02/249921.html

[v] [14] Израильский министр говорит, что евреи-реформисты на самом деле не являются евреями // The New York Times. 07.07.2015. URL: https://www.nytimes.com/2015/07/08/world/middleeast/israeli-minister-says-reform-jews-are-not-really-jewish.html [15] (на англ. яз.)

[vi] [16] Канцелярия премьер-министра. 24.10.2018. URL: http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Events/Pages/event_ga241018.aspx [17] (на англ. яз.)

[vii] [18] Законопроект о гиюре: Нетаниягу и Щаранский встретились с Моше Нисимом

// NEWSRU.co.il. 01.05.2018.  URL: http://newsru.co.il/israel/01may2018/giyur_705.html