- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об отношении политиков Израиля к неортодоксальным течениям в иудаизме после нападения на синагогу в Питтсбурге

При сохраняющейся дискуссии по поводу досрочных выборов в Израиле, да и относительном приближении даты планового голосования, США вновь становится точкой соприкосновения интересов израильской оппозиции, претендующей на то, чтобы составить наконец действительную конкуренцию Б.Нетаньяху, который без малого 10 лет занимает ключевой в стране пост. В 2014 г. Соединенные Штаты сыграли не последнюю роль в жизни партий Авода и «Тнуа», выступив в качестве своего рода площадки для складывания их блока под названием «Сионистский лагерь». Эту роль сыграл американо-израильский форум Сабана, где модератор дискуссии с теперь уже экс-лидером Аводы И.Герцогом Х.Сабан фактически подталкивал его к альянсу с Ц.Ливни, заявляя о сходстве их представлений об израильской политике.

На этот раз повод трагичный – нападение на синагогу в Питтсбурге, жертвами которого стали 11 человек, еще 6 были ранены. Эта атака не просто актуализировала дискуссию об антисемитизме и защищенности евреев в, казалось бы, развитых государствах Запада, но и обострила проблему выстраивания отношений между Израилем и еврейскими общинами США. Она, в свою очередь, особенно сложна в нынешних условиях по двум причинам. Для правительства Б.Нетаньяху ортодоксальные партии – стратегический резерв, позволяющий рассчитывать на успех для создания будущей и живучести нынешней коалиции. Основываясь на этом, премьер-министр потакает им во многом, включая вопросы отношений с реформистским и консервативным течением в иудаизме. Однако они распространены в США, составляя там в соотношении с ортодоксами большинство. При этом и здесь есть свой политический компонент. Либеральные американские евреи в большинстве своем все чаще заявляют о том, что не согласны с политикой Д.Трампа. Причина здесь не только социально-экономическая проблематика, волнующая всех граждан, или образ действий на Ближнем Востоке, который многим фактически и не интересен, но и то, что президент может покуситься на привычный им образ жизни, поскольку основой еврейской составляющей его электората являются ортодоксальные евреи. К этому же течению относится семья старшего советника президента Дж.Кушнера и его дочери И.Трамп. С этим фактором, а не неприятием конкретных мер по поддержке Израиля сейчас зачастую связывают крайне неоднозначную тенденцию, при которой Д.Трамп, всячески способствующий ближневосточному союзнику так непопулярен в среде американских евреев.

На фоне этого запутанного вопроса израильское правительство пытается сгладить ситуацию. Для личного общения с представителями еврейских общин и оказания помощи на месте в Питтсбург отправился министр по делам диаспоры Н.Беннет, которого сопровождала делегация израильских психологов и социальных работников. В реальности это единственное, чем страна сегодня способна помочь американской общине. С одной стороны, евреи там просто по сути своей не попадают под категорию диаспоры, т.е. в саму зону ответственности прибывшего члена правительства. С другой стороны США – суверенная страна, самостоятельно принимающая решения в сфере защиты своих граждан. В этой связи Н.Беннет сделал оговорку, что Израиль «не проводник безопасности за рубежом». Министр подчеркнул еще один важный аспект, а именно отношение правительства к тому, представителей какого течения иудаизма затронула эта трагедия. По его словам: «Нет никаких различий. Были убиты евреи, потому что они евреи, и убийца не спросил, были ли они ортодоксальными или консервативными».

Однако далеко не все в Израиле рассматривают произошедшее именно так. Выражая соболезнования и признавая тяжесть трагедии, в интервью израильской газете Makor Rishon главный ашкеназский раввин страны Д.Лау отметил, что случившееся произошло в «месте глубоко еврейского характера», но не в синагоге. В части СМИ также появилось упоминание о «молельном доме». Позднее Б.Нетаньяху попытался пресечь эту дискуссию. В твиттере он написал в понедельник: «Евреи были убиты в синагоге. Они были убиты потому, что они евреи. Место было выбрано потому, что это синагога. Мы не должны этого забывать. Мы едины».

Сказанное, однако, не помогло сдержать осуждение оппозиции. По образцу тургеневского Базарова, которого «со смертью примирила жизнь», в глазах лидера партии «Еш атид» Я.Лапида нечто подобное произошло и с жертвами расстрела в Питтсбурге. По его словам: «Это были не только евреи, подобные нам в смерти, но и в жизни. Мало того, что правительство должно уважать их в смерти, но и в жизни. Мало того, что правительство относится к ним как к равным в смерти, также должно быть и в жизни». Солидарной с ним в этом вопросе оказалась лидер парламентской оппозиции Ц.Ливни, также призвавшая к равноправному отношению к представителям различных течений иудаизма. А вот номинальный глава «Сионистского лагеря» А.Габай, не имеющий места в Кнессете, сосредоточился лишь на призыве к американским евреям переехать в Израиль. Вот только вряд ли они согласятся на это, сознательно попадая таким образом в заведомо неравное положение.

Помимо претензий в адрес правительства Я.Лапид представил ряд практических рекомендаций, включающих необходимость признания законности гиюра, поведенного всеми течениями иудаизма, гражданских браков, а также особого регулирования в отношении Стены Плача. Отдельно глава «Еш атид» подчеркнул, что будет добиваться этого в случае возможности формирования нового правительства. Учитывая интерес, возникший у него к общине друзов, оказавшейся в неоднозначном положении после принятия закона о национальном характере Израиля, можно предположить, что партий готовится сделать ставку на всех, кто так или иначе ощущает себя дискриминированным нынешним правительством. Вот только ставка на угнетенных может сыграть злую шутку. В какой-то степени этот путь прошли европейские политики, получив у себя засилье мигрантов и всплеск того же антисемитизма. В случае с Израилем вопрос стоит несколько иначе. Если быть реформистом означает «евреем дома и человеком на улице»[i] [1], то во что превратиться израильская улица без евреев.

В целом, трагедия в синагоге в Питтсбурге продемонстрировала в числе прочего остроту темы взаимоотношений между различными течениями иудаизма, что особенно проявляется в контактах Израиля и еврейских общин США. Как видно из заявлений оппозиционных политиков, на следующих выборах проблема получит резонанс и с высокой долей вероятности войдет в избирательные программы. При этом заметно совпадение интересов лидеров Ц.Ливни и Я.Лапида, в то время как блок «Сионистский лагерь» явно имеет внутренние противоречия. Ранее Ц.Ливни уже отмечала возможность разделения фракции после избрания главой Аводы А.Габая, однако, судя по всему, временно отказалась отданной инициативы, чему способствовало и получение ею поста лидера парламентской оппозиции.

В правительственном лагере решение вопроса о послаблениях в адрес представителей неконсервативного иудаизма, наоборот, сопряжено с большими сложностями. Как показала неудачная работа комиссии по вопросам святынь, которую летом покинули сначала М.Регев («Ликуд»), а затем А.Шакед («Еврейский дом»), никто не хочет принимать участие в решении вопроса о выделении участка у Стены плача для молитв реформистов и консерваторов. Помимо этого, учитывая иски последних в БАГАЦ, данный конфликт затрагивает и спор о полномочиях, который ведут «Еврейский дом» и Верховный суд Израиля.

[i] [2] Гейзель З. Политические структуры Государства Израиль. М: Мосты культуры, 2013. С. 208.