- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблеме коррупции в Иране

Иран – одна из богатейших природными ресурсами стран не только на Ближнем Востоке, но и в мире. ИРИ занимает четвертое место среди стран, обладающих наибольшими запасами нефти, и третьей по добыче природного газа. Тем не менее, средний уровень жизни в Исламской Республике несравним с другими странами-экспортерами нефти в регионе, и даже Турцией, которая не имеет собственных энергоресурсов. Негативную роль в экономических проблемах Ирана играет Запад, в частности США. На протяжении долгих лет против Ирана действовали экономические санкции, в том числе запрещающие продажу нефти. Именно разваливающаяся экономика заставила иранское руководство начать переговоры с Западом и заключить историческую ядерную сделку – Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), которая положила конец нефтяному эмбарго. Однако, падение цен на нефть не позволили Ирану достичь ожидаемой прибыли в постсанкционный период. В мае 2018 года президент США Дональд Трамп объявил о выходе своей страны из СВПД и введении нового, более тяжелого пакета санкций против Ирана за невыполнение своих обязательств по договору, несмотря на все отчеты МАГАТЭ, подтверждающим верность Тегерана своим обязательствам. 5 ноября будет введено очередное эмбарго на экспорт иранской нефти.

Тем не менее, простое население Ирана и даже часть его руководства признает, что санкции не единственная проблема страны. Если при президенте Махмуде Ахмадинежаде народ во всех свои бедах винил Запад, США и Израиль, то теперь он признает, что тяжкий ущерб экономике нефтяной державы наносят и внутренние проблемы – неэффективная экономическая политика и, конечно, коррупция. Неудивительно, что некоторые представители власти и в вопросе коррупции видят вмешательство Запада, утверждая, что это один из способов подавить борьбу людей в революционных странах — пошатнуть их доверие к административной, экономической и военной системе.

По данным опроса среди иранского населения, проведенного американской организацией Information and Public Opinion Solutions (IPOS) в 2015 году, иранцы рассматривают банки как наиболее коррумпированные типы учреждений среди 14 различных типов. Около 77% опрошенных заявило, что банки коррумпированы. Около 63% участников опроса считает, что коррумпированы судебные органы и муниципальные власти. Опрос также показал, что в целом 51 % иранцев считает, что коррупция распространена в их стране. Опрошенные разделились по вопросу о том, будет ли сокращение или ухудшение коррупции в ближайшие пять лет или нет. По данным Transparency International 2017, Иран занимает 130 место по индексу восприятия коррупции из 180 стран.

На сегодняшний день на нефтяные доходы в Исламской Республике проживает лишь одна пятая часть населения, включающая КСИР, различные спецслужбы, «Басидж» и семьи ветеранов ирано-иракской войны. Эта часть населения составляет основную опору режима. Экономика, основанная на нефти, только способствует укоренению коррупции. Подобная экономика усиливает государственный аппарат, в котором политические и экономические привилегии имеют свою цену, и взятки становятся обычным делом.

Президент ИРИ Хасан Роухани в свою предвыборную кампанию включил борьбу с коррупцией. Этот пункт был особенно актуален после двух сроков правления М.Ахмадинежада, при котором масштабы коррупции достигли огромных размеров. Львиная доля хищений принадлежала Корпусу стражей исламской революции и аффилированных с нему организаций. Напомним, что КСИР – это вооруженные силы подчиненные непосредственно верховному лидеру А.Хаменеи, и его деятельность не могла оставаться незамеченной рахбаром. Растущее имущество ксировцев оказывает влияние и на их радикальность. Чем больше имущества, тем больше стремление сделать право собственности прерогативой духовенства.

Львиная доля коррупционных преступлений связана с КСИР. Генеральному прокурору поручено расследовать и наказывать злоупотребления со стороны сил безопасности, но процесс не является прозрачным, известно лишь несколько случаев обвинения лиц, злоупотребляющих насилием. КСИР контролирует значительную часть экономики и финансов и оказывает влияние на средства массовой информации, что делает ее мощным институтом, который лоялен рахбару. КСИР, в частности, имеет доступ к прибыльным государственным контрактам, которые не подлежат тендеру. Большая часть бизнеса КСИР осуществляется через компании, которые официально ему не принадлежат, а физическим лицам и компаниям, связанным с ним.

Однако, действующему президенту не удалось искоренить проблему. Был проведен ряд громких арестов, в том числе и вице-президента при М.Ахмадинеждае Хамида Бахаи, но затем громкие расследования прекратились. Как отмечают некоторые эксперты, борьба с коррупцией в Иране используется в тех случаях, когда необходимо свести с кем-то счеты или расправиться с конкурентами. Тогда в ход идут компроматы и доказательства фактов коррупции. Хотя судебная власть независима от исполнительной власти, рахбар обладает абсолютной властью над всеми государственными учреждениями, включая судебную систему. Богатые и влиятельные люди часто избегают судебного преследования или имеют хорошие шансы в судебных разбирательствах. Существует утверждение, что глава судебной системы аятолла Садек Лариджани владеет 63 личными банковскими счетами, заполненными присвоенными государственными средствами. Полиция попыталась арестовать члена парламента, который захотел призвать С.Лариджани к ответственности по этим обвинениям.

Первая коррупционная схема после Исламской революции была раскрыта в 1992 году.  Страна еще не успела восстановиться после долгой ирано-иракской войны, как стало известно о хищении государственных средств со стороны чиновников. Благодаря недостаткам законодательства и отсутствию надлежащего надзора ряду госслужащих удалось вывести крупные капиталы в Канаду. Этот инцидент вызвал всеобщее недоверие и к остальным должностным лицам и системе власти в целом.

Одним из первых и наиболее известных дел о коррупции стало  дело бывшего мэра Тегерана Голама Хоссейна Карбасчи 1998 года. Большая часть его финансовой прибыли шла на пользу партии «Вершители созидания» («Каргозаран-е сазандеги»), часть похищенного была растрачена в личных целях, так же ему вменялось в вину незаконное присвоение средств муниципальных фондов, и т.д. В общей сложности его обвинили в хищении в размере 140 млрд туманов. Он считается вторым и самым известным коррупционером Ирана, был осужден и освобожден в 2000 году.

Г.Х.Карбасчи считался одним из ближайших соратников бывшего президента Али Акбара Хашеми Рафсанджани, который при жизни был одним из богатейших людей Ирана. Говоря о А.А.Хашеми Рафсанджани и его соратниках, Махмуд Ахмадинежад называл их «экономической мафией». Примечательно, что на днях во Франции прошел судебный процесс в отношении ряда высокопоставленных сотрудников нефтяной компании «Тоталь», которые обвиняются в дачи взятки иностранным должностным лицам, а именно иранским чиновником, в числе которых сын А.А.Хашеми Рафсанджани, выступавший в качестве посредника между компанией и иранскими властями. Речь идет о контрактах 1997 и 1995 готов о разработке месторождения «Южный Парс».

Самое крупное хищение за историю Исламской Республики связано с Махарафидом Амиром Хосрови. Бывший управляющий национального банка ИРИ сумел украсть 3 трлн туманов. Он считался богатейшим человеком Ирана, бизнесменом, пока его не осудили и казнили за растрату государственных средств в 2014 году. В его схеме были задействованы несколько крупных банков страны – SADERAT Bank, Arya Bank, Национальный банк (Mellat), Saman Bank, Bank Sepah, Банк промышленности и шахт и Parsian Bank. В ходе расследования утверждалось, что М.Ахмадинежад был его союзником, но доказать их связь не удалось.

Самым высокопоставленным чиновником, обвиненным в коррупции, стал Мохаммадреза Рахими в 2009-2013 гг первый вице-президент ИРИ. Хищения происходили в Иранской страховой компании (Iran Insurance Company), являющейся государственной корпорацией. Он был приговорен к 5 годам заключения и выплате компенсации. На данный момент М.Рахими отбывает срок в тюрьме Эвин.

Среди судей так же были выявлены случаи коррупции. В частности, был осужден известный судья, генеральный прокурор Тегерана и краткосрочный директор Организации по социальной защите Саид Мортазави. Его арест стал в свое время неожиданностью, т.к. он обладал  неприкосновенностью, но Дисциплинарный трибунал для судей лишил его неприкосновенности из-за обвинения в коррупции. Одним из обвинений против С.Мортазави была сделка с Бабаком Зенджани, согласно которой, за 5,3 млн евро компания «Соринет», которая имела около 137 дочерних компаний, была продана Б.Занджани. На сегодняшний день С.Мортазави также находится в тюрьме.

Имя Бабака Занджани стало известно в период президентства А.А.Хашеми Рафсанджани в конце десятой администрации в качестве молодого миллиардера, который имел авиакомпании, участвовал в создании нескольких кинематографических проектов, владел футбольным клубом и т.д.. Под предлогом санкций против Ирана он получил привилегии на продажу нефти, что привело к одному из самых крупных хищений в нефтяной сфере в мировой истории. Его долг только Министерству нефти составил более 2 млрд долларов, а вместе с нанесенным ущербом 4 млрд долларов. Б.Занджани продавал нефть через Турцию, однако Анкара отрицает свои связи с иранским бизнесменом. Около двух лет назад суд вынес ему смертельный приговор. Однако для исполнения приговора суд ожидает от него выплаты денежного штрафа, назначенного судом, но Б.Занджани отказывает это делать.

В 2015 году появились доказательства о растрате государственных средств в особо крупных размерах в полиции, но А.Хаменеи запретил выносить обвинения. Бывший начальник полиции Исмаил Ахмади Могаддам, который был допрошен и вскоре после этого снят с должности, прокомментировал, что он был вынужден покинуть свой пост только после того, как он угрожал разоблачить других старших должностных лиц в полиции.

Одно из последних громких дел по коррупции также связано с Министерством нефти. По словам Бижана Намдара Зангане один из сотрудником министерства, который проработал там около тридцати лет смог похитить более 100 млрд туманов. Когда о его схемах хищения стало известно, он покинул страну в течении нескольких часов. Тегеран обратился в Интерпол для его поисков, а некоторые сотрудники министерства были уволены со своих должностей.

21 октября Верховный суд Ирана подтвердил смертный приговор еще троим иранский бизнесменом, обвиняемых в коррупции. Среди них Вахид Мазлумин, известный под псевдонимом «Султан монет», и Мохаммад Исмаил Гассеми. Последние обвиняются в создании нелегальных финансовых сетей для золотых монет и валюты. По словам представителя обвинения, В.Мазлумин имел связи в финансовых центрах, принимающих решения, которые он использовал для создания колебаний курсов золотых монет и валюты. Согласно заявлению представителя судебной власти ИРИ Мохсени Эжеи, в ближайшее время возможно вынесение новых приговоров по делам о коррупции. Подобные приговоры, по его словам, являются предупреждением для всех коррупционеров, которые пытаются использовать нынешние условия для собственной выгоды.

Вышеназванные случаи коррупции в Иране входят в уголовную статью под названием «Коррупция на Земле». Данная формулировка восходит к шариатскому понятию «фасад-аль-ард», которое противопоставляется «политическому процветанию», являющимся «Божьим порядком для человечества». После Исламской революции 1979 года Имам Хомейни внес данное понятие в качестве закона для борьбы не только с коррупционерами, но и другими политическими противниками революции. Впоследствии в закон были внесены изменения, и по нему начали предъявлять обвинения уже по коррупционным делам.

Коррупция в Иране охватывает все сферы – от базара, который является самостоятельным экономическим органом, до высших звеньев власти. Проблема состоит в том, что среди иранцев отсутствует стремление всеобщей выгоды. Вместо него укоренилось понятие личной, сиюминутной выгоды, которая движет людьми на каждом уровне социальной лестницы. Сложная и многоуровневая бюрократия лишь способствует усилению коррупции. Частные компании и фирмы сталкиваются с высоким риском коррупции при приобретении лицензий, коммунальных услуг или других общественных услуг. Естественно, что неправильный менеджмент и коррупция ограничивают управление государственными услугами, а также их качество. Религиозная принадлежность и системы политического патронажа, а не технические навыки зачастую определяют условия найма и увольнение. Более того, другие органы власти часто вмешиваются в работу общественных служб, что еще больше ограничивает их эффективность. Правительственные постановления в Иране часто обременительны для компаний. Получение электроэнергии зачастую становится настоящей проблемой.

Еще одной наиболее коррумпированной сферой является таможенная служба. За годы санкций подпольная экономика росла благодаря именно коррумпированности этой службы. Иностранные бренды контрабандно ввозились в Иран, часто проходя через официальные таможенные контрольно-пропускные пункты. Так, например, по данным 2014 года, когда товары, такие как сигареты, ввозятся в Иран из Омана через Ормузский пролив в Бандар Аббас, официальные лица Омана взымают около 5 долл. США за экспортные пошлины за упаковку, а иранские чиновники требуют плату в размере 60 долл. США, чтобы разрешить разгрузку груза. Имеются утверждения о том, что КСИР играет важную роль в контрабанде как оружия, так и товаров, используя свой контроль над портами, аэропортами и дорогами. Некоторые подразделения КСИР занимаются контрабандой других товаров, включая фармацевтические препараты, наркотики и сырье.