- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии торгово-экономических связей между Турцией и Германией на новом этапе. Часть 4

25 октября состоялась встреча между представительной немецкой делегацией (из 80-ти приехавших — 35 представители крупного бизнеса Германии), под руководством министра экономики Петера Альтмайера, с их турецкими коллегами – как официальными лицами, так и бизнесменами.

Продолжаем перечислять результаты и договоренности, которые были достигнуты двумя сторонами. Напомним, что в предыдущем материале мы указали дорожную карту по энергетики и рассмотрели вопросы, связанные с соглашением между немецким Siemens и турецкой электромеханической компанией Temsan.

Помимо того, что руководитель немецкой делегации Петер Альтмайер встретился с министром финансов и казначейства Бератом Албайраком, в ходе визита состоялись его переговоры и с министром торговли Рухсар Пекджан, в ходе первого заседания турецко-немецкой Экономической и торговой комиссии.

Как указывается турецкими СМИ, в частности, влиятельным турецким изданием Hurriyet, немецкий бизнес демонстрировал единодушие в своей готовности инвестировать в Турцию, но с оговоркой про необходимость «создания необходимых условий для инвестиций».

На заседании круглого стола состоялся и обмен опытом.

К примеру, глава известной энергетической компании EnBW Ганс Джозеф Зиммер отметил следующее: «Мы работали в Турции вместе с компанией Borusan. Сначала мы построили в Турции одну энергетическую ветку стоимостью в 500 млн евро. Потом мы построили ветряную электростанцию мощностью в 450 МВт и гидроэлектростанцию мощностью 50 МВт. Мы достигли большого успеха. Турция – обладательница большого потенциала в сфере энергетики. Сейчас мы готовы к инвестиции в размере 500 млн евро. Однако, для этого должны быть созданы долгосрочные общие условия. Турецкие банки должны создать возможности получения кредитов под низкие процентные ставки».

Также выступавший глава известной компании Aunde, которая ведет промышленное строительство (в первую очередь, текстильные предприятия), Рольф Кенигз призвал своих немецких коллег к тому, чтобы не только вести подрядные работы, а развивать с турецкой стороной полноценное партнёрство и осуществлять выпуск продукции.

Отметим и ещё одно обстоятельство: на встрече звучало мнение немецкого бизнеса о том, что Турция – важна с точки зрения вхождения на рынки третьих стран. Примером для них стала работа компании Bosch через Турцию на весь Ближний Восток. Компания Basf через свой офис в Турции работает с 76 странами. Однако, в наши дни, ключевым вопросом для Турции является слово «стабильность». Выказал немецкий бизнес и свою поддержку турецкой стороне в вопросе упрощения визового режима для граждан Турции в Германию.

Приведем простой пример: Германия для граждан Турции, следующих в третьи страны, но использующих немецкие аэропорты в качестве транзитных точек, применяет особый режим, требуя от них оформления транзитных виз. Даже в том случае, если «транзит» осуществляется только между залом прилета и залом следования дальше, без прохождения в Германии паспортного контроля и выхода в «город». Турок, кто об этой уникальной практике не знает, просто отправляют назад. К гражданам большинства других стран, включая россиян, такая практика не применяется.

По итогам первого заседания турецко-немецкой Экономической и торговой комиссии министр торговли Р.Пекджан заявила следующее: «Суммарные инвестиции 7,1 тыс. немецких фирм, работающих в Турции, составляют 9,3 млрд долл. После сегодняшней встречи будет бурный рост. Иншаллах, наша торговля, наш экспорт продолжат расти… Наш торговый кодекс в 1928 году был позаимствован у Германии. Так что, немецкие инвесторы в Турции не чувствуют себя чужими… Мы подписали соглашение о турецко-немецком Совместном экономическом и торговом комитете и приняли решение о ежегодном проведении его заседаний. В нашем министерстве будет назначено несколько человек, отвечающих за Германию, в их (то есть, в немецком – В.К.) министерстве также будет назначено несколько человек, ответственных за Турцию. Также мы будем осуществлять программу обмена».

В своем ответном выступлении министр экономики ФРГ Петер Альтмайер отметил следующее: «В последние годы наблюдались некоторые трудности в германо-турецких отношениях. Отношения прошли через непростой экзамен. Мы полны решимости исправлять эти отношения. Мы хотим, чтобы вы были успешны, чтобы товарооборот между Турцией и Германией рос. Мы хотим активизировать кредиты по линии Hermes. Я хочу, чтобы в следующем году заседание Комитета прошло бы в Берлине. В нашем министерстве мы могли бы создать группу, отвечающую за Турцию».

Итак, подводим черту. Турция перезагружает свои политические отношения с Германией. Прочные экономические и традиционные культурные связи между Турцией и Германией (в Турции – немало германофилов, и многое из немецкой практики турками заимствуется, не только Торговый кодекс) этому, в немалой мере, способствуют. Кроме того, у сторон есть и возникает немало точек соприкосновения, где они нуждаются в друг друге. Это касается не только вопроса беженцев в Европу, но и сирийского урегулирования, а также американских протекционистских мер в отношении ЕС и Турции.