- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О сближении между Украиной и Израилем

1 ноября, именно в тот день, когда Россия ввела санкции против 322 граждан Украины, представляющих, прежде всего, политическую и деловую элиту этого восточноевропейского государства, а также против 68 украинских коммерческих компаний, популярный израильский аналитически-новостной интернет-сайт Debka опубликовал сообщение, согласно которому боевые самолеты ВВС Израиля принимают участие в проходящих на территории Украины учениях, в ходе которых отрабатывается в частности подавление российских ракетных противовоздушных систем С-300 (ракетные системы С-300 были, как известно, недавно направлены Российской армией в Сирию, невзирая на протесты израильской стороны) и С-400. Прочие сколько-нибудь заметные израильские СМИ не публиковали подобных сообщений и даже не воспроизвели данную информацию со ссылкой на интернет-сайт Debka, однако не было и опровержения упомянутой информации. В определенной степени это может служить иллюстрацией наблюдаемого в последние недели процессу потепления двусторонний отношений между Израилем и Украиной на фоне заметного ухудшения отношений между Израилем и Россией.

Некоторые израильские комментаторы обращают особое внимание на то, что введение Россией упомянутых санкций против Украины последовало через считанные дни после того, как из канцелярии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху было сообщено, что в ближайшее время ожидается визит президента Украины Петра Порошенко в еврейское государство. Автор не берет на себя смелость судить о том,  существует ли в действительности какая-либо связь между двумя этими фактами, однако он, тем не менее, убежден, что сам по себе ход мыслей этих израильских политических комментаторов многое говорит о том, как данные события воспринимаются в Израиле. Вырисовывается своего рода треугольник Россия-Украина-Израиль, в котором укрепление связей Израиля с одной стороной неизбежно сопровождается ухудшением его отношений с другой стороной. Это уравнение может быть выстроено и в обратном порядке: ухудшение отношений Израиля с одной стороной влечет за собой улучшение его отношений с другой.

Что касается нынешнего украинского президента, то следует упомянуть о том, что Петр Порошенко впервые побывал с визитом в Израиле в декабре 2015 года, через несколько месяцев после того, как российская армия вмешалась в гражданскую войну в Сирии. С тех пор произошло явное сближение между военно-политическим руководством России и Израиля. Соответственно отношения между Украиной и Израилем заметно охладели.

В декабре 2016 года в связи с тем, что представитель Украины в ООН проголосовал за резолюцию 2334 Совета Безопасности ООН, согласно которой еврейские поселения Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) являются незаконными, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху распорядился отменить запланированный ранее визит в Израиль премьер-министра Украины Владимира Гройсмана (еврей по происхождению). В ответ МИД Украины заявил правительству Израилю официальный протест. Лишь несколько месяцев спустя, в мае 2017 года, после того, как кризис в двусторонних отношениях был урегулирован (представитель Украины проголосовал в ЮНЕСКО против антиизраильской резолюции) премьер-министр Украины Владимир Гройсман посетил Израиль, где встретился со своим израильским коллегой. В ходе этой встречи Владимир Гройсман пригласил Биньямина Нетаньяху посетить Украину, и тот принял приглашение, однако, как известно, до сих пор так и не был на Украине.

В то же время премьер-министр Израиля неоднократно бывал в России, встречался с президентом РФ Владимиром Путиным и даже присутствовал на параде Дня Победы в Москве 9 мая этого года. Уместно напомнить и о том, что Израиль воздерживался от присоединения к введенным против России в связи с событиями на Украине международным санкциям.

Сближение с Россией, в частности координация действий ЦАХАЛа с российской армией в Сирии имели своей целью защитить безопасность Израиля. Эта политика позволяла на протяжении ряда лет избегать втягивания еврейского государства в широкомасштабный конфликт на севере. Однако в итоге ее результаты стали для израильтян разочаровывающими. Союзнику России, Ирану, который открыто угрожает еврейскому государству уничтожению, удалось закрепиться на территории Сирии в военном отношении. На повестке дня стоит создание иранцами «сухопутного моста» до израильской границы через территории Ирака и Сирии. В этих условиях широкомасштабный военный конфликт на северной границе Израиля выглядит лишь вопросом времени.

Можно не сомневаться в том, что внутриполитические противники премьер-министра Биньямина Нетаньяху не преминут попрекнуть его провал его политики в отношении России. А ведь речь в Израиле идет о предвыборном годе (выборы в Кнессет должны состояться не позднее осени 2019 года. Вместе с премьер-министром ответственность за провал этой политики разделит и министр обороны Израиля Авигдор Либерман (лидер партии «Наш дом – Израиль»), активно выступавший прошлом (вне контекста войны в Сирии) за сближение с Россией. Тот факт, что сам он – уроженец СССР, конечно, не будет открыто использован для обвинения его в отстаивании российских интересов в ущерб интересам Израиля, однако более или менее завуалированные намеки на такую возможность со стороны политических противников в создавшейся ситуации возможны. И Авигдор Либерман не может этого не учитывать.

На таком фоне конце августа 2018 года в Израиле побывал с коротким визитом советник президента США по национальной безопасности Джон Роберт Болтон. Согласно сообщению интернет-сайта Debka, в ходе этого визита он среди прочего обсуждал с премьер-министром Биньямином Нетаньяху возможность возобновления военных и разведывательных связей между Израилем и Украиной. Вне зависимости от того, действительно ли этот вопрос обсуждался во время августовского визита Джона Болтона в Израиль, основным толчком к размораживанию израильско-украинских отношений стало резкое ухудшение российско-израильских отношений после того, как самолет российских ВВС был сбит 17 сентября сирийскими ПВО ракетой российского производства С-200. Как известно, российская армия возложила ответственность за это на ЦАХАЛ, после чего последовало решение поставить сирийской правительственной армии ракеты С-300.

Согласно появившимся в израильских СМИ сообщениям, премьер-министр Биньямин Нетаньяху неоднократно пытался договориться о встрече с президентом РФ Владимиром Путиным для того, чтобы остановить скатывание российско-израильских отношений к открытому конфликту, однако российский президент отказался его принять. Именно с этим, вероятно, связан резкий поворот Израиля в сторону Украины, наблюдаемый в последние недели.

К сказанному следует добавить, что в минувшую среду первый заместитель премьер-министра Украины Степан Кубив сообщил журналистам, что в ближайшее время ожидается подписание соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и Израилем. Следует отметить, что пока объем торговли между двумя государствами не слишком велик. Так, в 2016 году, согласно данным Израильского института экспорта, он составил в денежном выражении 256 млн долларов США, из которых 150 млн пришлись на израильский экспорт в Украину.