- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О попытках Израиля лоббировать интересы Саудовской Аравии в США

Как прогнозировалось ранее, Израиль попытался встать на защиту Саудовской Аравии и ее наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в Вашингтоне, убеждая американскую администрацию в необходимости не отворачиваться от королевства на волне спекуляций, сопровождающих расследование обстоятельств гибели журналиста Д.Хашогги. При этом, как сообщила американская Washington Post, в своем призыве Иерусалим не одинок. К нему присоединились Египет и ОАЭ, настаивающие, что даже не сама КСА, а именно наследный принц представляет собой важного стратегического партнера в регионе и мирового игрока. Несмотря на то, что идею разделяют сразу несколько лидеров, основная волна рассуждений, имеющих негативную направленность, касается преимущественно Израиля.

Данную тенденцию можно объяснить несколькими группами причин. С одной стороны показательной является ситуация в самой американской администрации, где, судя из той же Washington Post, «адвокатом» саудовского наследного принца является и старший советник президента Дж.Кушнер. По информации издания, он пытается убедить президента в важности сотрудничества с КСА по причине региональной ситуации, явно задействуя в качестве весомого аргумента участие Эр-Рияда в будущем выдвижении американского мирного проекта.

Соображение это, разумеется, не лишено логики, поскольку ранее Эр-Рияд уже выступал в качестве канала коммуникации между Вашингтоном и Рамаллой, передав представителям последней черновой вариант инициативы администрации Д.Трампа по урегулированию. Несмотря на то, что серьезного успеха это действие не имело (по одним данным глава ПНА М.Аббас вообще отказался его читать, по другим – счел неподходящими), сам по себе этот факт имеет большое значение особенно в свете того, что «сделку века» Вашингтон все еще обещает обнародовать  причем в ближайшие месяцы. Впрочем, вмешательство Дж.Кушнера играет в этой ситуации, скорее, негативную роль. Вспомнить хотя бы широко обсуждавшееся ранее заявление Мухаммеда бен Сальмана о том, что советник американского президента «у него в кармане», а также раскрытые самим Вашингтоном данные, согласно которым значительная часть коммуникации с Эр-Риядом осуществлялась Дж.Кушнером напрямую.

На этой неделе дискуссии на тему отстаивания Израилем позиций КСА в Вашингтоне усилились, когда Мухаммед бен Сальман принял у себя делегацию христиан-евангелистов, представляющих собой главный электорат Д.Трампа и основных проводников интересов Израиля в отличие, к примеру, от американской еврейской общины. Встреча, состоявшаяся в четверг, изначально была направлена на доказательство религиозной свободы и открытости КСА для различных конфессий, что важно в условиях обвинений, последовавших в адрес королевства после смерти Д.Хашогги. Вместе с тем для региональной прессы показалось крайне подозрительным, что в состав делегации, прибывшей в КСА, входили активисты организаций христиан-евангелистов, не скрывающих свою поддержку Израиля.

Более того, любопытным кажется и то обстоятельство, что участники визита встретились и с руководством саудовского МИДа и американским послом в Эр-Рияде. На основе этого возникает предположение о значительном политическом компоненте дискуссии, который, вероятно, даже затмевает ту самую задачу демонстрации веротерпимости. Интересна и сама конфигурация выстраиваемых контактов. До конца не ясно, с кем именно в американской администрации пообщался Б.Нетаньяху, передавая свою просьбу поддержать КСА, хотя явно, что это был кто-то из высшего эшелона исполнительной власти. Христиане-евангелисты, в свою очередь, пытаются действовать по внешнеполитической линии.

Основная волна критики отношений с КСА, в свою очередь, исходит от Конгресса. Так, американские сенаторы, представляющие обе партии, ранее выступили с инициативой проведения расследования обстоятельств гибели Д.Хашогги и наложения санкций на всех виновных. Кроме того, они же обратились к госсекретарю М.Помпео с тем, чтобы отказаться от сертификации сделок по продаже оружия КСА. Как отметил экс-дипломат из США, а ныне эксперт американского Института Ближнего Востока, курирующий страны Персидского залива Дж.Файерштейн, Сенат может не суметь остановить торговлю вооружениями, но он уже внес существенный разлад даже в отношения Д.Трампа с собственной партией, что представляет собой крайне негативный знак. Любопытно так же и то, что ни Эр-Рияд, вложивший, по данным Центра международной политики, в 2017 г. в спонсирование лоббистских организаций в США порядка 27 млн долларов (для сравнения, в 2016 г. около 10 млн долларов), ни израильтяне, ухудшившие связи с американской еврейской общиной, а следовательно и лобби, не могут повлиять на Конгресс. В условиях приближающихся промежуточных выборов это может стать особенно опасно.

Наконец, если говорить об Израиле, что негативную роль играет еще один фактор – общественное мнение, старательно подогреваемое СМИ, причем израильскими. В них очень много говорится о том, что страна, старательно позиционирующая себя как демократическая, и чуть ли не единственная такая на Ближнем Востоке, не может поддерживать режим, санкционирующий убийство представителей прессы. При этом в серии публикаций, появившихся в Haaretz, аргументы приводятся весьма убедительные. С одной стороны, как считает колумнист М.Аренс, участие КСА теперь только ослабляет союз США и Израиля против Ирана, поскольку подрывает его моральные основы. С другой стороны, как отмечает его коллега Ц.Барэль, Иерусалим должен отдавать себе отчет в том, что он не равный партнер для Запада, а лишь рассматривается в качестве кандидата на эту роль, следовательно, может лишиться этого статуса также легко, как и Эр-Рияд. Такого рода публикации интересны не только своим содержанием, но и фактом появления, поскольку ранее в региональной прессе часто фигурировали обратные замечания, которые были призваны создать дополнительную почву для сближения.

В целом, очевидно, что Израиль, как и США, стоит сегодня перед непростым выбором. При этом сложность его заключается не только в необходимости грамотно расставить приоритеты собственной внешней политики, где, как кажется, все и так давно сделано, но и скоординировать усилия с США, а особенно трудно, учтивая внутриполитическую ситуацию и разницу подходов политических сил к КСА. Помимо этого есть еще один фактор, который, вероятно, все же заставит Иерусалим сохранить связи с КСА. Заключается он в том, что при всех заверениях в прочной взаимной дружбе и особом характере партнерских связей, на сто процентов израильтяне американцам все же не доверяют. Мало того, как бы там ни было, США всегда останутся на другом континенте, в то время как Израилю необходимо каждый день существовать во враждебном окружении, выжить в котором нельзя без контактов с региональными лидерами. И умеренность дружественных режимов Иерусалим будет измерять не отношением к журналистам, а к себе, как к государству, имеющему право на существование.