- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О публикации президента Турции Р.Т.Эрдогана в газете Washington Post

Мы не раз уже на страницах сайта ИБВ писали о том, что турецкие руководители тестируют новый инструмент влияния на зарубежное общественное мнение – через написание статей, на актуальные вопросы международной повестки во влиятельных изданиях. В этом смысле «газетная дипломатия» продолжилась статьей президента Р.Т.Эрдогана, опубликованной в газете Washington Post под заголовком: «Реджеп Тайип Эрдоган: Саудовская Аравия все ещё должна ответить на множество вопросов, касающихся убийства Хашогги».

Собственно, появление этой статьи неудивительно с учётом того, что, во-первых, WP – издание, в котором на момент своего убийства работал Д.Хашогги. Во-вторых, Турция давно обозначила свою позицию, заключающуюся в том, что она не намерена оставлять это дело просто так, а планирует нанести максимальный урон своему сопернику в регионе – Саудовской Аравии.

Какие же послания делает Р.Т.Эрдоган в сторону американской публики, за рамками изложения в очередной раз, в рамках имеющейся в настоящее время информации, случившегося в генеральном консульстве КСА в Стамбуле 2 октября с.г.?

Прежде всего, он утверждает, и небезосновательно, лидирующую роль Турции в том, чтобы «пролить свет на все аспекты этого дела». Результатом, по его словам, стало то, что знает сегодня весь мир. А именно: что Д.Хашогги был убит целой командой лиц и это было преднамеренное, заранее спланированное убийство.

А далее начинаются вопросы, ставшие уже, в определенной мере, для турецкой стороны риторическими, которые повторяются президентом Турции: «Где тело Хашогги? Кто является «местным сотрудником», которому, как утверждают официальные лица Саудовской Аравии, передали останки Хашогги? Кто отдал приказ убить эту добрую душу?». Резюмируются эти вопросы заявлением: «К сожалению, власти Саудовской Аравии отказались отвечать на эти вопросы».

Позиция Анкары по этому поводу формулируется президентом Турции предельно четко: «Мы знаем, что приказ убить Хашогги пришел с самых высоких уровней саудовского правительства… Некоторые, похоже, надеются, что эта «проблема» со временем исчезнет. Но мы будем продолжать задавать эти вопросы, которые имеют решающее значение для уголовного расследования в Турции, а также для семьи и близких Хашогги. Через месяц после его убийства мы до сих пор не знаем, где его тело. По крайней мере, он заслуживает надлежащего захоронения в соответствии с исламскими обычаями. Мы обязаны своим родственникам и друзьям, в том числе его бывшим коллегам из The Post, дать им возможность прощаться и уважать этого почетного человека. Чтобы гарантировать, что мир будет продолжать задавать одни и те же вопросы, мы поделились доказательствами с нашими друзьями и союзниками, включая Соединенные Штаты».

Впрочем, в дополнение, к этим классическим (во всяком случае, для тех, кто следит за заявлениями руководства Турции – В.К.) появляется и один принципиально новый момент. Президент Р.Т.Эрдоган, подчеркивая, что «Турция и Саудовская Аравия поддерживают дружеские отношения» делает свое оценочное суждение: «Мне представляется совершенно невозможным поверить в то, что король Сальман, хранитель мусульманских святынь, заказал удар по Хашогги». Иными словами, как пишет Р.Т.Эрдоган убийство Д.Хашогги, по его мнению, не отражает официальную политику Эр-Рияда, то есть не является проблемой между двумя странами. Что, впрочем, не означает, что Турция будет «закрывать глаза на преднамеренное убийство».

Далее, вдобавок к упоминанию о Венской конвенции о консульских сношениях от 1963 г., зазвучал уже и давно ожидаемый довод о том, что преднамеренное убийство совершенно не просто на турецкой территории, а на земле Турции, которая является «союзником НАТО». Иными словами, Турция, наконец, начала апеллировать в сторону Североатлантического альянса, ширя таким образом перечень стран, которые должны обратить внимание на произошедшее.

При этом Р.Т.Эрдоган выражает «потрясение и опечаленность» теми усилиями «некоторых должностных лиц Саудовской Аравии», которые были направлены на сокрытие умышленного убийства. Выражает он и обеспокоенность тем, что в числе 18 задержанных властями по этому делу нет генерального консула КСА в Стамбуле. Напоминает он и про отказ саудовского прокурора сотрудничать со следственными органами Турецкой Республики (про его визит в Стамбул мы писали – В.К.) и отвечать «даже на простые вопросы». Приглашение со стороны саудовского прокурора турецких следователей в Саудовскую Аравию было охарактеризовано президентом Турции Р.Т.Эрдоганом в качестве «отчаянной и преднамеренной попытки саботажа».

В заключение, Р.Т.Эрдоган пишет о том, что убийство Д. Хашогги – больше чем убийство, как «скандал в Уотергейт был больше, чем взлом, а террористические акты 11 сентября – больше чем угон (самолетов)». Точку в своей статье Р.Т.Эрдоган ставит следующим образом: «Являясь ответственными членами международного сообщества, мы должны раскрыть личности марионеток, стоящих за убийством Хашогги, и открыть для себя тех, кому власти Саудовской Аравии, все еще пытаясь скрыть убийство, доверили это сделать».

Итак, рассмотренной нами публикацией руководство Турецкой Республики продолжает оказывать давление на первых лиц КСА. При этом, Турция подчеркивает масштаб произошедшего, выходящий за рамки просто убийства неудобного журналиста и общественного деятеля, и пытается расширить ряды тех стран, в чью повестку этот вопрос попадет. В первую очередь, за счет стран-членов НАТО. Реверансы про дружеские отношения с КСА и неверие в причастность короля Сальмана (как хранителя мусульманских святынь!) – являются просто фигурой речи из дипломатической практики и вдвойне употребительны в турецком обществе в подобных скандальных ситуациях. Важным же тезисом является то, что Эр-Рияд отказывается сотрудничать по делу и продолжает свои попытки «заиграть вопрос». А это значит, что Турция продолжает оказывать на КСА давление.