- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: об отчете главы ШАБАКа Надава Аргамана в Кнессете

Служба общей безопасности (ШАБАК) в прошлом году предотвратила 480 палестинских террористических атак, что является основным фактором сохранения хрупкого спокойствия между Израилем и палестинцами, сказал 6 октября 2018 года глава ШАБАКа Надав Аргаман[i] [1].

Выступая в комитете по иностранным делам и обороне Кнессета (израильского парламента) с регулярным отчетом, Н.Аргаман также упомянул о 590 потенциальных нападениях т.н. «одиноких волков» (террористов, совершающих нападения, как правило с ножами, в одиночку), которые были предотвращены сотрудниками ШАБАКа, аресте членов 219 ячеек правящего в секторе Газа «Исламского движения сопротивления» (ХАМАСа) на Западном берегу р. Иордан. В прочем, так и осталось не выясненным, сколько палестинцев находилось в каждой ячейке и какие позиции в группировке они занимали.

По словам Н.Аргамана, «ситуация на палестинской арене в прошедшем году была очень нестабильной». «В Газе, с одной стороны, мы находимся на пороге конфликта, а с другой стороны, мы прилагаем усилия для стабилизации гуманитарной ситуации. На Западном берегу р. Иордан ситуация очень сложная. На поверхностном уровне наблюдается относительное спокойствие, но оно обманчиво. Ситуация очень взрывоопасная».

Потенциальные атаки «одиноких волков» относятся к лицам, арестованным оперативниками ШАБАКа до того, как они совершили нападение. В поисках потенциальных «одиноких волков» израильская служба безопасности использует множество методов: мониторинг страниц палестинцев в социальных сетях, использование информаторов и сложный алгоритм, который учитывает связи семьи потенциального подозреваемого с известными террористами и составления «психологических портретов» (профайлинг). Несмотря на то, что не прекращаются дискуссии о том, что такой вид оперативно-розыскной обработки данных является слишком умозрительным, многие именно этому методу ставят в заслугу завершение «Инфидады ножей», периоду с 2015 по 2016 год, когда в Израиле чуть ли не ежедневно  совершались нападения палестинских террористов-одиночек. В результате этой волны насилия 39 человек погибли и сотни ранены.

Н.Аргаман сообщил членам комитета по иностранным делам и обороне о том, что офисы ХАМАСа в секторе Газа и Турции пытались организовать атаки на евреев на Западном берегу р. Иордан и на территории Израиля. Он также упомянул об аналогичных усилиях на территории Ливана. Все эти провалившиеся попытки следует рассматривать в совокупности с продолжающимся пограничным конфликтом в Газе и периодическими ракетными обстрелами.

В настоящее время Израиль и ХАМАС достигли определенной договоренности о прекращении огня, но Н.Аргаман предупредил Кнессет о том, что ситуация остается неустойчивой.

Глава ШАБАКа выступал в роли связующего звена между израильским правительством и главой Палестинской национальной автономии (ПНА) Махмудом Аббасом (Абу Мазеном) из-за недоверия между М.Аббасом и ПНА, с одной стороны, и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, с другой. Н.Аргаман предложил М.Аббасу, в частности, создать совместную промышленную зону и реализовать газовый проект на побережье сектора Газа, который Израиль готов продвигать ради развития палестинской экономики[ii] [2]. Переговорами с главой ПНА эти попытки Израиля наладить контакт с Рамаллой не ограничились. Н.Аргаман в течение последних нескольких месяцев встречался с другими высокопоставленными должностными лицами в ПНА. Его задача заключалась в том, чтобы руководство автономии изменило свою политику отрицания и отказа идти на контакты в обмен на возможность добиться значительных экономических результатов. Однако израильские предложения М.Аббаса не впечатлили, и он полностью от них отказался[iii] [3].

Более того, со стороны Рамаллы последовал ряд «недружественных» шагов. Палестинский центральный совет (ПЦС, которому в 2013 году Организация освобождения Палестины делегировала полномочия правительства и парламента ПНА) 29 октября 2018 года  принял решение приостановить признание Израиля до тех пор, пока тот не признает Палестину в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме. До этого, 4 мая 2018 года Палестинский национальный совет (ПНС), законодательный орган ООП, принял решение приостановить не только признание еврейского государства, но и любую координацию с ним (ШАБАКом и ЦАХАЛом) в сфере безопасности. Однако М.Аббас пока так и не решился на реализацию этих решений. В конечном итоге он вряд ли пойдет на этот шаг, поскольку благодаря содействию израильских спецслужб ХАМАСу не удается, как минимум дестабилизировать ситуацию на Западном берегу р. Иордан, и как максимум – свергнуть власть ФАТХа.

Глава ШАБАКа также сообщил в Кнессете, что его служба предотвратила большую часть кибератак. По его словам, «удалось отразить немало кибернападений со стороны, как террористических групп, так и враждебных разведслужб. В целом относительно спокойная обстановка на Западном берегу р. Иордан – это результат усиленной и слаженной работы всех израильских силовых структур»[iv] [4].

В израильских СМИ приводились высказывания сотрудников правоохранительных органов и разведывательных служб иностранных государств относительно того, что Израиль является первопроходцем в обнаружении и предотвращении потенциальных нападений со стороны «одиноких волков» до того, как они совершат атаку. Однако существует очень тонкая грань между арестом людей за сообщения в социальных сетях, что является проявлением свободы слова, и за опасное подстрекательство. Некоторые из высокопоставленных лиц в сфере безопасности ряда иностранных государств говорили, что они отказываются в отчетах перед собственными законодательными собраниями использовать такого рода ​​статистику, которая по идее должна повысить их авторитет, считая категорию «потенциальный злоумышленник» как слишком аморфную.

Иногда ШАБАК предотвращает потенциальные атаки, арестовывая их исполнителей, но иногда удается сдерживать их в социальных сетях, проводить «серьезную беседу» или просто для начала делать предупреждение.

В целом, несмотря на тревожное сообщение Н.Аргамана о том, что относительное спокойствие вводит в заблуждение, глава ШАБАКа высоко оценил работу киберподразделения своего ведомства и выразил уверенность в способности израильских служб безопасности противостоять вызовам в будущем.

В мае с.г. в своей статье Н.Аргаман писал, что, хотя ШАБАК использует большие объемы данных в процессе борьбы с терроризмом, мир данных больших объемов и киберпространства становится для разведсообщества более сложной проблемой как никогда прежде. «Заглядывая вперед, наши враги не дремлют, поскольку мир больших объемов данных развивается и расширяется, а технология с каждой минутой все более совершенствуется».

Напомним, что в декабре 2017 года Н.Аргаман рассказал комитету по иностранным делам и обороне Кнессета, что за 2017 год его служба предотвратила более 400 террористических нападений, в том числе 13 нападений террористов-смертников и 8 похищений людей, а также 1100 возможных нападений «одиноких волков»[v] [5]. В то же время в 2017 году террористам успешно удалось совершить 54 нападения по сравнению со 108 успешными атаками в 2016 году. В 2016 году ШАБАК предотвратила 344 крупные атаки. Приведенные данные свидетельствуют о том, что общее количество предотвращенных нападений несколько увеличилось за последние три года, хотя неясно, использовалось ли то же определение («крупные атаки)» для категоризации предотвращенных нападений в последующие годы. В любом случае, статистические данные, приводимые главой ШАБАКа, в израильских СМИ приводят с пометкой, что они являются спорными.

В настоящее время израильское законодательство позволяет военному трибуналу применить смертную казнь, если будет согласие всех судей, председательствующих в суде. «Правые» законодатели во главе с министром обороны Авигдором Либерманом призывают к расширению списка типов террористов, в отношении которых может быть применена смертная казнь. Как бы там ни было, в Израиле смертный приговор был вынесен только один раз – в отношении нациста, оберштурмбаннфюрера СС Адольфа Эйхмана, который был повешен в 1962 году.

Министр обороны А. Либерман в 2017 году предложил законопроект «О смертной казни для террористов», позволяющий судьям большинством голосов (а не в результате исключительно единогласного решения) приговорить террориста к смертной казни. Законопроект был согласован лидерами правящей коалиции, несмотря на то, что возражения лидеров оппозиции заключались в том, что закон не помешает террористам совершать нападения. По словам депутата Кнессета Ципи Ливни, на тот момент еще не возглавлявшую оппозицию, «законопроект Либермана является политическим, а не полезным для безопасности, потому что, если бы в нем была необходимость, то силы безопасности потребовали бы его принятия, но они этого не хотят».

Министр обороны А.Либерман на заседании парламентской фракции своей партии «Наш дом – Израиль» (НДИ, на иврите «Исраэль Бейтейну») резко раскритиковал главу Совета по национальной безопасности Меира Бен-Шабата за его отношение к «Закону о смертной казни для террористов». М.Бен-Шабат регулярно снимает с повестки дня кабинета министров по вопросам безопасности представленный партией «Исраэль Бейтейну» законопроект о смертной казни для террористов. По словам А.Либермана, тем самым прилагаются преднамеренные усилия по торпедированию его инициативы.

После очередной такой попытки Бен-Шабата в июне с.г. министр обороны посоветовал «семьям жертв террора задать главе Совета по национальной безопасности вопрос, почему вопреки всем обещаниям законопроект о смертной казни не вносится на обсуждение кабинета безопасности. Как минимум три раза этот законопроект фигурировал в повестке дня Кабинета, но каждый раз в последний момент его снимали с обсуждения»[vi] [6].

Представляется, что принятие закона о смертной казни для террористов будет последним, что поспособствует решению проблемы с палестинским терроризмом. Наиболее существенным и вызывающим дискуссии аспектом в израильском обществе является возможность палестинцев из сектора Газа получить израильское гражданство по программе воссоединения семей. Согласно отчету ШАБАКа, в 2016 году с 2000 по 2016 год 104 палестинца, получившие право жить в Израиле по этой программе, совершили теракты против евреев. Как подсчитали израильские комментаторы, почти каждый пятый теракт, совершенный обладателем израильского «теудат зеута» (удостоверения личности гражданина Израиля), совершил палестинец, получивший израильское гражданство посредством брака.

[i] [7] ШАБАК предотвратила 480 террористических атак в прошлом году // The Jerusalem Post. 06.11.2018. URL: https://www.jpost.com/Arab-Israeli-Conflict/Shin-Bet-head-We-thwarted-480-terror-attacks-in-past-year-571165 [8] (на англ. яз.)

[ii] [9] Нетаньяху попытался возобновить контакты с Абу Мазеном //«Мако». 01.11.2018. URL: https://www.mako.co.il/news-military/israel-q4_2018/Article-2f0fbd91570d661004.htm [10] (на иврите)

[iii] [11] О попытках Израиля возобновить контакты с ПНА

// Институт Ближнего Востока. 06.11.2018. URL: http://www.iimes.ru/?p=49490

[iv] [12] Глава ШАБАКа рассказал о 480 терактах, планируемых палестинцами // Вести. Израиль. 06.11.2018. URL: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5390360,00.html

[v] [13] Глава ШАБАК рассказал в Кнессете: предотвращено более 400 нападений в 2017 году // The Jerusalem Post. 24.12.2017. URL: https://www.jpost.com/Israel-News/Shin-Bet-chief-tells-Knesset-over-400-attacks-thwarted-in-2017-519885 [14] (на англ. яз.)

[vi] [15] Почему законопроект о смертной казни остается мифическим // 7-й канал. 18.06.2018. URL: https://www.7kanal.co.il/News/News.aspx/202135