- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирак: о перспективе компенсации возможной нехватки иранской нефти на рынках

Приступивший к своим обязанностям новый министр нефти Ирака, Тамер аль-Гадбан, заявил 6 ноября, что «объем дефицита нефти, вызванного введением США санкций в отношении иранских нефтяных поставок, станет понятен только после встречи стран-членов ОПЕК, намеченной на декабрь». Именно тогда, по его словам, Багдад, вместе с другими государствами сможет определить, как именно реагировать на этот дефицит, поскольку станет ясно, каково будет реальное, а не ожидаемое снижение иранской доли на рынке нефти.

Мнение министра приводит агентство Reuters, ставшее первым зарубежным информационным органом, которому тот дал интервью после вступления в должность. «Нам надо понять, сколько Иран недопоставит на рынок, и чем мы можем это компенсировать. Это касается не только стран-членов ОПЕК, но и стран-наблюдателей», — отметил Т.аль-Гадбан. «Поняв это, мы сможем ответить, будет ли спрос на иракскую нефть и чем именно Ирак сможет ответить на этот спрос», —  считает министр. Недавние исключения Д.Трампом из санкционного списка целого ряда стран, которые в ближайшей перспективе смогут продолжить покупать иранскую нефть, а также элементарная необходимость войти в курс дела и разобраться с возможностями иракского нефтяного экспорта делают подобную позицию нового министра вполне объяснимой. За предстоящий месяц на многие вопросы, связанные с ожиданиями нехватки нефти на рынке, ответы появятся.

Т.аль-Гадбан воздержался от прогнозов касательно цен на нефть в 2019 году, но обмолвился, что «70 долларов за баррель, по его мнению, были бы вполне справедливой ценой, и. в любом случае, если цены будут расти, это будет лучше для Ирака».

Примечательно, что иранский новостной портал распространил 6 ноября сообщение о том, что министр нефти Ирана обратился в генеральный секретариат ОПЕК с просьбой организовать совещание двух комиссий, отвечающих за контроль соглашения о производстве нефти, действующего между ОПЕК и независимыми экспортерами, во главе с РФ. При этом, иранцы ссылаются на то, что некоторые из стран, принимающих участие в работе комиссий, «дали ясно понять, что не считают законными введение США санкций против Исламской Республики».

Источники, близкие к руководству Министерства нефти Ирана, уверяют, что последнее рассчитывает на ежедневные поставки в объеме, примерно 1.1 млн баррелей нефти и после введения санкций. Собственно, с начала месяца, иранские поставки находились на этом уровне, следовательно, Тегеран видит его в качестве своеобразного минимального рубежа.

На протяжении последних нескольких дней иранские официальные лица обменивались словесными ударами с их американскими визави в ходе того, что в Тегеране называют «экономической войной», и на что пообещали «ответить» после того, как Вашингтон объявил о санкциях не только против иранского нефтяного экспорта, транспортных компаний, но и против финансовой сферы, запретив 50 иранским банкам и их заграничным филиалам пользоваться возможностями финансовой системы США. Так, иранское новостное агентство TASNEM привело высказывание вице-президента страны, подчеркнувшего, что Иран сохранит способность и возможности продавать столько сырой нефти, сколько ему будет необходимо, несмотря на все стремления США обнулить этот процесс.  И добавившего, что «американцы в пропагандистском угаре не видят очевидных реалий». Кроме того, Иран уже провел ряд встреч и консультаций с некоторыми компаниями, оказавшимися в санкционном списке, и обсудил с ними механизм практического взаимодействия в условиях американского давления.

Казначей Центрального банка Ирана, Абдель Насер Хамти заявил во вторник, что его учреждение располагает необходимым опытом, которым готов поделиться со всеми, кто оказался под воздействием санкций. «Мы уже пережили период санкций, и нам вполне оказалась по силам обеспечить функционирование и финансовой и экономической систем, включая внешние финансовые расчеты и саму внешнюю торговлю», — указал чиновник.

Вместе с этим, иранское руководство считает, что «народ страны вправе знать все аспекты вновь разворачивающегося экономического противостояния с Западом, в том числе, и возможные издержки, однако, людям не стоит поддаваться страху, так как многие последствия санкций преувеличиваются», — сообщают  иранские новостные порталы.

Мы уже не раз обращались на страницах сайта Института Ближнего Востока к теме возможностей наращивания иракского нефтяного производства, так же, как и его экспорта, и предполагаем, что никаких «выдающихся» показателей в этом плане, от Багдада ожидать не следует. Гораздо интереснее выглядит тема возможного реэкспорта иранской нефти, под видом иракской, что, само себе, секрет Полишинеля, для экспертов рынка, но, во многом, характеризует политические отношения Ирака с Ираном, а также с некоторыми другими своими соседями.

4 ноября, агентство Bloomberg  распространило заявление о том, что Ирак, якобы, уже третью неделю как приостановил поставки нефти в Иран с месторождений в провинции Киркук.  Речь идет о поставке нефти наливным транспортом, то есть о цифре порядка 20-30 тысяч баррелей в сутки,  или седьмой части от общего объема нефти, добываемой в Киркуке. Он может быть наращен еще на 100 тысяч баррелей, будь готов к работе нефтепровод Киркук – Джейхан, или возобновись прокачка нефти по курдской ветке нефтепровода в тот же Джейхан.

Власти Иракского Курдистана, тем временем, объявили об увеличении производства нефти на подконтрольных региону месторождениях до 400 тысяч баррелей в сутки, в частности на расположенном вблизи от Дахука, месторождении «Фишхабор», оно выросло на 50 тысяч баррелей, правда, на месторождении «Тавук»и, находящимся в округе Захо, оно снизилось со 107 тысяч до 80 тысяч баррелей в сутки. С введением в строй новой насосной станции в округе Шиххат, по курдскому нефтепроводу в Джейхан можно будет перекачивать до 900 тысяч баррелей в сутки. В октябре Ирак поставил на экспорт 107 530 005 баррелей нефти, за которые выручил 8 055 257 000, 00 долларов США, — разумеется, это без учета «северного» экспорта нефти, подконтрольного курдам.

Что же сможет поставить на рынок Ирак, образуйся на нем действительная нехватка нефти из-за антииранских санкций? Если не учитывать то обстоятельство, что любая нефть покупается под конкретного заказчика, НПЗ, рассчитанного на ее переработку, то, условно говоря, 300-400 тысяч баррелей в сутки, скорее всего, SОМО сможет предложить. Однако, учитывая состояние трубопроводной и портовой инфраструктуры, а также декларируемое Ираком соблюдение политики и норм ОПЕК, вряд ли следует ожидать поставок сверх этого количества и ранее, чем окончание первого квартала будущего года.