- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О кадровом обеспечении деятельности Администрации президента Турецкой Республики – Комитет по экономической политике. Часть 1

Турецкая Республика перешла от парламентской к президентской форме правления. Приступаем к рассмотрению кадрового состава вновь созданного Комитета по экономической политике. Напомним, что во всех девяти комитетах при Администрации президента председательствует лично Р.Т.Эрдоган. Он же единолично отбирает и назначает членов во все комитеты.

Прежде чем приступить к рассмотрению кадрового состава экономического комитета, отметим следующее: экономика Турции переживает непростые времена и дело идет не только о том, что они наступили в результате внешнего давления на страну (хотя и это имело место, особенно, со стороны США — в связи с делом пастора Э.Брансона). Речь идет о системных ошибках, которые имеют и свое экономическое измерение. А именно, экономика Турции оказалась построена вокруг крупных подрядных проектов с не всегда очевидным экономическим эффектом.

Если можно так выразиться, Турция расширила то русло, где она и так была традиционно сильна (речь, разумеется, о строительно-подрядном секторе). Однако, не произошло того, о чем на протяжении долгих лет говорят буквально все: не случилось прорыва Турции в экономике знаний, если не с масштабным переходом на производство высокотехнологичной продукции, то, по крайней мере, с повышением среднего уровня добавленной стоимости выпускаемой продукции. Лишь только в последнее время турецкое руководство, видимо, учтя опыт тех же корейцев, начало делать то, что надо было начинать ещё лет 10 назад. А именно: сколачивать государственной волей консорциумы частного бизнеса и направлять их финансовый, интеллектуальный и предпринимательский потенциал на решение конкретных задач. Наглядным примером правильного подхода к вопросу является проект строительства национального автомобиля, к которому турецкое руководство «подтянуло» пять ведущих турецких холдингов, разделив между ними сферы ответственности.

Однако, тот факт, что это произошло лишь в ноябре 2017 года, означает только одно – потерю Турцией, как минимум, 10 лет. Те темпы, которыми в современном мире развиваются промышленность и технологии, не прощают месяцев и, в отдельных случаях, даже недель. Кроме того, реализация таких сложных и технологичных проектов неизбежно тянет за собой прорыв и в смежных областях. Таким образом, Турция, лишенная авиа- и автомобилестроения, в ряде технологических сфер остается пока на уровне качественной промышленной сборки. При том, что её промышленный и кадровый потенциал – подлинно высок. Он сопоставим, допустим, с тем же Ираном. Однако, последний, вольно или невольно (под воздействием тяжелого санкционного режима), оказался в положении вынужденности развития своих собственных технологий, добившись в ключевых отраслях заметных успехов и находясь, допустим, в той же атомной энергетике в другой «весовой категории» по сравнению с Турецкой Республикой.

Турецкое руководство в последнее время выступает с рядом достаточно противоречивых заявлений в отношении наличия или отсутствия в стране экономического кризиса, равно как и относительно преодоленности или непреодоленности последствий падения курса турецкой лиры. Единственно, что во всех этих тезисах является бесспорным – это (временная) стабилизация курса турецкой лиры на уровне 5,5 тур. лир за 1 доллар и 6,2 тур. лир за 1 евро. А также объявление рядом, в том числе крупных, компаний страны о ситуации так называемого «конкордато». Что есть – не полноценное объявление банкротства, но объявление о своей временной финансовой несостоятельности с инициированием процедуры реструктуризации задолженности.

В общем, перед вновь сформированным Комитетом по экономической политике стоит непростая задача по преодолению кризисной ситуации, а также  по выводу страны на новую траекторию роста. Заметим, что ситуация приобрела настолько угрожающий для рейтингов руководства Турции характер, что им были срочно перенесены всеобщие президентские и парламентские выборы с ноября на июнь 2018 года. Потому, что экономические успехи Турции являются частью того договора, который «заключен» между руководством страны и ПСР и частью нейтрально и даже оппозиционно настроенного общества.

Тем не менее, переходим к рассмотрению Комиссии по экономике.

Приводим содержание статьи 25 Указа президента №1, содержащей обязанности и полномочия упомянутого Комитета:

  1. Отслеживать развитие ситуации и производить оценку экономической стабильности.
  2. Производить исследования в экономической сфере.
  3. Отслеживать вопросы развития глобальной и национальной экономики, производить оценку, проводить исследования.
  4. Формировать предложения по вопросам политики в сфере экономической безопасности и экономической обороны.
  5. Отслеживать предложения, касающиеся уменьшения доходов и увеличения расходов, относительно тех, которые выглядят приемлемыми, проводить анализ эффективности.
  6. Проводить работы и разрабатывать предложения в сфере общей политики и приоритетов на национальном уровне, в связи с региональной динамикой.
  7. Разрабатывать предложения, направленные на процесс ускорения инвестиций со стороны государственного и частного сектора.
  8. Формировать предложения по политике в сфере производства, нацеленного на экспорт.
  9. Вносить свою лепту в подготовку предложений по стратегий и дорожных карт по упрощению торговли.
  10. Разрабатывать предложения, направленные на превращение страны в международный финансовый центр через быстрое и здоровое развитие беспроцентной финансовой системы (исламские финансы – В.К.).
  11. Для развития целостной финансовой системы определять риски, отслеживать их и предлагать меры и политику, направленные на их снижение.
  12. Информировать о своих взглядах на формирование и внедрение политики в сфере таможни и внутренней торговли, осуществлять в этой сфере исследования и разработки.
  13. Разрабатывать предложения по политике в сфере государственной поддержки (проектов, отраслей и т.д. – В.К.).