- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Алжире: октябрь 2018 г.

Главным событием месяца стало объявленное 28 октября решение правящей партии Фронт национального освобождения (ФНО) выдвинуть кандидатуру действующего главы государства 81-летнего Абдельазиза Бутефлики на очередное, 5-е переизбрание на предстоящих в апреле 2019 г. президентских выборах. Соответствующее заявление сделал в тот день генеральный секретарь ФНО Джамель ульд Аббес. Сам А.Бутефлика, перенесший в 2013 г. микроинсульт, до сих не заявил о своих новых президентских амбициях. Молчание на этот счет также хранит его ближайшее окружение. А.Бутефлика является председателем ФНО.

Заявление генсека ФНО прозвучало на церемонии вступления в должность нового главы парламентской фракции ФНО Мухаммеда Буабдаллы.

А.Бутефлика находится у власти с 1999 г. После болезни он почти не появляется на публике, и если делает это, то перемещается в инвалидной коляске. Состояние его здоровья является темой многочисленных спекуляций. Тем не менее его очередное выдвижение пока вызывает меньше сопротивления среди политиков и военных, чем это было накануне выборов 2014 года. Тогда он был переизбран в 4-й раз, причем ровно год спустя после микроинсульта, в результате которого он провел 3 месяца в одной из парижских больниц. В 2014 г. он был переизбран в первом туре, получив 81,5% голосов. Сейчас фактически повторяется сценарий предвыборных событий 2014 года.

Много шума в октябре наделал начавшийся еще в сентябре бунт большой группы депутатов Национальной народной ассамблеи (ННА, нижняя палата парламента), потребовавших отставки спикера ННА Саида Бухаджи. 16 октября они блокировали вход в здание ННА с тем, чтобы не пустить туда С.Бухаджу. В акции участвовали депутаты пяти парламентских групп, всего  — около 200 человек, в том числе от ФНО и Национального демократического объединения (НДО), представляющих абсолютное большинство в ННА. Отставки спикера потребовали и лидеры ФНО и НДО. С.Бухаджа обвиняется в «плохом руководстве (парламентом), чрезмерных и незаконных расходах, сомнительной кадровой политике». Ни конституция, ни алжирские законы не предусматривают процедуру смещения спикера ННА, поэтому С.Бухаджа – член ФНО – отказывался покинуть свой пост.

В то же время несколько оппозиционных партий высказались против отставки С.Бухаджи. По оценке депутата от проберберской светской партии Объединение за культуру и демократию (ОКД) Уамара Сауди, в данном случае действия депутатов направляются не из парламента, а от Политического бюро ФНО. В любом случае реальные мотивы этого кризиса в ННА пока непонятны. Сам С.Бухаджа считает, что ему мстят за то, что в конце сентября он уволил со своего поста генерального секретаря ННА, считающегося близким к определенным кругам в ФНО. По мнению оппозиции, речь в данном случае идет о проявлении борьбы кланов внутри ФНО.

С.Бухаджа был избран на пост спикера ННА после парламентских выборов, состоявшихся в мае 2017 года.

Кризис в ННА блокировал работу парламента. В частности, он не смог вовремя рассмотреть проект бюджета на 2019 финансовый год.

В середине октября бюро ННА обратилось с соответствующим запросом в Юридическую комиссию, которая в своем заключении подтвердила, что пост спикера ННА «вакантен» исходя из «неспособности» С.Бухаджи «выполнять свои обязанности из-за его несогласия с депутатами и отказа уйти в отставку».

23 октября депутаты ННА собрались для того, чтобы избрать нового спикера нижней палаты парламента при том, что формально С.Бухаджа оставался на тот момент на своем посту. 24 октября ННА избрала нового спикера. Им стал 47-летний Муад Бушареб. До этого момента он возглавлял парламентскую фракцию ФНО. За него проголосовали 320 депутатов (в ННА 462 депутата).  Голосование было безальтернативным. М.Бушареба кроме депутатов от ФНО поддержали их коллеги от НДО и от других партий парламентского большинства. Оппозиция бойкотировала заседание. Однако 80-летний С.Бухаджа не признал итогов голосования, заявив, что остается спикером парламента.

Согласно алжирскому специалисту по конституционному праву из Алжирского университета Фатихе Бенаббу, констатация «вакансии» поста спикера «не была установлена юридически по существующим правилам», и поэтому С.Бухаджа остается «законным спикером»ННА.

Конфликт вокруг фигуры спикера является очень нетипичным для Алжира, поскольку внутри ФНО действует достаточно жесткая партийная дисциплина.

Со своей стороны оппозиционное ОКД назвало выборы нового спикера «госпереворотом против законодательного института», совершенным «по инструкциям исполнительной власти».

27 октября оппозиционная проберберская партия Фронт социалистических сил (ФСС) объявила о своем решении приостановить работу в ННА в знак протеста против «нарушений властями законодательства», совершенных при выборе нового спикера парламента. В свое время она не поддерживала и С.Бухаджу, также считая его избрание незаконным.

1 октября Алжир обозначил свою позицию по проблеме беженцев. Ее огласил глава МИД АНДР Абделькадер Мессахель в Женеве на заседании Исполнительного комитета Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. С точки зрения Алжира, бремя принятия беженцев должно быть равномерно распределено среди всех принимающих их стран с тем, чтобы облегчить ситуацию в не самым богатых странах. Ранее, в середине сентября, Верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди сообщил, что из примерно 68 млн беженцев и перемещенных лиц до 90% обосновались в бедных странах, не имеющих ресурсов для их приема. Алжир в настоящее время принимает до 40 тысяч сирийских беженцев. Он также относит к этой категории лиц сахарского происхождения, которые проживают в лагерях сепаратистского (по отношению к Марокко) Фронта ПОЛИСАРИО близ алжирского города Тиндуф.

16 октября в ООН было объявлено, что Алжир и Мавритания приняли приглашение эмиссара ООН по Западной Сахаре Хорста Кехлера принять участие в запланированной на 5 – 6 декабря в Женеве дискуссии о будущем сахарских провинций с участием делегаций Марокко и сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО. У Алжира и Мавритании было время на ответ на приглашение до 20 октября, таким образом очевидно, что они не стали ждать приближения этой даты. Марокко и Фронт ПОЛИСАРИО приняли приглашение Х.Кехлера в начале октября. Как напомнили в ООН, четверо участников «круглого стола» должны приехать в Женеву «добровольно и без выдвижения предварительных условий».

До этого переговоры между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО проходили в 2012 году.

29 октября алжирская государственная нефте- газодобывающая компания СОНАТРАК подписала соглашения с французской группой Total и итальянской ENI на предмет проведения разведки на углеводороды в оффшорных зонах Средиземноморья, примыкающих к алжирскому побережью. Напомним, что в конце сентября глава СОНАТРАК Абдельмумен ульд Каддур сообщил, что разведочное бурение начнется в прибрежных водах в 2019 году. В случае упомянутых выше соглашений речь идет о разведке в западной и восточной оффшорных зонах. Соглашения о разведке и добыче углеводородов в этих зонах рассчитаны на 25 лет. Участие в них СОНАТРАК составляет 51%.

В октябре впервые на телевизионных кадрах мелькнули два типа ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) CH-3A и CH-4B, закупленных Национальной народной армией (ННА) Алжира в Китае. Это произошло в ходе учений с авиабазой в Аин Уссара в центральной части страны, прошедших под руководством начальника Генштаба ННА корпусного генерала Ахмеда Салаха Гаида. По данным специализированного сайта menadefence.net, две эскадрильи ударных БПЛА сформированы в составе 5-го разведывательного авиаполка.

Известно, что CH-3A – БПЛА среднего радиуса действия. Дальность его полета в ударном варианте – 200 км, в разведывательном – до 2000 км. Может находиться в воздухе 9 часов. Вооружение – на двух точках подвески могут находиться либо  противотанковых ракеты AR-1 с лазерным наведением и дальностью стрельбы 8 км, либо управляемые или неуправляемые авиабомбы массой 100 кг.

СН-4B – БПЛА, созданный по типу американского MQ-9. Дальность его полета свыше 2 тысяч км, максимальная скорость – 350 км/ч, потолок – 14 тысяч метров. Может находиться в воздухе до 40 часов. Имеет шесть точек подвески оружия, способен нести боевую нагрузку массой до 400 кг.

ННА испытывало в самых сложных условиях оба типа беспилотников в течение пяти последних лет. Причем в 2014 г. БПЛА типа CH-4B потерпели две аварии. И вот с сентября 2018 г. две эскадрильи ударных БПЛА находятся в боеготовом состоянии. Таким образом, Алжир вошел в очень узкий круг стран, располагающих ударными БПЛА.

Кроме беспилотников в учениях с авиабазой в Аин Уссара участвовали вертолеты Ми-171Ш, Ми-24 и Ми-28НЭ.

В целом, как представляется, выдвижение А.Бутефлики на очередное переизбрание неизбежно, однако это будет сделано официально в самый последний момент из-за понятных соображений, продиктованных его возрастом.