- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Глава МИД Ирана М.Д.Зариф об отмывании капиталов в ИРИ

Связанное с Корпусом стражей исламской революции (КСИР) информационное агентство «Тасним» сообщило 14 ноября, что министр иностранных дел ИРИ Мохаммад-Джавад Зариф  вызван на заседание Собрания исламского Совета (парламента Ирана) в связи со сделанными им заявлениями о том, что в Иране существует довольно развитая коррупция и в широких масштабах идет отмывание денег. В интервью этому агентству глава парламентской Комиссии по национальной безопасности и внешней политике Хешматолла Фалохатпише выразил удивление подобными заявлениями  и сказал, что парламентарии приняли решение вызвать министра на слушания и попросить его предоставить все необходимые документы, подтверждающие наличие в стране фактов отмывания капитала. Х.Фалохатпише не приемлет утверждений главы МИД,  и заявляет, что все его обвинения будут тщательно расследованы. «Напротив, — сказал глава парламентской Комиссии по национальной безопасности и внешней политике, — наша страна может быть названа в ряду стран, где потоки движения капитала являются самыми чистыми в мире». «Если говорить об отмывании денег, то половина мирового объема подобных правонарушений совершаются в США»- добавил он.

Что же послужило причиной вызова министра иностранных дел ИРИ на парламентские слушания? Коррупция – не тот предмет, который вызывает особые нарекания в сегодняшнем Иране. Еще в августа нынешнего года генеральный прокурор страны Мохаммад-Джафар Монтазери сообщал СМИ о многочисленных коррупционных делах, расследуемых его ведомством. «Частые  случаи взяток, воровства, фальсификаций, попыток ухода от уплаты налогов стали в сегодняшнем Иране рутинными, и конца этому не видно»-сказал он.   Как заявил тогда  Монтазери, Иран усилил борьбу с преступлениями в этой сфере. Он отметил, что «дел открыто так много, что специальные следственные бригады трудятся с раннего утра до поздней ночи». Тогда же начальник столичной полиции генерал Хасан Рахими информировал СМИ об открытии 850 дел по экономическим преступлениям, главным образом – коррупционным. Суды были настолько завалены делами, что было решено организовать специальные трибуналы для их рассмотрения. Вскоре пресс-секретарь этого ведомства Голам-Хоссейн Мохсени-Эжеи уже сообщил о готовящемся открытии 6 таких трибуналов. Однако обвинения в отмывании капитала высказываются несравненно реже. Вот почему такой резонанс имело сделанное в понедельник 12 ноября М.Д.Зарифом   заявление о том, что в Иране отмывание денег реализуется в больших объемах  и именно поэтому очень многие в Иране противятся присоединению страны к FATF.

Поясним, что эта международная организация – Целевая  группа  по финансовым мероприятиям — существует уже более  30 лет  и занимается планированием и осуществлением  политики и стандартов борьбы с финансовыми преступлениями. По сути, ее деятельность нацелена на противодействие отмыванию капитала и  финансированию терроризма и других деструктивных вызовов глобальной финансовой системе. В начале октября нынешнего года Собрание исламского Совета большинством голосов  – 143 против 120  поддержало присоединение Ирана к Международной конвенции по борьбе с финансовым обеспечением терроризма – CFT.   В ней состоят уже более 180 стран. Членство в CFT  является одной слагаемых вхождения Ирана в FATF. Еще в мае, то есть почти полгода назад, в парламенте ИРИ началось обсуждение проблемы присоединения  страны к FATF. Тогда оно не привело к осязаемому результату и было принято решение   отложить на время голосование по этому вопросу. Разумеется, с членством в FATF были не согласны депутаты-фундаменталисты, понимавшие, что препятствием присоединению Ирана к этому финансовому органу является нахождение опекаемых Ираном террористических группировок типа ХАМАС и «Хизбалла» в списке террористических организаций ЕС. Присоединение ИРИ к  организации, запрещающей финансирование терроризма, может торпедировать реализацию Ираном финансовой подпитку ХАМАСа и «Хизбаллы». Как заявляли депутаты–фундаменталисты, устав как CFT, так FATF демонстрирует явное противоречие с национальными интересами иранского народа, не отвечая сути «революции и исламского строя». Понятно, что на таком фоне, утверждение законопроекта о присоединении Ирана к Международной конвенции по борьбе с финансовым обеспечением терроризма явилось не простым решением, вызвав ожесточенную перепалку парламентариев. Однако точку в дискуссии поставил духовный лидер  страны аятолла Али Хаменеи,  который в направленном парламенту письме дал согласие на утверждение документа.

И вот неделю назад иранский Наблюдательный совет (Шоурайне Негахбан)- НС —  отклонил результаты голосования парламента. Отметим, что основная функция НС как раз состоит в повседневном надзоре над работой законодательного органа с возможным наложением вето на принятие того или иного решения. Это напрямую вытекает из статьи 93 Конституции, согласно которой  «без Наблюдательного совета решения парламента не имеют законной силы» и лишь после утверждения Наблюдательным советом считаются легитимными. Как видим, НС играет роль верхней палаты парламента в условиях, когда таковая действующей ныне иранской Конституцией не предусмотрена.

На самом деле, глава МИД обвиняет в отмывании денег именно тех представителей фундаменталистского крыла законодательной власти, которые чинят всяческие препятствия вступлению Ирана в FATF. Сюда относятся и высшие чины КСИР и связанные с ними правительственные чиновники. Вот почему в течение последнего времени они все и ополчились на главу МИДа, который к тому же ассоциируется у них с противостоящим фундаменталистам крылом иранских либералов-реформистов. Реакцию министра выразил официальный представитель ведомства Бахрам Касеми. По его словам, излишняя политизация слов министра не конструктивна, и вряд ли пойдет на пользу любой из сторон. «То, что сказано д-ром Зарифом относительно масштабов отмывания капиталов в Иране,  стало инструментом фракционных разборок, при том, что это не раз высказывалось на разных уровнях и всеми тремя ветвями власти. Власть, в том числе и самая высшая, не раз высказывалась по поводу нахождения правовых путей решения этой проблемы, тем самым признавая ее наличие». Как считает официальный представитель МИД ИРИ, эту проблему не скрыть, так что отмахиваться от нее, как это делают оппоненты министра, просто нелогично.

Приглашение главы МИД на парламентские слушания, как и недавно чуть не состоявшаяся под напором тех же фундаменталистов и на фоне дальнейшего усиления позиций КСИР его отставка показывают усиления межфракционной борьбы среди иранской политической элиты. Это, бесспорно, еще более расшатывает политическую систему исламского Ирана, испытывающую с введением первого, в начале августа, и второго – с 5 ноября, пакета американских санкций сильнее внешнее давление. Не забудем, что в настоящее время страна находится и в состоянии подлинного экономического кризиса.