- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: присоединение Бени Ганца к партии Авода может изменить соотношение сил между правым и левым лагерем

51% израильтян не считают, что правильно было бы передать председателю партии «Еврейский дом» министру просвещения Нафтали Беннету портфель министра обороны, освободившийся после того, как председатель партии «Наш дом – Израиль» (НДИ) Авигдор Либерман ушел с этого поста в отставку. «Еврейский дом» выдвинул премьер-министру Биньямину Нетаньяху (лидер партии Ликуд) ультиматум с требованием передать пост министра обороны Нафтали Беннету, угрожая в противном случае выйти и с состава правящей коалиции и тем привести к ее падению (после выхода НДИ у коалиции остался 61 мандат из 120), но получил отказ.

Приведенная выше цифра является одним из результатов опроса общественного мнения, который были обнародованы в популярной телевизионной программе «Пгош эт га-итонут» («Встреть прессу») 2-го канала Израильского телевидения вечером в субботу. 24% участников того же опроса заявили, что, по их мнению, следовало дать это портфель Нафтали Беннету, а остальные 25% заявили, что у них нет определенного мнения по данному вопросу.

Помимо этого, из результатов опроса следует, что 53% израильтян оправдывают проведение досрочных выборов в Кнессет, учитывая сложившуюся внутриполитическую обстановку (по закону выборы должны были бы состояться только осенью будущего года). 59% опрошенных заявили, что отставка министра обороны Авигдора Либермана была верным шагом. 49% согласны с его утверждением о том, что причиной его отставки стало несогласие с решениями узкого кабинета министров (именуется также министерской комиссией) по иностранным делам и безопасности относительно ведения кризиса с контролирующим сектор Газа ХАМАСом.

Как и следовало ожидать, участникам вопроса был также задан традиционный вопрос, за какую партию они проголосовали бы, если бы выборы в Кнессет проводились сейчас (учитывая, что выборы, скорее всего, состоятся уже весной, этот вопрос выглядит особенно актуальным). В результате получилась следующая картина:

Крупнейшая правая партия Ликуд во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху – 30 мандатов, как и в Кнессете нынешнего созыва. Учитывая, что большинство предыдущих опросов предсказывали усиление Ликуда, можно говорить о том, что отставка Авигдора Либермана нанесла Ликуду ущерб.

Находящаяся в оппозиции центристская партия «Еш атид» во главе с депутатом Кнессета Яиром Лапидом — 18 мандатов (11 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Открыто антисионистский парламентский блок «Объединенный арабский список» (ОАС), в состав которого входят коммунисты, исламисты и светские арабские националисты, – 12 мандатов (13 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Возглавляемый Ави Габаем левый парламентский «Сионистский лагерь», в состав которого входят партии Авода и «Тнуа» (во главе с председателем парламентской оппозиции депутатом Ципи Ливни) — 12 мандатов (24 мандата в Кнессете нынешнего созыва).  Электоральная катастрофа «Сионистского лагеря» предсказывалась всеми без исключения опросами, и отставка Авигдора Либермана ничего здесь не изменила.

Религиозно-сионистская партия «Еврейский дом» во главе с министром просвещения Нафтали Беннетом — 10 мандатов (8 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Правоцентристская партия «Кулану» во главе с министром финансов Моше Кахлоном — 8 мандатов (10 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС во главе с министром внутренних дел Арье Дери – 7 мандатов, столько же сколько у нее есть и сейчас. Тот факт, что ШАС сохраняет свою силу в определенном смысле является неожиданностью, поскольку все предыдущие опросы предсказывали ослабление этой партии, вплоть до 4 мандатов, позволяющих с трудом преодолеть электоральный барьер.

Ашкеназский ультраортодоксальный религиозный парламентский блок «Еврейство Торы», в состав которого входят партии «Агудат Исраэль» и «Дегель га-Тора», — 6 мандатов как и в Кнессете нынешнего созыва.

НДИ во главе с только что ушедшим в отставку министром обороны Авигдором Либерманом — 6 мандатов. Столько же мандатов НДИ получила на последних выборах в Кнессет, но потеряла один из них после выхода из состава ее фракции депутата Кнессета Орли Леви-Абукасис.

Все еще не имеющая названия новая партия, о создании которой объявила весной депутат Кнессета Орли Леви-Абукасис – 6 мандатов.

И наконец, радикальная левая партия МЕРЕЦ во главе с депутатом Кнессета Тамар Зандберг получила бы 5 мандатов, как и в Кнессете нынешнего созыва. Уместно упомянуть о том, что большинство предыдущих опросов предсказывали определенное усиление этой партии.

Суммарно же правые и религиозные партии, образующие нынешнюю правящую коалицию, получили бы 67 мандатов вместо 66 мандатов, которые были у коалиции до недавнего выхода из нее НДИ. Поскольку новая партия Орли Леви-Абукасис будет тоже, несомненно, принадлежать к право-религиозному лагерю, то парламентская база право-религиозной коалиции расширилась бы, согласно данным этого опроса, до 73 мандатов, что почти беспрецедентно в израильской политике. Это не оставляет израильским левым (включая левых центристов) ни малейших шансов на возвращение к власти.

Однако, как показали результаты того же опроса, картина радикально изменилась бы, если бы бывший начальник Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковник запаса Бени (Биньямин) Ганц, объявивший о своем намерении прийти в большую политику (он считается центристом) присоединился бы к партии Авода и стал бы лидером блока «Сионистский лагерь» вместо Ави Габая. В таком случае, следующий Кнессет выглядел бы так:

Ликуд – 26 мандатов, «Сионистский лагерь» — 24 мандата, «Еш атид» — 14 мандатов, ОАС – 12 мандатов, «Еврейский дом» — 9 мандатов, «Кулану» — 7 мандатов, ШАС – 7 мандатов, «Еврейство Торы» — 6 мандатов, НДИ – 6 мандатов, партия Орли Леви-Абукасис – 5 мандатов и МЕРЕЦ – 4 мандата.

Суммарно же правые и религиозные партии, образующие нынешнюю правящую коалицию, получили бы в таком случае всего 61 мандат. Правда, с учетом мандатов новой партии Орли Леви-Абукасис право-религиозный блок сохранил бы свою силу, получил 66 мандатов. Тем не менее, очевидно, что присоединение Бени Ганца к партии Авода в качестве ее лидера серьезнейшим образом меняется общую картину израильской внутренней политики в пользу левоцентристского блока.

Даже в таком случае нет шансов на создание левоцентристского правительства — следует учитывать, что ОАС ни при каком раскладе не войдет в правящую коалицию, хотя он, вероятно, поддержал бы левоцентристскую коалицию извне. Однако крайне сомнительно, что, например, центристская партия «Еш атид», старательно дистанцирующая себя от левых, согласилась бы войти в состав правящей коалиции, обязанной своим существованием голосам депутатов-антисионистов. Однако серьезно при такой ситуации несколько уменьшаются возможности создания устойчивой право-религиозной коалиции и, соответственно, возрастают шансы на создание правоцентристской коалиции, в которую вошли бы как Ликуд, так и «Сионистский лагерь». «Еврейский дом» и НДИ с высокой степенью вероятности оказались бы вне такой коалиции, как и радикально-левая МЕРЕЦ.

Таким образом, у «Сионистской лагеря» под руководством Бени Ганца есть довольно серьезные шансы покинуть оппозицию. Депутаты от этого блока, не имеющие в нынешней ситуации никаких перспектив на министерские портфели, не могут не быть рады такой возможности. В этой связи результаты данного опроса не могут серьезнейшим образом не обеспокоить нынешнего председателя партии Авода Ави Габая, у которого есть все основания опасаться внутрипартийного «путча».