- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о политике руководства страны после ракетных обстрелов из сектора Газа

По словам представителя ХАМАСа Абу Зухри, отставка министра обороны Израиля Авигдора Либермана рассматривается как политическая победа правящего в секторе Газа «Исламского движения сопротивления» (ХАМАС).

Отметим, что отставка А.Либермана стала полным сюрпризом для премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, других партнеров по коалиции и вероятно, для его соратников по партии «Наш дом — Израиль» (НДИ). А.Либерман не просто покинул правительство, но вывел свою партию из коалиции и из правительства. В результате, автоматически потеряла пост министра алии и абсорбции Софа Ландвер, уроженка Ленинграда, и депутатский мандат Юлия Малиновская. Помимо этих перестановок с 15 ноября с.г. Б.Нетаньяху помимо обязанностей премьер-министра и министра иностранных дел, теперь исполняет функции министра обороны.

Профессор Абрахам Дискин, израильский политолог из Еврейского университета в Иерусалиме и профессор Междисциплинарного центра в Герцлии в интервью Радио Спутник поделился своими взглядами на ситуацию.

По мнению А.Дискина отставка А.Либермана была спровоцирована соглашением с ХАМАСом о прекращении огня. Министр обороны считал, что еще не настало время для достижения таких договоренностей, т.к. ХАМАС не будет его соблюдать. Помимо этого, уверен эксперт, у него также появились проблемы с рейтингом в Израиле, поэтому представляется, что он не был искренен. «Я думаю, что это действительно несогласие с премьер-министром, который несколько раз проявлял в разы большую умеренность относительно террористов в целом и ХАМАСа, в частности»[i] [1].

По мнению А.Дискина, досрочные выборы в складывавшейся ситуации не являлись действительно важными соображениями, но определенно были на уме. В израильских СМИ и в интернете можно было наблюдать серьезную критику Б.Нетаньяху за то, что он слишком мягко действует в отношении ХАМАСа. Действительно, премьер-министра критикуют многие, в том числе близкие ему политики, противоположных ему позиций по ситуации в Газе придерживается относительное большинство потенциальных избирателей в центре и справа израильской политической арены. Поэтому Б.Нетаньяху должен был действовать очень осторожно во время выхода из правящей коалиции А.Либермана с его партией НДИ. Теперь очевидно, что досрочные выборы в стране состоятся.

В Газе заявляют, что отставка министра обороны Израиля и политический кризис в стране являются свидетельством их победы. А.Дискин напоминает, что ХАМАС попросил о прекращении огня. Ответные авиаудары израильских ВВС были очень осторожными, чтобы избежать слишком много жертв среди гражданского населения. Однако, по мнению эксперта, несмотря на заявления, исламисты очень далеки от победы. Впрочем, люди в Израиле действительно не понимают, что происходит и по какой причине их руководство действует так, а не иначе.

А.Дискин отмечает, что премьер-министр находился под сильным давлением назначить лидера небольшой правой национал-религиозной партии «Еврейский дом» Нафтали Беннета министром обороны. «У правительства практически нет такой политической власти, как обычно», но это и не относится к вопросам обороны. Учитывая политическую атмосферу в Израиле, в любом случае все бы происходило по воле Б.Нетаньяху.

Эяль Зиссер, профессор исторического факультета кафедры изучения Ближнего Востока и Африки Тель-авивского университета считает, что вспышка насилия между Израилем и ХАМАСом показала, что обе стороны проявляют решительность и одновременно сдержанность, поскольку никто из них не хочет новой войны. Обе стороны пытаются продемонстрировать свою военную мощь и сохранить свое сдерживание относительно друг друга, опасаясь ненужного скатывания к войне. Похоже, что Израиль и сектор Газа хотели прийти к соглашению о прекращении огня с минимальными жертвами и как можно меньшим ущербом.

ХАМАС инициировал этот виток насилия с целью возмездия за убийства своих бойцов в результате неудачной операции ЦАХАЛа в Хан-Юнисе в ночь на 12 ноября. В этом нет ничего удивительного, поскольку ХАМАС, следуя примеру «Хизбаллы», никогда не оставит без ответа действия Израиля, особенно если в результате израильской операции погибли их оперативники.

По словам Э.Зиссера, исламисты преисполнены решимости сохранить тот уровень сдерживания, которого им удалось достичь, и в противостоянии с Израилем теперь будут опасаться «моргнуть первыми».

Посредством временного прекращения огня благодаря усилиям Египта ХАМАС добивается для себя затишья, чтобы обеспечить иммунитет своим лидерам и оперативникам. Предполагается, что соглашение о прекращении огня должно закрепить позиции ХАМАСа в качестве единственной власти в секторе Газа и единственной политической силы, с которой Израиль и Египет могут обсуждать любые будущие военные и политические вопросы относительно урегулирования ситуации в этом прибрежном анклаве. Опять же, в этом нет ничего нового.

Вот что Э.Зиссер считает тревожным моментом, так это то, с какой легкостью ХАМАС произвел такое количество запусков ракет по территории Израиля (около 500). Террористическая организация действует так, как будто она вообще не боится Израиля, и, хотя она по-прежнему старается не заходить слишком далеко и спровоцировать полномасштабную войну,  похоже, что исламисты достаточно уверенно накрывают юг Израиля шквалом ракет, рассчитывая в результате выйти победителем.

ХАМАС добивается позиции субъекта, который взял на себя инициативу, продиктовал правила и продолжительность игры. При этом наиболее важным является то, что выпустив сотни ракет по израильской территории, ХАМАС заключил соглашение, в результате которого не только усилился, но поднялся на более высокий уровень в противостоянии с Израилем и Палестинской национальной администрацией (ПНА, во главе с Махмудом Аббасом).

Исламисты, судя по всему, уверены в том, что Израиль больше озабочен предотвращением войны, чем они, и что Израиль стремится сохранить власть ХАМАСа в секторе Газа, потому что не видит лучшей для себя альтернативы.

Коль скоро это основные соображения, которыми руководствуются лидеры ХАМАСа, то вряд ли стоит надеяться на то, что организация изменит свою стратегию. Напротив, даже если этот виток насилия действительно подошел к концу, то следующая вспышка – это только вопрос времени. Пока же ХАМАС продолжает придерживаться своей линии поведения[ii] [2].

По мнению Эрана Лермана (бывшего заместителя директора Совета национальной безопасности и вице-президента Иерусалимского института стратегических исследований), неудивительно, что для многих израильтян результаты заседания узкого кабинета 13 ноября с.г. после ракетного обстрела юга страны были восприняты как позор, капитуляция перед лицом терроризма и явное проявление слабости. Решение министров исчерпать до конца все возможности Египта по достижению соглашения с ХАМАСом, несмотря на агрессию со стороны террористической организации в секторе Газа, как представляется эксперту, только поощряет терроризм и создает реальную проблему для сдерживания, которое является жизненно важным для будущего Израиля.

Израильская общественность предъявляет не безосновательные претензии своему правительству. Эрозия израильского сдерживания в результате того, что палестинцы и другие интерпретируют ответные шаги руководства Израиля как «трусость» еврейского государства, представляет собой серьезную и реальную угрозу.

Тем не менее, говорит Э.Лерман, есть причина, по которой все израильские представители оборонных ведомств – начиная от военных и разведывательных сообществ, до главы Совета национальной безопасности Меира Бен-Шабата, который будучи некогда главой южного округа в Службе общей безопасности (ШАБАК), знаком с сектором Газа, – предпочитают именно такой вариант (соглашение с ХАМАСом о прекращении огня) выхода из кризиса.

В основе этого лежит понимание или обоснованное утверждение о том, что выравнивание сил и средств сдерживания является более сложным процессом, нежели грубое соблюдение баланса ущерба, причиненного каждой из сторон. При этом желание заставить Газу заплатить за обстрелы Израиля кровью, которое отчетливо проявляется в социальных сетях, Э.Лерман предлагает рассматривать как вполне естественное.

Но следуя стратегическим соображениям, которые основываются не на нынешней ситуации, а на той, которая, скорее всего, будет создана со всеми  возможными последствиями для более широкого регионального контекста, израильская военная операция возмездия, очевидно, приведет к взятию под контроль сектора Газа в полном объеме в течение неограниченного времени.

Выравнивание сил и средств сдерживания также должно учитывать ущерб, который может быть нанесен международному статусу Израиля, и главным образом усилиям, которые он сейчас предпринимает для мобилизации региональной и глобальной системы в поддержку растущего давления США на Иран. Вполне возможно, что быстрый, но мощный удар Израиля по ХАМАСу, который заставит террористическую организацию заплатить более высокую цену, чем было до сих пор, сделает больше для восстановления сдерживания. Но это также вполне может привести к продолжению и даже расширению боевых действий в палестинском анклаве.

По словам Э.Лермана, теперь задача состоит в том, чтобы убедить руководство ХАМАСа не верить собственным высокомерным заявлениям о победе над Израилем. Лидер «Хизбаллы» Хасан Насралла также в какой-то момент хвастался «божественной победой» над Израилем, но затем признался, что не решился бы на кампанию против еврейского государства, если бы знал, к чему это приведет. Вывод – именно способность ЦАХАЛа точно и выборочно атаковать большое количество целей в соответствии с точной разведкой, что на практике показывает, что может произойти, если боевые действия продолжатся, является лучшим средством, нежели безудержное применение силы. «У Египта есть свой собственный способ объяснить на простом арабском языке то, что руководство ХАМАСа старается не понимать: Израиль все еще держит палец на спусковом крючке, и ХАМАС сделает серьезную и, возможно, фатальную ошибку, если убедит себя в том, что они по факту победили ЦАХАЛ»[iii] [3].

Соображения упомянутых выше израильских экспертов относительно причин столь непопулярного в народе поведения израильского руководства свидетельствуют о том, что и они в поиске адекватных и убедительных объяснений выбранной линии поведения премьер-министра страны.

[i] [4] Отставка Либермана ничего не имеет общего с победой ХАМАСа // Радио Спутник. https://sputniknews.com/analysis/201811141069808773-israel-lieberman-resignation/ [5] (на англ. яз.)

[ii] [6] Следующее обострение в Газе – вопрос времени // Israel Hayom. 14.11.2018. URL: http://www.israelhayom.com/2018/11/14/next-flare-up-in-gaza-is-only-a-matter-of-time-%e2%80%8e/ [7] (на англ. яз.)

[iii] [8] Угроза реальна // Israel Hayom. 14.11.2018. URL: http://www.israelhayom.com/opinions/the-threat-is-real/?redirected=316119 [9] (на англ. яз.)