- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О кадровом обеспечении деятельности Администрации президента Турецкой Республики – Комитет по политике в сфере законодательства. Часть 1

Турецкая Республика перешла от парламентской к президентской форме правления. Приступаем к рассмотрению кадрового состава вновь созданного Комитета по политике в сфере законодательства. Напомним, что во всех девяти комитетах при Администрации президента председательствует лично Р.Т.Эрдоган. Он же единолично отбирает и назначает членов во все комитеты.

Прежде чем приступить к рассмотрению кадрового состава Комитета по законодательству необходимо отметить следующее.

Одним из главных тезисов турецкого руководства является наличие в стране «продвинутой и образцовой демократии», единственной в регионе Ближнего Востока, в рамках которой полностью гарантируются права и свободы личности, а также, национальным меньшинствам обеспечивается защита их национальной идентичности, включая свободу вероисповедания. Что, заметим сразу, некоторым образом ограничивается наличием в многонациональной по факту стране унитарной мононациональной государственной системы: «одна страна, один язык, один флаг».

Процесс мирного примирения с Рабочей партией Курдистана (РПК), который предполагал некоторые послабления в отношении курдского меньшинства страны, был активно начат в 2013 году, но окончательно свернут в 2015 году, после чего страну захлестнула волна террора, продолжавшегося весь 2015 и 2016 год.

Хотя это широко и не тиражируется, но даже из скупых сводок в нынешних официальных СМИ Турции относительно регулярной гибели турецких военнослужащих в восточных и юго-восточных провинциях страны можно заключить то, что антитеррористическая операция против РПК продолжается. Более того, с автономизацией курдских анклавов в северных провинциях Сирии, охваченной гражданской войной, курдский вопрос от ранее несколько теоретического характера получил подлинно региональное измерение.

Попытка военного переворота в Турции, совершенная в ночь с 15 на 16 июля 2016 года, привела ко введению в стране, впервые в её истории, всеобъемлющего режима чрезвычайного положения. Он был отменен лишь в 2018 году — после того, как в рамках новой президентской модели были проведены всеобщие президентские и парламентские выборы.

Вот этот период с 2016 по 2018 г., равно как и волнения на стамбульской площади Таксим и в парке Гези в 2013 году, стали периодом наибольших претензий со стороны Запада, а точнее – Европейского союза, в плане функционирования в Турции судебных органов власти, законности и соблюдения прав человека.

Итогом для Турции стало то, что процесс полноправного вступления Турции в состав стран ЕС, начавшийся в 2005 году, зашел в последние годы в тупик и оказался, по сути, свернут. Ранее существовавшее в Турции Министерство по делам ЕС было понижено в ранге до уровня управления и вошло в состав Министерства иностранных дел Турции. Лишь только недавняя «историческая встреча» между президентом Р.Т.Эрдоганом и канцлером ФРГ А.Меркель (о которой мы писали на страницах ИБВ – В.К.) привела к надеждам определенной части турецкого общества на возвращение Турции в европейское русло. Документально эти надежды были подтверждены пресс-релизом за подписью Р.Т.Эрдогана, опубликованным по итогам визита.

Таким образом, возвращаясь к вопросу создания и функционирования при Администрации президента Турции Комитета по политике в сфере законодательства, можно отметить ответственность его миссии.

Речь идет не только о том, что страна, как указывается турецким руководством, должна завершить свои реформы в законодательной сфере и кардинально улучшить ситуацию с судопроизводством. Речь идет о том, чтобы эти реформы были признаны на Западе и ослабили бы градус напряженности в отношениях с «чувствительными» в этих вопросах западными столицами. Тем более, что судебные процессы над сторонниками так называемой «террористической организации Фетхуллаха Гюлена» или, в турецком обиходе, ФЕТО продолжаются. И внимание к ним со стороны западных наблюдателей – не снижается. А, следовательно, можно очень легко получить от них «желтую карточку». А как продемонстрировал разразившийся в Турции экономический кризис, страна оказывается весьма подверженной конъюнктуре своих текущих отношений с Западом.

Перечисляем содержание Статьи 27 Указа президента №1, содержащей обязанности и полномочия упомянутого Комитета:

  1. Формировать предложения по политике, направленные на обеспечение справедливости, прав и свобод, принципа равенства, верховенства закона и развития плюралистической демократии.
  2. Формировать предложения по политике, преследующей своей целью справедливое, быстрое и эффективное функционирование системы судопроизводства.
  3. С учетом национальных нужд и универсальных принципов, готовить предложения по реформам, направленным на улучшение законодательной системы и внесение актуальных поправок в действующее законодательство.
  4. Проводить исследования в сфере прав и их нарушения и, с целью предотвращения нарушения прав, искать пути решения и выступать с предложениями.
  5. Проводить исследования, направленные на снижение уровня преступности.
  6. Проводить работы и исследования, направленные на предотвращение насилия в отношении женщин и детей, а также внутрисемейного насилия и эксплуатации детей.

Итак, как мы видим, работа Комитета по политике в сфере законодательства в значительной мере, естественным образом, сфокусирована на правах и свободах граждан и отдельных, наиболее уязвимых слоев населения, включая женщин и детей. Хотя тема Европейского союза и европейских стандартов прямо и не озвучена, но не стоит сомневаться в том, что она «незримо» присутствует.