- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О переговорах членов йеменской партии «Ислах» с наследным принцем ОАЭ Мухаммедом бен Заидом

14 ноября 2018 года наследный принц ОАЭ Мухаммед бен Заид встретился с лидерами йеменской партии «Ислах» Мухаммедом Абдуллой аль-Яадоми (Mohammed Abdullah al-Yadomi) и генеральным секретарем партии Абдулваххабом аль-Анси (Abdulwahab al-Ansi). «Ислах» является близка по идеологии к «Братьм-мусульманам», а, как известно, ОАЭ всегда считали их угрозой своей национальной безопасности и не шли с ними на прямые контакты[i] [1]. Встреча произошла вскоре после того, как международные СМИ сообщили, что министр иностранных дел ОАЭ Анвар Гаргаш выступил с заявлением о том, что он «приветствует мирные переговоры по Йемену, которые пройдут под эгидой ООН в Швеции», и «это будет отличной возможностью для перезагрузки политического процесса» [ii] [2]. Напомним, что, по словам  главы МИД Швеции Маргот Вальстрём (Margot Wallström), в течение ноября в Швеции по запросу ООН планируется встреча воюющих в Йемене сторон для проведения мирных переговоров[iii] [3]. Предполагается, что процесс мирного урегулирования йеменского конфликта должен начаться с введения перемирия, причем этот период отказа от применения оружия должен продлиться 30 дней, чтобы стороны конфликта успели встретиться для переговоров[iv] [4]. Все это происходит на фоне последних новостей о том, что армия Йемена, лояльная президенту Йемена Абд Раббо Мансуру Хади и   поддерживаемая арабской коалицией во главе с Саудовской Аравией, временно приостановила бои за город-порт Ходейда для эвакуации раненых и сотрудников гуманитарных организаций[v] [5].

Есть две основные причины, почему вдруг ОАЭ начинает брать курс на сближение с партией «Ислах». Во-первых, США оказывают давление на ОАЭ и возглавляемую Саудовской Аравией коалицию, чтобы они начали мирные переговоры с ослабленным противником, чтобы положить конец войне. Во-вторых, ОАЭ консолидирует свои силы с «Ислах» за пределами альянса против хоуситов и их сторонников, чтобы уменьшить риски для своих коммерческих проектов на юге Йемена. Очень возможно также, что партия «Ислах» приняла предложение о переговорах из-за того, что ее силы ослабли в результате долгого конфликта, а еще из-за опасений быть подавленной явным превосходством правительственных сил, поддерживаемых ОАЭ, в Южном Йемене. Сейчас многие эксперты задаются вопросом, смягчит ли дипломатическое заигрывание ОАЭ с партией «Ислах» политическую и военную враждебность Абу-Даби по отношению к организации «Братья-мусульмане».

У «Ислаха» есть все основания, чтобы скептически отнестись к неожиданному желанию ОАЭ вести переговоры, поскольку совсем недавно (в середине октября) в СМИ просочилась информация о том, что еще в 2015 году в Абу-Дабинанимали американских и израильских наемников в целях ликвидации членов партии[vi] [6].  Кроме того, ряд членов партии «Ислах» были арестованы в ходе антитеррористических рейдов в Адене,  которые инициировали ОАЭ. Исса Кадхи, один из членов  «Ислаха» в городе Таизе, открыто обвинил ОАЭ в том, что они хотят подавить политическое влияние этой партии в Йемене[vii] [7]. И.Кадхи сказал, что «хотя объявленная цель ОАЭ в Йемене заключается в поддержке законного правительства, оно изо всех сил борется с легитимностью». Необходимо также напомнить, что в декабре 2017 года в Эр-Рияде уже состоялась подобная встреча, на которой присутствовали  наследный принц ОАЭ Мухаммед бен Заид,  наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман, а также   лидер  партии «Ислах» полковник Мухаммед Абдулла аль-Яадоми и генеральный секретарь партии Абдулваххаб аль-Анси. Они обсуждали перспективы стабилизации политической ситуации в стране, а также проблемы обеспечения безопасности в Йемене[viii] [8]. Но к каким-либо результатам эта встреча не привела.

В любом случае, абсолютно правы те, кто считают, что политическую игру Абу-Даби эта  «перезагрузка» отношений с партией «Ислах» и проведение переговоров с её лидерами не изменит — и в первую очередь причиной тому является то, что они слишком сильно расходятся по идеологическим и политическим взглядам. Так, в ходе новой встречи в ОАЭ в рамках переговоров с «Ислахом» к партии были предъявлены ряд требований, конечной целью которых является взятие под контроль её деятельности  и действий ее военных группировок, а также отказ от всякой финансовой помощи со стороны Катара, который, согласно сведениям Абу-Даби, последнее время снова делает попытки  «вступить в игру» в Йемене. Тем самым ОАЭ пытаются добиться от членов «Ислаха» их полной лояльности Абу-Даби, причем в большей степени, нежели центральному руководству «Братьев-мусульман» – а это с трудом достижимая цель[ix] [9]. Наиболее вероятным результатом этой встречи является создание «удобного альянса» с партией «Ислах» для ОАЭ, но то, как долго это продлится, зависит от грядущих дипломатических переговоров в Швеции и, конечно, от внутренних настроений обеих сторон.

Напомним, что ОАЭ вместе с Саудовской Аравией является ведущим членом арабской коалиции, поддерживающей проправительственные войска в войне против поддерживаемого Ираном движения повстанцев-хоуситов.  Но в то время, как целью Эр-Рияда является восстановление власти президента Абд Раббо Мансура Хади и подавление восстания хоуситов, Абу-Даби сосредоточил больше внимания на юге Йемена, обучая силы безопасности для обеспечения своих собственных геополитических амбиций. По мнению экспертов Middle East Eye, «долгосрочные цели ОАЭ становятся все более очевидными: это разделить Йемен и создать дружественное Южное государство, которое обеспечило бы торговые пути через порт Аден к остальному миру; эксплуатацию природных ресурсов Йемена; и, наконец, расширение своих возможностей как регионального гегемона»[x] [10].  Middle East Eye считают, что,  чтобы оправдать свое присутствие в Йемене, Абу-Даби позиционирует себя в качестве гаранта стабильности. ОАЭ чаще всего выделяют благотворительные пожертвования и гуманитарную помощь Сане. Однако «стабилизирующая» политика Абу-Даби значительно увеличила внутренний разрыв в Йемене: благодаря поддержки эмиратами южных сепаратистов и других военных прокси обострилась политическая напряженность в и без того раздробленной стране. Например, в январе 2018 года боевые подразделения Южного Йемена, которых поддерживает ОАЭ, вступили в бой с правительственными силами Хади в Адене. Не секрет, что ОАЭ также расширяют свое присутствие и влияние за пределами Йемена — вокруг пролива Баб аль-Мандеб. Также эмираты управляют йеменским островом Сокотра. Многие критики ОАЭ в последнее время открыто обвиняют их в том, что они стали «колониальной силой, преследующей идею доминирования в области Баб аль-Мандеб»[xi] [11]. Вообще, многие йеменцы расценивают эмиратских военнослужащих  как оккупантов. Даже Президент Абд Раббо Мансур Хади обвинил их в том, что на йеменских землях они «ведут себя больше как оккупационные силы, чем как силы освобождения»[xii] [12].

[i] [13] http://www.iimes.ru/?p=49905 [14] «О развитии ситуации в Йемене» Рябов П.П. 18 ноября 2018

[ii] [15] http://www.gdnonline.com/Details/431184/UAE-welcomes-UN-led-Yemen-talks-in-Sweden [16]

[iii] [17] http://www.swedishnews.se [18]

[iv] [19] https://www.thenational.ae/world/mena/un-envoy-expected-to-confirm-yemen-peace-talks-in-sweden-1.792421 [20]

[v] [21] https://ria.ru/world/20181114/1532779231.html [22]

[vi] [23] https://www.buzzfeednews.com/article/aramroston/mercenaries-assassination-us-yemen-uae-spear-golan-dahlan [24]

[vii] [25] https://www.middleeasteye.net/columns/uae-islah-meeting-game-changer-yemen-war-1767079848 [26]

[viii] [27] https://english.alarabiya.net/en/News/gulf/2017/12/14/Saudi-and-UAE-leaders-meet-Yemen-Islah-party-chairman-.html [28]

[ix] [29] http://www.mihwar.ru/jemen/item/eskalatsiya-saudovskoj-agressii-protiv-jemena-v-svete-novykh-regionalnykh-alyansov.html [30]

[x] [31] https://www.middleeasteye.net/columns/how-uae-destroying-yemen-421364462 [32]

[xi] [33] http://anna-news.info/kak-oae-zahvatyvaet-jemen/ [34]

[xii] [35] https://www.middleeasteye.net/news/exclusive-yemeni-president-says-emiratis-acting-occupiers-1965874493 [36]