- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран и Ирак договорились о формате сотрудничества в условиях санкций

Как известно, с 5 ноября против Ирана был введен очередной пакет экономических санкций США, который включает в себя запрет на экспорт иранской нефти, а также проведение банковских операций с Тегераном. Подобное эмбарго против Исламской Республики используется не впервые. До заключения ядерной сделки в 2015 году и отмены санкций в январе 2016 года, страна так же не имела возможности вести торговлю нефтью на международном рынке. В качестве альтернативы с рядом стран использовалась бартерная сделка, а именно нефть в обмен на товары.

14 ноября два иракских должностных лица, пожелавших оставаться анонимными, сообщили британскому информационному агентству Reuters, что власти Ирака пришли к соглашению с Ираном о получении от него газа и электроэнергии в обмен на поставку иракских продовольственных товаров и «гуманитарных» поставок. Иракские чиновники не предоставили более подробную информацию, о каких видах продуктов питания идет речь в договоренностях.  Отметим, что Иран всегда был поставщиком многих продовольственных товаров в Ирак и имел значительное присутствие на рынке страны. В связи с невозможностью проведения денежных операций с международными банками, в Исламской Республике возникло опасение по поводу нехватки продовольствия, медикаментов и других основных товаров. Недавно было объявлено, что правительство Швейцарии ведет переговоры с Тегераном и Вашингтоном об открытии банковского канала для продажи гуманитарных товаров Ирану.

По условиям действующих санкций, если Ирак действительно намерен использовать иранский газ как топливо на иракских электростанциях, Багдаду необходимо заручиться разрешением Вашингтона. Учитывая слаборазвитую электроэнергетику Ирака, страна нуждается в поставках газа и электроэнергии из Ирана. Посольство США в Багдаде на прошлой неделе объявило, что американское правительство освободило Ирак от новых санкций сроком на 45 дней, чтобы страна могла продолжать покупать газ и электричество из Ирана. И это послабление позволит Ираку предпринять шаги к независимости в области энергетики. В свою очередь официальные лица Ирака утверждают, что крайнего срока в 45 дней с целью остановить импорт иранского газа, недостаточно для того, чтобы найти альтернативный источник энергоносителей.

В публикации Reuters приведена цитата иракского чиновника: «Прекращение поставок иранского газа после истечения срока приведет к реальному кризису в обеспечении электроэнергией. Нам нужно больше времени. Американцы полностью осознают, насколько мы неизбежно зависим от импорта газа из Ирана». Второй иракский чиновник также сообщил Reuters, что Ирак планирует отправить свою просьбу в Соединенные Штаты и попросить разрешить  импортировать газ из Ирана после 45-дневного срока. Иракский чиновник добавил, что Ирак хочет получить газ из Ирана в обмен на продовольствие и гуманитарные товары, добавив, что «Иран принял это предложение».

Пресс-секретарь иранского Союза экспортеров нефти, газа и нефтепродуктов Хамид Хоссейни в свою очередь отрицал сообщение об обмене иранским газом с Ираком на продовольствие. По его словам, Reuters распространило неверную информацию. На самом деле Ирак предложил расплачиваться за иранский газ своей националньой денежной валютой — иракскими динарами. Х.Хоссейни отметил, что Ирак не имеет подобных портов, по которым можно доставлять Ирану продовольственные товары, кроме того Ирак не является производителем таких товаров.

Подтвердил заявление Хамида Хоссейни и посол ИРИ в Багдаде Ирадж Масджеди. Он сказал, что учитывая проблемы, возникающие в ходе сделок в долларах, было сделано совместное предложение — использовать иракский динар или оформлять экспорт и импорт товаров через расчетные палаты.

Однако, не только Ирак импортирует нефть из Ирана. Член парламентской комиссии по нефти и газу Ирака Мухаммед Галиб заявил, что экспорт нефти из Киркука в Иран продолжается через нефтяные танкеры. Большая часть иракской нефти экспортируется  в Иран через внутренние порты, частично с помощью нефтяных танкеров. По словам М.Галиба, власти в Багдаде внимательно следят за процессом экспорта нефти из Киркука в Турцию и Иран, т.к. «жители Киркука» не могут правильно использовать эту нефть и не знают, как ее продавать».  Информационное агентство ISNA сообщает также, что данный чиновник сказал, что Соединенные Штаты оказывают давление на Ирак, с целью прекратить отгрузку нефти в Иран и экспортировать курдскую нефть через Турцию. Если Турция получит нефть из Ирака, то причины Анкары для получения освобождения от нефтяных санкций США против Ирана станут безосновательными.

По данным ISNA, некоторые источники сообщают, что в настоящее время Ирак экспортирует менее 30 000 баррелей нефти в Иран, используя грузовики. Однако передача нефти из Киркука в Иран в ноябре с начала санкций США, должна быть приостановлена, и вместо этого государственная компания SOMO намеревается продавать 30 000 баррелей нефти из небольшого нефтяного месторождения под Мосулом.

Напомним, что Багдад взял под свой контроль нефть Киркука осенью прошлого года после референдума о независимости Иракского Курдистана и усиления напряженности в отношениях с Эрбилем. С тех пор экспорт нефти был остановлен. Тогда агентство Reuters назвало нефть Киркука «премией Ирану за вмешательство в иракский кризис», объявив, что Багдад и Тегеран ведут переговоры по строительству трубопровода из Киркука в центральные районы Ирана, чтобы по иранской  территории  экспортировать ее через Персидский залив.

16 ноября стало известно, что иракская нефть из Киркука вновь начала поступать в Турцию. По сообщениям турецкой стороны, в порт Джейхан поступает 50-100 тыс. баррелей нефти в день. В свою очередь пресс-секретарь Госдепартамента США на своем аккаунте в Твиттере сделала следующую запись: «Возобновление экспорта нефти из Киркука является позитивным событием для Ирака и еще одним важным шагом в наших усилиях по сокращению экспорта нефти из Ирана. Поздравляем иракское правительство и Курдистан, и команду посольства США в Багдаде за их тяжелую работу».

На фоне вышеупомянутых сообщений 17 ноября состоялся официальный визит президента Ирака Бархама Салиха в Тегеран, где он провел переговоры со своим иранским коллегой Хасаном Роухани. Выступая на совместном брифинге по итогам встречи, Х.Роухани заявил, что отношения между Тегераном и Багдадом имеют важное значение с исторической, культурной, национальной и региональной точек зрения, и добавил, что сегодня уровень товарооборота между Ираном и Ираком достигает около 12 млрд долларов, что, как ожидается, возрастет до 20 млрд долларов, учитывая огромный потенциал обеих стран.

По сообщениям пресс-службы президента ИРИ, Х.Роухани сказал: «Сегодня мы говорили об обмене электроэнергией, газом, нефтепродуктами, а также о деятельности двух стран в области разведки нефти и соединительной железной дороги между двумя странами с запада и юга». По словам президента, подготовка к подключению железной дороги к Басре (на юго-востоке Ирака) очень хорошо продвигается, и при усилиях Министерства финансов Ирака иранская компания может начать свою работу, и, завершив эту 35-километровую железную дорогу, процесс транспортировки коммерческих и пассажирских грузов между двумя странами будет значительно облегчен.

Президенты затронули также вопрос о дноуглубительных работах на реках  Арванде Руд и Шатт эль-Араб. Хасан Роухани сказал, что данный вопрос важен для обеих стран, и он будет способствовать процветанию Хорремшахра, Абадана, Басры и Фао.  Еще одним важным достижением двусторонней встречи стали договоренности по созданию двух зон свободной торговли. По словам иранского президента, ЗСТ будут установлены таким образом, что представители обеих стран смогут создавать на их территории совместные предприятия.

Прокомментировал визит иракского лидера в Исламскую Республику посол ИРИ в Багдаде. В интервью ISNA посол отметил, что президент Ирака передал важное послание для Ирана в этой поездке. «Фактически, г-н Бархам Салих хотел передать послание о том, что Иран и Ирак являются двумя соседними странами, которые подчеркивают расширение сотрудничества и развитие отношений, и Ирак не считает необходимым соблюдать санкции США», — сказала И.Масджеди. Он добавил также, что президент Ирака хотел донести до соседней страны послание о том, что так же, как Иран боролся с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) наряду с иракским народом, Ирак будет стоять вместе с властями и народом ИРИ во время давления на страну.

Президенты двух стран обсудили и ряд других вопросов, как защита окружающей среды и отмена виз. Удалось заключить соглашение о поэтапном решении этой задачи. На первом этапе планируется отмена виз для бизнесменов, торговцев и других экономических деятелей.

Во время своей поездки в Тегеран, помимо встречи с иранским коллегой, президент Ирака встретился с верховным лидером, спикером парламента, министром иностранных дел, а также секретарем Высшего совета национальной безопасности. Это был первый визит Бархама Салиха в Тегеран в качестве президента.

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф выразил удовлетворение визитом президента Ирака Бархама Салиха и сопровождающей его делегации в Тегеран, заявив, что Иран и Ирак привержены взаимовыгодному сотрудничеству, а верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи призвал иракские власти  противостоять диктату и иностранному вмешательству, подчеркнув в этом деле важность Ирана, в том числе в качестве главного торгового партнера арабской страны. A.Хаменеи также попросил Б.Салиха сохранить поддерживаемую Ираном шиитскую милицию «Аль-Хашд аш-Шаби», которую иракский парламент признал в качестве резервной силы для армии и полиции Ирака в декабре 2016 года.

Заявление посла ИРИ в Ираке Ираджа Масджеди о послании Багдада соседнему государству не лишено смысла, однако, причины не только в благодарности иракского правительства за поддержку в борьбе с ИГ и курдским сепаратизмом, но в экономической стабильности и безопасности. Дело в том, что за годы войны в Ираке экономика понесла серьезный ущерб. Соседние Иран и Турция успели прочно занять свое мести на рынке Ирака. Если Турция в большей степени заняла северную часть рынка, то Иран более активен на юге. В течение первых семи месяцев нынешнего иранского календарного года (21 марта — 22 октября) экспорт Ирана в Ирак вырос на 30% или 6 млрд долларов по сравнению с тем же периодом прошлого года, по словам председателя ирано-иракской совместной торговой палаты Яхьи аль-Исхака.

Что касается решения вопроса безопасности, перманентно актуального для Ирака, то Ирак в своей борьбе с терроризмом напрямую зависит от Ирана, как в деле поставок вооружения, так и комплектовании и бучении вышеупомянутой шиитской полиции «Аль-Хашд аш-Шааби». Именно эти формирования сыграли решающую роль в разгроме сил «Исламского государства», а в настоящее время является не только чисто военным, но и политическим фактором, завися от Ирана и подчиняясь не столько иракскому правительству, сколько шиитским лидерам.