- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сирия укрепляет свои позиции на международной арене

События нескольких последних месяцев свидетельствуют о том, что многие арабские государства, в том числе те, которые ранее поддерживали вооруженную оппозицию и делали все для свержения президента Сирии Башара Асада, в настоящее время стремятся к восстановлению нормальных внешнеполитических и дипломатических отношений с Дамаском. Одновременно сирийское правительство и президент Башар Асад все увереннее чувствуют себя в международных делах. Таким образом, вскоре можно ожидать полной легитимации сирийского президента, которого еще недавно в некоторых респектабельных западных и арабских кругах называли «кровавым диктатором, повинным в гибели полумиллиона сирийцев» и предрекали его режиму скорое свержение.

Речь идет, прежде всего, о переосмыслении внешнеполитической позиции монархий Персидского залива, потративших миллиарды доллары и сотни тонн поставленного оппозиции оружия для свержения нынешнего сирийского режима. Пионером в процессе переосмысления подходов в сирийском конфликте стала Саудовская Аравия. Еще во время визита в США в апреле с.г. наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман отметил в интервью журналу Time: «Башар остается у власти в Сирии. Однако я думаю, не в его интересах позволять иранцам делать все, что они хотят делать в этой стране». 7 ноября агентство Al Masdar News сообщило о том, что правительство Объединенных Арабских Эмиратов намерено возобновить работу посольства этой страны в Дамаске. Более того, эмиратовцы являются посредниками между Дамаском и Эр-Риядом в деле восстановления политических отношений. Еще в сентябре с.г. в ливанской газете «Аль-Ахбар» говорилось о предложении, сделанном руководством Саудовской Аравии правительству САР предоставить 10 млрд долларов на восстановление сирийской экономики в обмен на вывод проиранских вооруженных формирований из Сирии и разрыв военного сотрудничества Дамаска с Тегераном. На это предложение был получен отказ, так как предложенная саудовцами сумма не может покрыть всех расходов на восстановление разрушенной экономики и инфраструктуры (от 150 до 200 млрд долларов), а стратегическое партнерство с Тегераном остается критически важным для руководства САР.

8 июня с.г. министр иностранных дел ОАЭ Анвар Гаргаш заявил о том, что исключение Сирии из Лиги арабских государств (ЛАГ) было большой ошибкой. Напомним, что Сирия была исключена из ЛАГ большинством голосов в феврале 2012 года, после того как комиссия ЛАГ обнародовала данные о неоправданном применении  сирийской армией насилия при подавлении беспорядков в Хомсе в конце 2011 года. В 2013-2014 годах Катар и КСА лоббировали предоставление места Сирии в ЛАГ Сирийскому национальному совету (СНС) или Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС), но экспансия «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России в 2014 году вкупе с бессилием сирийской оппозиции сделали эти планы неосуществимыми. «В настоящее время страны, задействованные в Сирии, оказались в ситуации, когда поддержка одной стороны (оппозиции) означает поддержку террористических формирований. Другой подход делает нас союзниками лидера, ответственного за худший гуманитарный кризис в арабском мире. Выбор между оппозицией, группирующейся вокруг «Аль-Каиды» (запрещена в России – авт.) и Асадом является ложным выбором. Не старайтесь навязать нам этот выбор. Мы считаем единственной возможностью политический процесс, но для этого надо восстановить Сирию в ЛАГ», — отметил Анвар Гаргаш.

2 октября с.г. все арабские СМИ опубликовали фотографии  встречи министра иностранных дел САР Валида Муаллема и министра иностранных дел Бахрейна Халеда Ахмеда бен Халифы на полях Генеральной Ассамблеи ООН. Она сопровождалось долгим дружественным разговором, а приветствия двух высокопоставленных дипломатов – объятиями. Учитывая, что Бахрейн является наиболее близким союзником Саудовской Аравии, такой сердечный разговор не мог пройти без одобрения Эр-Рияда. Отвечая на вопросы журналистов телекомпании «Аль-Арабия», мининдел Бахрейна сказал, что эта встреча не планировалась заранее, но и не является первой, так как они с Валидом Муаллемом хорошо знают друг друга. Также он назвал своего сирийского коллегу «братом». Позже, отвечая на вопросы турецкого агентства «Анадолу», Халед Ахмед бен Халифа отметил, что встреча министров прошла на фоне усилий арабских стран восстановить свою роль в урегулировании сирийского конфликта. «Встреча пришлась на период, когда мы видим позитивные трансформации, позволяющие повысить эффективность арабской роли в сирийском вопросе. Сирия является арабской страной, ее жители – арабы, и то, что происходит в ней, является предметом заботы для всей нашей нации. Неправильно, что региональные и международные игроки задействованы в ней при арабском отсутствии», — констатировал министр. Он также фактически отметил легитимность сирийского правительства: «Сирийское правительство – это сирийское правительство. Мы работаем с государствами, даже если в чем-то с ними не согласны».

20-23 ноября Сирию впервые за семь лет посетила иорданская парламентская делегация во главе с бывшим спикером парламента королевства Абдель Каримом аль-Догми. Ее члены не скупились на похвалы сирийскому правительству, особенно за открытие КПП «Насиб» на сирийско-иорданской границе. Открытие этого пункта позволило возобновить товарные перевозки из Сирии и Ливана в страны Персидского залива, что в перспективе сможет приносить в иорданский бюджет ежегодно сотни миллионов долларов за таможенные и дорожные сборы. Парламентарий Нидаль Таани заявил, что визит делегации призван укрепить иорданско-сирийские отношения. Он добавил, что победа Сирии в войне с терроризмом, достигнутая благодаря ее народу, армии и руководству, является победой всей арабской нации.

Таким образом, в случае одобрения аравийскими монархиями и Иорданией восстановление членства Сирии в ЛАГ становится почти неизбежным. Особенно учитывая то, что Ирак является союзником Сирии по «оси сопротивления», а Алжир и Египет изначально не поддерживали исключения Сирии из этой международной организации. Причиной резкого потепления отношения аравийских монархий к САР являются опасения Саудовской Аравии, ОАЭ и Египта усиление роли Ирана и Турции в сирийской политике. При таком раскладе Саудовская Аравия, игравшая «первую скрипку» в сирийском кризисе в 2013-2015 годах, оказалась фактически выдавленной из процесса его урегулирования. В случае Ирана представители аравийских монархий предпочтут российское влияние на сирийские дела иранскому, и согласны простить Башару Асаду «репрессии против сирийского народа», если он откажется от ориентации на Тегеран. Не устраивает арабов и чрезмерное усиление Турции на севере Сирии, так как Анкара является покровителем движения «Братья-мусульмане», враждебного режимам Египта и Саудовской Аравии. Кроме того, Турция является стратегическим партнером Катара. Тандем Египта и ОАЭ противостоит коалиции Турции и Катара в Ливии и секторе Газа. В то же время коалиция ОАЭ, Саудовской Аравии и Египта ведет острую борьбу против Анкары и Дохи на Африканском Роге и в регионе Красного моря. В этих условиях флирт недавних противников правительства Башара Асада с Дамаском будет продолжаться.