- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О взглядах Ирана и Узбекистана на Московские консультации по Афганистану

В статье «О взглядах Пакистана и Индии на Московские консультации по Афганистану» были рассмотрены государственные взгляды крупнейшей в мире демократии Индии и Пакистана на Московские консультации по Афганистану. В данной части есть необходимость рассмотреть подходы, которые разделяются в столицах. Речь идет о странах Центральной Азии, в особенности об Узбекистане, как о наиболее заинтересованной стороне. Не менее актуальным является отношение Исламской Республики Иран – государство-наблюдателя ШОС.  Узбекистан поддерживает Московский формат консультаций по Афганистану. Об этом говорится в совместном заявлении президентов России и Узбекистана Владимира Путина и Шавката Мирзиёева, подписанном в Ташкенте еще 19 октября.  В частности, в документе отражены вопросы обеспечения стабильности и безопасности в регионе, а также содействие мирному процессу в Афганистане.  Так, в заявлении высказана убежденность, что процесс мирного восстановления Афганистана должен решаться руководством страны и ее жителями. Кроме того, в документе Россия приветствовала важные шаги Узбекистана по содействию мирному процессу в Афганистане.  «Узбекская сторона поддерживает созданный по инициативе России Московский формат консультаций по Афганистану в качестве площадки для содействия запуску мирного диалога в этой стране. Узбекистан и Россия подчеркнули важность продолжения совместной работы в рамках Контактной группы «ШОС – Афганистан», – отмечается в совместном заявлении. В документе также подчеркивается, что Путин и Мирзиёев обменялись мнениями по наиболее актуальным международным вопросам. Главы двух государств отметили совпадение или близость позиций по ключевым аспектам региональной и глобальной повесток дня. Помимо этого президенты подтвердили решимость развивать сотрудничество в борьбе с терроризмом, незаконным производством и оборотом наркотических средств, коррупцией и другими видами транснациональной организованной преступности. Ранее официальный Ташкент объявил о готовности создать на территории Узбекистана все необходимые условия для организации прямых переговоров между правительством Афганистана и движением «Талибан». А 26−27 марта этого года в столице Узбекистана прошла международная конференция по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие». Итоговым документом конференции стала Ташкентская декларация, которая отражает основные аспекты взаимодействия с Афганистаном и предложения по урегулированию ситуации в этой стране. Узбекские интересы на афганском направлении сводятся к четырем факторам. Во-первых, Ташкент хотел обезопасить свои южные границы, которые составляют около 150 км. Победа движения «Талибан» в гражданской войне в 1996 году вынудила Ташкент построить  хорошо укрепленный заградительный барьер вдоль всей границы. По мнению специалистов, после этого узбекско-афганская граница стала одной из наиболее охраняемых и неприступных в мире. Состоит она из забора колючей проволоки и еще одного заградительного барьера с электрическим напряжением 380 вольт. Кроме того, барьер окружен минным полем и постоянно охраняется узбекским пограничниками, которые известны своей профессиональностью. Во-вторых, Узбекистан имеет ряд экономических интересов и амбиций в афганском направлении. Во многом они связаны с энергетикой и экспортом своей продукции. В-третьих, Ташкент, так или иначе, хочет играть определенную политическую (геополитическую) роль в афганской политике, поддерживая те или иные силы (в основном узбекские, а также официальные власти). И, наконец, в-четвертых. Ташкент при новом руководстве хочет играть роль посредника, миротворца и регионального хаба, что должно, по мнению властей, привлечь новые инвестиции и укрепить политические позиции страны. Благодаря конференции государство-член ШОС Узбекистан смог представить себя в качестве регионального посредника и определенного актора афганской политики, что, несомненно, прибавило определенного веса республике. Теперь в продолжение форума в Ташкенте побывала официальная делегация катарского крыла движения «Талибан». Центральноазиатской республике удается  проводить достаточно солидную и успешную внешнюю политику, усиливая свои позиции, что рано или поздно отразиться на экономике Узбекистана. В свою очередь, Исламская Республика Иран не обладает столь внушительными ресурсами в Афганистане, как США и Пакистан. Однако мнение этой страны учитывается многими группами в элите Афганистана. Более того, у Тегерана есть своя клиентура, которая представляет собой видную часть афганского социума. Речь идет в первую очередь об афганских шиитах – хазарейцах. Во-первых, Тегеран исторически делал ставку на афганских таджиков, как на родственный, фарсиязычный народ. Главный противник таджиков — движение «Талибан» —  одна из основных угроз национальной безопасности Ирана. Суннитские фундаменталисты представляют собой опасность для шиитской теократии, показывают миру отрицательный пример исламской формы правления, которая бросает тень на саму идею – религиозной власти. Об этом, между прочим, много говорили лидеры Исламской Республики. С Кабулом отношения у Тегерана складываются неровно. Конечно, Иран пытается выстраивать связи с официальными властями и их можно даже назвать достаточно дружественными. Однако фактор США тормозит их развитие. Вашингтон прямо запрещает Кабулу углублять отношения с Ираном. В этом контексте иранцы выбирают «оазисы силы» в Афганистане и ведут прямую работу с полевыми командирами, губернаторами и отдельными провинциями (Герат). То есть ослабление официального Кабула выгодно Ирану. Кроме того, у Тегерана давние связи с талибами. Также следует отметить и другой фактор. Иран находится в продолжительном и глубоком геополитическом, экономическом, религиозном и отчасти идеологическом конфликте с Западом, и в особенности с США. Вашингтон имеет на территории Афганистана, который граничит с Ираном, многочисленный военный контингент и десятки военных баз. Соответственно с геополитической и военной точки зрения это крайне невыгодно Исламской Республике. Любое управляемое ослабление США в Афганистане – выгодно Ирану. Таким образом, отношение Тегерана к Московским консультациям вполне положительное.